Расстройства памяти, мышления. Слабоумие.

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков, Ю.ГТюльпин. Психиатрия, М., 2000, стр. 118-124, 95-99, 129-132.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 64 – 73.

3. Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин и др., Психиатрия и наркология, М., 2006, стр. 153-163, 183-204.

1б. Учебные таблицы:

Таблица 1

Ступени познания

Рациональное мышление Умозаключения Суждения Понятия
Чувственное созерцание Представления Восприятия Ощущения

СВОЙСТВА ПАМЯТИ И ЕЕ ПАТОЛОГИЯ. Таблица 2

Непосредственное запоминание (восприимчивость) Фиксационная амнезия Антероградная амнезия Корсаковский синдром
Воспроизведение (репродукция) Ретроградная амнезия
Удержание (ретенция) Прогрессирующая амнезия Амнестическая деменция

МЫШЛЕНИЕ. Таблица 3.

Течение мыслей. Последо-вательность и темп сочета- ния понятий представлений (ассоциативного процесса) Мыслительные способности Способность к суждениям и умозаключениям. Критика (способность к самооценке).  

1в. Перечень учебных элементов:

1. Память (физ.,м.пс.)

2. Функции памяти

3. Фиксация (м.пс.)

4. Ретенция (м.пс.)

5. Репродукция (м.пс.)

6. Нарушения памяти

7. Парамнезии

8. Конфабуляции

9.Фантастические конфабуляции

10. Замещающие конфабуляции

11. Амнезии

12. Антероградная амнезия

13. Ретроградная амнезия

14. Фиксационная амнезия

15. Прогрессирующая амнезия

16. Корсаковский синдром

17. Мышление (физ., м. пс.)

18. Патология уровня мышления

19. Конкретно-образный уровень мышления

23. Конкретно-примитивный уровень мышления

24. Нарушения критики

25. Нарушение течения мыслей

26. Ускоренное мышление

27. Заторможенное мышление

28. Разорванное мышление

29. Бессвязное мышление

30. Патологическая обстоятельность

31. Резонерство

32. СЛАБОУМИЕ

33. Олигофрения

34. Дебильность

35. Имбецильность

36. Идиотия

37. Деменция

38. Лакунарный тип деменции

39. Атеросклеротическая деменция

40. Глобарный тип деменции

41. Сенильная деменция

42. Прогрессивно-паралитическая деменция

43. Эпилептическая деменция

44. Асемический тип деменции

2 ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2а. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты)

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ

а). Тесты на опознание:

1. Является ли воспроизведение следов прошлого опыта свойством памяти

2. Является ли нарастающее опустошение памяти признаком ретроградной

амнезии

3. Характерна ли фиксационная амнезия для Корсаковского синдрома

4. Преобладают ли нарушения критичности при лакунарной деменции

5. Является ли нарушение грамматической структуры предложения

особенностью ускоренного мышления.

6. Характерно ли для лакунарной деменции нарушение памяти

7. Характерна ли обстоятельность мышления для сенильной деменции

8. Свойственны ли нарушения памяти шизофреническому слабоумию.

б). Тесты на различение:

1. Укажите характерные признаки Корсаковского синдрома:

а) Прогрессирующая амнезия.

б) Антероградная амнезия.

в) Гипермнезия.

г) Фиксационная амнезия.

д) Конфабуляции.

2. Укажите характерные признаки лакунарной деменции:

а) Слабость суждения.

б) Снижение памяти.

в) Отсутствие памяти.

г) Снижение обобщения.

3. Укажите характерные признаки эпилептического слабоумия:

а) Конкретность мышления.

б) Олигофазия.

в) Обстоятельность мышления.

г) Прогрессирующая амнезия.

д) Разорванность мышления.

е) Уменьшительные слова.

4. Укажите характерные признаки прогрессивно-паралитической деменции:

а) Лакунарный тип деменции.

б) Отсутствие критики.

в) Эйфория.

г) Бессвязность мышления.

д) Бред величия.

в) Тесты на классификацию:

1. Укажите, для каких синдромов характерны следующие признаки:

1. Корсаковский синдром

а) Отсутствие ориентировки во времени и
месте

б) Слабость суждения.

в) Отсутствие критики.

2. Г'лобарная деменция г) Фиксационная амнезия.

д) Антероградная амнезия.

е) Конфабуляции.

