Система сбора и обработки информации в здравоохранении Российской Федерации

Система сбора и анализа статистических данных подчинена целям государства, связанным с контролем деятельности его органов, общества, и в целом – результатам развития общественных процессов. Соответственно, система государственной статистической отчетности в стране всегда строится на основании реальной политики государства во всех сферах его деятельности.

Служба государственной статистики ответственна за предоставление обществу достоверной информации относительно его жизни и развития. Предоставляемые данные тем или иным способом используются в качестве информационной основы при принятии решений во всех сферах жизни граждан, общества, государства.

Именно государственная статистика является информационным фундаментом, на котором строятся планы и проекты будущего страны. По этой причине информация, предоставляемая органами государственной статистики, должна отвечать на важные вопросы, которые касаются вопросов государственного строительства, экономического и социального развития и жизни граждан в целом. В соответствии с этими потребностями и должна формироваться стратегия развития службы государственной статистики, на ее основании - система статистических показателей.

В период масштабных политических, экономических и социальных преобразований в России система отчетности также претерпевает значительные изменения в соответствии с поставленными задачами экономического и социального развития общества, а также с происходящими в нем политическими процессами. Органу государственной статистики необходимо отражать ход реформ в соответствии с поставленными целями, динамику показателей результата, процесса, структурных изменений и ресурсного обеспечения, позволяющих анализировать причины возможных отклонений от запланированных результатов. Однако в настоящее время имеется значительный резерв возможностей развития отечественной статистики с целью наиболее полного, своевременного и прозрачного отражения ситуации в различных областях жизни общества и государства.

Еще одним важным качеством системы статистического учета является ее экономическая эффективность, то есть, система должна быть не избыточной по объему, простой в плане сбора первичной информации, исключающей неоднозначность толкования и отвечающей на вопросы приоритетных целей развития и важнейших проблем, заслуживающих общественного внимания.

Помимо этого, важным качеством работы статистической службы является доступность информации, что подразумевает наличие возможности для гражданина свободно пользоваться информацией.

Для решения этой задачи необходимо выполнение ряда условий.

Первое, статистические данные должны быть доступны физически, то есть, публиковаться свободно, максимально бесплатно для пользователей

Второе, информация должна быть максимально понятной для пользователей – неспециалистов и не вводить в заблуждение.

Третье, информация должна быть в удобной для пользователя форме. Современным оптимальным решением является база данных. И, наконец, для неспециалистов должны быть доступны пояснения и справки по терминологическому аппарату в виде справочников и глоссариев.

Несмотря на уникальные традиции сбора и анализа статистической информации о заболеваемости населения в нашей стране (учет и отражение в статистических документах содержания каждого контакта населения с медицинской службой и всех зарегистрированных в медицинской практике диагнозов), современная ситуация в статистике Минздравсоцразвития РФ, ведомственных службах и частной медицинской практике требует координации учетно-статистической деятельности в этой сфере на межведомственном уровне, т.е. со стороны Росстата России.

В настоящее время в стране повсеместно действует обязательная система регистрации и учета всех установленных врачом диагнозов у обратившихся в лечебно-профилактические учреждения, при этом на каждый законченный случай обращения за медицинской помощью заполняется статистический талон (в последнее время ”Талон амбулаторного пациента” форма № 025 - 12/у - 2004, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255). Содержание документа очень подробно характеризует социальный и медицинский статус лица, позволяет учесть все зарегистрированные диагнозы по достаточно широкому спектру реквизитов и оказанных медицинских услуг. Этот талон наиболее полный из официально утвержденных статистических документов по учету выявленных заболеваний, внедренных за период действия всеобщей системы учета (с 1953 г.). Целью введения единого документа было достижение максимально возможной в пределах страны унификации сбора статистических данных, а стремление к совершенствованию этой системы приводило к разработке новых документов.