ж) Конкретно-примитивный уровень мышления

2. Укажите, для каких заболеваний характерны следующие признаки :

1. Атеросклеротическая деменция а) Слабоумие

2. Сенильная деменция б) Отсутствие критики

в) Черствость

г) Грубые нарушения

поведения

д) Прогрессирующая амнезия

е) «Жизнь в прошлом»

ж) Снижение абстракции.

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тесты на подстановку:

1. Фиксационная амнезия характеризуется ....

2. Прогрессирующая амнезия характеризуется ....

3. Парамнезии делятся на ....

4. Патологическая обстоятельность характерна для... слабоумия.

5. Для глобарной деменции характерно отсутствие ...

б) Тесты конструктивные:

1. Перечислите признаки Корсаковского синдрома.

2. Перечислите признаки лакунарной деменции.

3. Перечислите виды нарушения мыслей.

4. Перечислите характерные признаки олигофрении.

в) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром больного:

Больной А.,63 лет не может назвать числа, месяца, года, не может найти своего места в палате. Легко вступает в общение. Правильно называет свою фамилию, имя, отчество, даты Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. Способен обобщать однородные предметы в группу (например: стол, стул, кровать - мебель). Пословицу "Не в свои сани не садись" объясняет: "Не за свое дело не берись". Пред­ложенное запомнить имя и отчество собеседника через 3 минуты назвать не мо­жет.

г) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром и диагноз болезни у больного: Больная 69 лет. В течение последнего года бывают головные боли, головокружение. Появилась раздражительность, бессонница, стала уставать от до­машней работы. Иногда забывает имена знакомых, не может вспомнить, куда поло­жила вещь. Затрудняется в запоминании новых фактов, неточно называет даты. Для того, чтобы не забыть имя своего врача, записывает его на бумажке. При воспоми­наниях о давних событиях, путает их последовательность, сама замечает свои ошиб­ки, при этом очень огорчается. Устный счет производит правильно, но иногда оши­бается в простых задачах, обычно поправляет свои ошибки сама. При последова­тельном вычитании из 100 по 7 вначале давала правильные ответы, потом сбива­лась. Не улавливает переносный смысл пословицы. Понимает, что у нее значитель­но снизилась память. Озабочена этим, спрашивает, можно ли ее вылечить. При упо­минании о дочери и внуках на глазах появляются слезы, но тут же, при перемене темы разговора, успокаивается. Держится корректно, опрятна, добродушна.

В неврологическом состоянии - сглаженность левой носогубной складки, справа - небольшая слабость руки и ноги, коленный и ахиллов рефлексы выше нор­мы, изредка - пошатывание при ходьбе.

На рентгенограмме грудной клетки - увеличение размеров левого желудочка сердца, уплотнение аорты, повышение прозрачности легких, глухость тонов сердца.

2. Контроль преподавателя (опрос студентов по перечню учебных

элементов).

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с нарушениями памяти и мышления, различными типа­ми слабоумия. Анализ полученных данных.

За. Задача - та же, что и в занятиях N1, N2.

3Б. Средства и инструкции для выполнения задачи:

1. План краткого психического статуса, стр.20

2. Приемы исследования внимания, памяти, мышления (дополнительно к разде­лу "Мышление и память" в плане психического статуса на стр. 18).

Внимание:

а) Наблюдение в беседе должно выявить, способен ли больной

сосредоточиться, слушая, что ему говорят и пересказать;

б) Последовательное вычитание из 100 по 7 или по 13;

в) Перечисление дней недели в обратном порядке.

Память.

а) Проверка запоминания текущих событий дня, что делал, что ел, где был, кого видел.

б) Запоминание нескольких однозначных цифр, слов (не менее пяти), например: нужно спросить их через 1 мин., через 10 мин., через час.

в) Прослушивание короткого рассказа или басни с последующей передачей содержания. Например: ПЛОХОЙ СТОРОЖ. У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко. УМНАЯ ГАЛКА. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было ее достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода поднялась и можно было пить.

г) Память на прошедшие события, на общеизвестные исторические факты, на события личной жизни, сохранность школьных и профессиональных знаний. Конфабуляции выявляются в рассказах больного о своей жизни или путем специальных "на­водящих" вопросов: "Что вчера здесь произошло "."Где вы были вчера ", "Кого встретили "."Куда ходили ","Куда ездили ".

МЫШЛЕНИЕ

Кроме проб, необходимо наблюдение за поведением больного в отделении, во время беседы. Учитывается сохранение чувств такта, понимание ситуации, умение вести себя в новой обстановке. Во всех случаях при определенной степени слабо­умия во внимание принимается культурный уровень больного, запас знаний.

а) Для оценки простейших суждений в первую очередь нужны высказывания больных об окружающих их людях, об их поступках. Выясняют понимание боль­ными возможных причин этих поступков, умение плани-ровать действия при решении привычных задач, например: рассказать, как приготовить пищу, рассчитать, сколько продуктов требуется на обед для семьи и т.д.

б) Способность к более сложным суждениям и абстрактному мышлению исследу­ются путем проб на обобщение однородных понятий, например, стол, стул, диван (мебель), разграничение понятий: кража и заем, река и озеро, ложь и ошибка; при грубом слабоумии - более отдаленных понятий, например: машина и лошадь, рыба и лодка; понимание переносного значения поговорок, пословиц, умение применять их к ситуациям, близким и понятным больному, понимание подтекста басен, шуток,
общего смысла короткого рассказа.

При исследовании критики выясняют:

а) отношение пациента к его болезни в целом - считает ли он себя больным, в чем видит болезнь, как переживает сам факт заболевания;

б) отношение к отдельным жизненным изменениям: как сам больной оценивает изменение своих мыслительных способностей, нарушение памяти, речи, отношение к этим недостаткам при указании на них со стороны. Регистрируют также способ­ность улавливать ошибки в суждениях других больных или ошибки в суждениях, нарочито высказанных собеседником;

в) критика больного к своему поведению: отметить реакцию больных на собственные неправильные поступки при указании на них, понимание больным отношения к нему окружающих, такие проявления, как развязность, бестактность.

4. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

4а. Самоконтроль:

а) то же, что в занятии N 1.

б) то же, что занятии N 1.


46. Контроль преподавателя:

такой же, как и в занятии N 1.

ЗАНЯТИЕ N 3.

Аффективные и кататонические синдромы.Нарушение ясности сознания.

ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия, М., 2000,стр. 133-140, 145-159. 163-175, 244.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 91 – 115; 119 – 129; 158 – 159.

3. Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин и др., Психиатрия и наркология, М., 2006, стр. 205-261.

1б. Перечень учебных элементов:

1. ЭМОЦИЯ (п.физ.,м. пс.)

2. АФФЕКТ (м.пс.)

3. Настроение (м.пс.)

4. Тревожность (м.пс.)

5. ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

6. ДИСФОРИЯ

7. ДЕПРЕССИВНЫЕ СИНДРОМЫ

8. Пониженное настроение

9. Двигательная заторможенность

10. Замедленное мышление

11. Маскированная депрессия

12. Реактивная депрессия.

13. Депрессия эндогенного типа

14. Ажитированная депрессия.

15. МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ.

16. Ускоренное мышление.

17. Повышенное настроение.

18. Двигательное возбуждение.

19. АПАТО-АБУЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.

20. Апатия.

21. Абулия.

22. КАТАТОНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ.

23. Кататоническое возбуждение.

24. Импульсивность

25. Стереотипия

26. Разорванность мышления

27. Негативизм

28. Кататонический ступор

29. Обездвиженность

30. Мутизм

31. Каталепсия

32. СОЗНАНИЕ (м.пс.) КРИТЕРИИ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

33. Ориентировка

34. Психический контакт

35. Выполнение умственных операций

36. Адекватное восприятие окружающего

37. НАРУШЕНИЯ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

38. АПРОДУКТИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

39. Оглушенность

40. Обнубиляция

41. Сомналенция

42. Сопор

43. Кома

44. ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

45. Делирий.

46. Онейроид.

47. Аменция.

48. Сумеречное состояние

49. Амбулаторные автоматизмы

50. Транс

51. Фуга

52. Абсанс

1. ДООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

2а. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты).

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ:

а) Тесты на опознание.

Является ли пониженное настроение характерным для апатии

Всегда ли депрессивный синдром сопровождается двигательной

заторможенностью­

Может ли кататонический ступор протекать без мутизма

Обязательна ли тревога для ажитированной депрессии

Достаточна ли дезориентировка во времени и месте для констатации нарушения сознания

Является ли ложная ориентировка признаком делирия

Характерна ли бессвязность мышления для аменции

9. Является ли выключение сознания на мгновение, без судорог, типичным для транса?

б) Тесты на различие.

1. Укажите признаки, характерные для маниакального

синдрома:

а) ускоренное мышление.

б) двигательная заторможенность.

в) импульсивность.

г) повышенное настроение.