Необходимо отметить, что в стране (в ряде случаев в пределах одной территории) в настоящее время могут действовать и действуют несколько из утвержденных в разные годы Минздравом РФ статистических талонов:

- ф. № 025-2/у «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов», утв. приказом Минздрава СССР от 04.10.80 №1030;

- ф. № 025-6/у-89 «Талон амбулаторного пациента», утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.89;

- ф. № 025-7/у-89 «Талон амбулаторного пациента», утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.89;

- ф. № 025-8/у-95 «Единый талон амбулаторного больного», утв. приказом Минздрава РФ от 03.07.95 №194;

- ф. № 025-10/у-97 «Талон амбулаторного пациента», утв. приказом Минздрава РФ от 14.02.97 №46;

- ф. № 025-11/у, «Талон амбулаторного пациента» утв. приказом Минздрава от 03.09.2003 № 431;

- ф. № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.04 №255.

В некоторых территориях разрабатываются и внедряются собственные учетные документы; все они существенно различаются по числу и форме представления учитываемых реквизитов. Некоторые из этих особенностей учета, безусловно, сказываются на уровне регистрируемой патологии. Так, в некоторых статистических талонах как утвержденных, так и в собственных местных разработках, можно учесть лишь один (предполагается - основной) диагноз, в других до 8 диагнозов и более.

Таким образом, сама форма учетного документа предопределяет формирование существенных особенностей в результирующих показателях, что приводит к несопоставимости данных по территориям и учреждениям, использующим различные учетные формы, и неадекватному усреднению разнородных данных на более высоком уровне (область, страна). В результате отмечается разброс итоговых показателей числа зарегистрированных заболеваний не только по стране в целом, но еще более значительные отличия итоговых цифр в пределах отдельных регионов - от 280 до 1600‰ и даже более.

В статистический талон медицинские работники вносят пометки по всем позициям, более строго по тем, по которым будет проводиться оплата по линии ОМС. В то же время, проработка собираемой информации в объеме всех включенных реквизитов не производится, и затраченный труд фактически не приносит результата. Прежде всего, это связано с тем, что при отчете перед вышестоящей организацией действующие отчетные формы не требуют такого анализа, учреждения не располагают соответствующим программным комплексом и техникой для оперативного получения данных, отсутствует заинтересованность потребителей в этих данных (кроме случаев контроля некоторых позиций со стороны ОМС).

Число зарегистрированных случаев зависит от доступности медицинской помощи, полноты обследования, уровня диагностики, наличия и квалификации специалистов и даже добросовестности работников, регистрирующих заболевания (А.Д.Соломонов, 1997). На это нередко накладываются конъюнктурные соображения.

При всей социальной и политической значимости того, чтобы само население и те, от кого зависит принятие решений, воспринимали используемые критерии в качестве стимула к действию, потенциальная полезность показателя, организационные, технические и финансовые возможности сбора и анализа необходимой для него информации являются решающими факторами в отношении его использования.

При оценке результативности Национального проекта «Здоровье» в качестве критериев оценки предполагаются очень важные показатели - снижение частоты осложнений и обострений заболеваний на 30%. На основе действующей статистики просчитать эти показатели невозможно, т.е. необходимо либо вводить новые показатели, либо изобретать и внедрять другие методы оценки.

Соответственно, система показателей, которая закладывается для оценки медицинской помощи населению по сохранению здоровья, в программу государственных гарантий должна быть пересмотрена, равно как и критерии выполнения национального проекта «Здоровье». При его реализации в качестве оценки качества деятельности системы Минздравсоцразвития России предполагается использовать показатели объемов, выраженные количеством сделанных к врачам посещений и долей госпитализированных больных.

Статистика здравоохранения служит источником знаний о происходящих в ней процессах. Очевидно, что статистика здравоохранения должна собирать и анализировать данные о состоянии здоровья населения, объемах, качестве и эффективности оказываемой населению медицинской помощи, вопросах лекарственного обеспечения населения, состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения и деятельности по предупреждению болезней и других угрожающих жизни состояний, а также данные о состоянии финансирования в плане эффективности и реализации принципов социальной справедливости по отношению к разным группам населения и регионам.


Наши рекомендации