2. Укажите признаки, характерные для кататонического возбуждения:

а) Эхолалия.

б) Эхопраксия.

в) Импульсивность.

г) Стереотипия.

д) Мутизм,

3. Укажите характерные признаки сопора:

а) Отсутствие контакта с больным

б) Зрительные галлюцинации

в) Дезориентировка во времени, месте, собственной личности.

г) Двигательное возбуждение.

д) Обездвиженность.

4. Укажите характерные признаки делирия:

а) "Двойная ориентировка" в месте.

б) Ложная ориентировка в месте.

в) Зрительные галлюцинации.

г) Бессвязность мышления.

д) Двигательное возбуждение.

в) Тест на классификацию.

1. Укажите, для каких синдромов характерны следующие признаки:

1. Депрессивный. 2. Маниакальный.

а) Веселое настроение.

б) Замедленное мышление.

в) Суицидальные мысли.

г) Идеи переоценки личности.

д) Тоскливое настроение.

е) Повышенная отвлекаемость.

ж) Психическая анестезия.

1. Укажите, для каких синдромов характерны симптомы:

1. Онейроид. а) Двойная ориентировка.

2. Делирий. б) Ложная ориентировка.

в) Истинные зрительные галлюцинации.

г) Зрительные псевдогаллюцинации.

д) Несоответствие поведения галлюцинаторным переживаниям

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тест на подстановку:

При апатии можно констатировать ослабление .... .

Бессвязность речи и хаотическое возбуждение характерно для..........

Острое начало с глубокой дезориентировкой, автоматическими действиями, аг­рессией, последующей амнезией характерно для

Отсутствие ориентировки, обездвиженность, сонливость характерны

для……….

При депрессивном синдроме обязательно наличие .... .

б) Тесты конструктивные:

Перечислите типичные синдромы кататонического ступора.

Перечислить признаки апродуктивных форм нарушения сознания.

Перечислить критерии ясности сознания.

Перечислите основные симптомы кататонического возбуждения.

в) Типовая задача 1:

Назовите психопатологический синдром у больного

Больная 54 лет, домашняя хозяйка. Последние 7 мес. постепенно нарастает тоска, страх. Все труднее становилось выполнять работу, пропал аппетит. Бывали мысли о самоубийстве. У больной тоскливое, напряженное выражение лица, испытывает страх и тревогу за семью. Опасается, что с нею и с ее родными может случиться что-то, во всем видит дурное предзнаменование, ничем не может заниматься, все "ва­лится из рук", ни к чему нет интереса, все потеряло смысл. У сына болезнь печени, он может умереть, тогда они останутся без средств, т.к. она не может работать в та­ком состоянии, не верит, что она поправится, без конца просит врачей подтвердить, что она будет здорова, что они скрывают от нее неизлечимую болезнь. Суетлива, временами возбуждение нарастает, ломает руки, мечется по палате.

в)Типовая задача 2

Назовите вид нарушения ясности сознания у больного:

Больной К-ов,39 лет. Правильно называет число, месяц и год, собственное имя и отчество. На лице страх, озирается по сторонам, стряхивает с себя что-то. Заявляет, что он находится в цехе, на него летит стружка. На вопросы отвечает непоследовательно: неожиданно замолкает и делает какие-то движения - объясняет это тем, что переносит ящики.

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с аффективными и кататоническими синдромами.

3а. Задача – та же, что и в занятиях N1,2.

3б. Средства и инструкции для выполнения задачи.

2. План психического статуса.

1. Указание к исследованию больных, с которыми не удается установить словесно­го контакта (добавление к плану психического статуса).

Общие реакции, поза:

а) Положение: произвольное, пассивное, вынужденное;

б) Поза: удобная, неловкая;

в) Мимико-моторное проявление отношения к врачу и персоналу:
негативистическое, раздраженно-недовольное;

г) Сохраняет ли больной положение с пассивно поднятыми конечностями

д) Выражение лица: осмысленное, живое, внимательное, спокойное, беззаботное, тупое, хмурое, растерянное, печальное. Мимика: улыбка, слезы, живое или невыра­зительное лицо. Глаза: открыты, закрыты.

Реакция на инструкцию, выраженную словами: показать язык, сделать движения руками, встать, сесть и т.п.

Тонус мышц: расслабленный, напряженный, нарастающее напряжение при негативистических реакциях, при пассивных движениях.

Эмоциональные проявления (самостоятельные и при разговоре о болезни, о близ­ких, о смерти – отметить, есть ли ускорение дыхания, пульса).

2. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

4а. Самоконтроль – тот же, что и в занятиях №№ 1,2.

4б. Контроль преподавателя – такой же, как в занятиях № №1,2.

ЗАНЯТИЕ 4.

Психические расстройства, связанные с органическим поражением головного мозга. Методика обследования психически больных. Курация больных. Составление амбулаторной истории болезни. Установление синдрома и предположительного нозологического ди­агноза.

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия! М. ,2000, стр. 48-64, 523-525. . 145, 150, 160, 273-280.

2. Коркина М. В. и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 51 – 137. 251 – 286, 306 – 326.

1Б. Перечень учебных элементов:

1. ОРГАНИЧЕСКИЕ ДЕМЕНТИРУЮШИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА

  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Клинические проявления
  3. Терапевтическая тактика
  4. КЛИНИКА СОСУДИСТЫХ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
  5. Начальные проявления атеросклероза мозговых артерий.
  6. Атеросклеротическая церебрастения
  7. Неврозоподобный синдром
  8. Психопатоподобный синдром
  9. Стадия развернутых проявлений атеросклероза
  10. Атеросклеротическая деменция (мультиинфаркгная)
  11. Психотическические расстройства
  12. Синдромы расстройства сознания
  13. Сосудистый галлюциноз
  14. Атеросклеротическая депрессия
  15. Атеросклеротический параноид
  16. Течение атеросклеротических психозов
  17. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СОСУДИСТЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИКИ
  18. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАВМАТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  19. ПЕРИОДЫ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ (н.б., травма)
  20. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  21. Травматическая кома
  22. ОСТРЫЙ ПЕРИОД
  23. Травматический психоз
  24. Травматический делирий
  25. Маниакальное состояние
  26. Сумеречное состояние
  27. Синдром аспонтанности
  28. Эйфорически-некритический синдром
  29. Корсаковский синдром
  30. ОТДАЛЕНЫЙ ПЕРИОД
  31. Травматическая церебрастения
  32. Травматическая энцефалопатия
  33. Эксплозивный тип
  34. Эйфорический тип
  35. Апатический тип
  36. Травматическое слабоумие
  37. Травматическая эпилепсия
  38. ЭПИЛЕПСИЯ
  39. ЭПИЛЕПСИЯ ГЕНУИННАЯ (н.б.)
  40. ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ (н.б.)
  41. ПРИПАДКИ (н.б.)
  42. Аура (н.б.)
  43. Большой судорожный припадок (н.б.)
  44. Малый припадок (н.б.)
  45. Абортивный припадок (н.б.)
  46. Эпилептический статус (н.б.)
  47. Купирование эпилептического статуса
  48. ВРЕМЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ
  49. Расстройства сознания
  50. Абсанс
  51. Сумеречное состояние
  52. Фуга
  53. Транс
  54. Сомнамбулизм
  55. Расстройства настроения
  56. Дисфория
  57. Экстаз
  58. ПОСТОЯННЫЕ: НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ
  59. Слабоумие
  60. Снижение памяти
  61. Ослабление суждений
  62. Обстоятельность мышления
  63. Олигофазия
  64. Изменения личности
  65. Эпилептическое слабоумие

А).Тесты на опознание

1. Является ли деменция синдромом начальных атеросклеротических изменений психики?

2.Отсутствует ли критика при атеросклеротической деменции?

3. Бывают ли после коммоции афазии?

4. Характерны ли для острого периода травмы синдромы нарушенного сознания?

5. Возможно ли развитие Корсаковского синдрома через несколько лет после травмы?

6. Является ли чистое повторение больших припадков прояснением сознания в межприступный период признаком эпилептического статуса?

7. Типична ли последующая амнезия для сумеречного состояния?

8. Всегда ли при эпилепсии бывают изменения личности и слабоумие?

9. Характерна ли афазия для болезни Альцгеймера?

б) Тесты на различение

1. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?

а) делирий

б) Корсаковский синдром

в) эпилептические припадки

г) травматическая энцефалопатия

2. Какие синдромы свойственны травматической церебрастении?

а) утомляемость

б) эйфория

в) раздражительность

г) снижение критики

3. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?

а) оглушение

б) делирий

в) сопор

г) маниакальное возбуждение

5. Укажите синдромы болезни Альцгеймера:

а) огрубение личностных черт

б) фиксационная амнезия

в) сдвиг ситуации в прошлое

г) сохранность критики

д) моторная афазия

6. Укажите симптомы атеросклеротической деменции:

а) слабодушие

б) пониженное настроение

в) дисмнезия

г) сохранность чувства болезни

д) бредовые идеи ущерба

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) На классификацию:

I Укажите, для каких состояний характерны симптомы:

I) Дисфория а) тоскливо-злобное настроение

2) Сумеречное нарушение сознания б) обстоятельность мышления

в) эгоцентризм

г) автоматические действия

д) дезориентировка

е) последующая амнезия

Тесты на подстановку

1. Злобно-тоскливое настроение характерно для................

2. Олигофазия, патологическая обстоятельность типичны для

3. Для эмоциональных изменений больного эпилепсией характерны.....

4. Корсаковский синдром возникает в ............... периоде травматической болезни

5. Глобарная деменция типична для……………………….

6. Лакунарная деменция служит проявлением..........................

7. Колебания и мерцание симптоматики характерны для......................заболеваний головного мозга.

Б) Тесты конструктивные

1) Перечислите психопатологические симптомы при болезни Альцгеймера.

2). Перечислите синдромы психических расстройств при атеросклерозе

3) Перечислите симптомы:

а) травматического слабоумия

б) травматической эпилепсии

4) Перечислите характерные признаки:

а) эпилептической деменции

б) эпилептического изменения характера

В) Типовая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз, назначить недостающее обследование и лечение).

Больному 60 лет, колхозник. Два месяца назад в состоянии опьянения попал под машину, ушиб голову. 2 дня не приходил в сознание, после выхода из расстро­енного сознания беспокоили сильные головные боли, общая слабость, плохо ориен­тировался и обстановке, не находил дорогу в палату, путал имена родных. В психиатрической больнице неправильно называет месяц и год. Не помнит, при каких обстоятельствах поступил в больницу. Не находит свою кровать. Вспоминает, что был на фронте, хорошо помнит детские и юношеские годы. Однако не может сказать, обедал ли он сегодня. Делает ошибки в счете, тут же соглашается, что ошибся, но правильного ответа не дает. На вопрос, какие он знает овощи, отве­тил: "Разные бывают", каким общим словом можно назвать морковь, капусту, кар­тофель - " Это продуктивная пища". Во время беседы жалуется на головную боль, просит отпустить его, говорит, что хочет полежать, отказывается выполнять задания, ссылается на усталость. Добродушен и словоохотлив. С врачом держится фамиль­ярно, развязен. Рассказывает, что ждет жену, они поедут с ней в лесхоз за дровами, в другой раз собирается пойти посмотреть за коровой: "Как бы не увели со двора".

В неврологическом состоянии: при ходьбе пошатывается, сглажена левая носогубная складка, положительный симптом Маринеску и хоботковый рефлекс. Рез­кая головная боль, головокружение. При незначительном физическом усилии крас­неет лицо, покрывается каплями пота.

В спинномозговой жидкости цитоз. в 1 куб. мм. белок - 0,33 %. Реакция Вассермана в крови и ликворе отрицательная. Через год состояние несколько улучшилось: уменьшилась дезориентировка, головная боль, головокружение, меньше ошибается в счете.

ТЕСТ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз):

Больная Г-ва- 66 лет. Отец больной повесился в 45 лет. родная тетка лечилась в психиатрической больнице. Окончила 3 класса, работала разнорабочей к колхозе, позже - техничкой в школе. С 55 лет - на пенсии. Муж умер 5 лет назад. Проживает с дочерью и зятем в двухкомнатной квартире В семье часто возникают конфликты из-запьянства зятя. В течение последних лет у больной отмечались слезливость, головные боли, быстрая утомляемость, поверхностныйсон, снизилась память на текущие события. За два месяца до поступления стала говорить, что дочь с зятем хотят " сжить ее со света", чтобы занять всю квартиру. Дня этого они якобы всё делают ей ''назло", переглядываются, перешептываются между собой Слышала, как они договаривались о том, что пора от нее избавиться. Отказываетсяпринимать от дочери пищу, считает, что ее могут отравить. Ходит по соседям, жалуется на дочь. В больнице поведение больной упорядоченное, общается с больными, помогает мед­персоналу. В разговоре с врачом жалуется на детей, при этом сильно раздражается. Убеждена в злых намерениях против неё. Отказываетсяот свиданий с дочерью. В психическом статусе больной отмечались также не грубое снижение памяти, обстоя­тельность мышления при сохранности способности к абстрактным суждениям, сла­бодушие.

Наши рекомендации