Учебное пособие по психиатрии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХИАТРИИ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (СЕМИОТИКА).

ЗАНЯТИЕ 1.Расстройство восприятия. Бред. Сверхценные идеи. Навязчивые состояния. Курация больных, написание психического статуса.

ЗАНЯТИЕ 2.Расстройства памяти, мышления. Слабоумие. Курация больных, написание психического статуса.

ЗАНЯТИЕ 3.Аффективные и кататонические синдромы.Нарушение ясности сознания. Курация больных, написание психического статуса.

ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ.

ЗАНЯТИЕ 4.Психические расстройства, связанные с органическим поражением головного мозга. Методика обследования психически больных. Курация больных. Составление амбулаторной истории болезни. Установление синдрома и предположительного нозологического ди­агноза.

Занятие 5. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз.Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

Занятие 6. Психогенные заболевания и пограничные расстройства (неврозы, реактивные психозы, психопатии). Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

Занятие 7. Хронический алкоголизм. Алкогольные психозы. Наркомании. Ток­сикомании. Организация психиатрической помощи в РФ. Правовые вопросы в психиатрии и наркологии. Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

I. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ,

ТРЕБОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НИМ.

Кроме 5 двухчасовых лекций, учебный план по психиатрии на стоматологическом факуль­тете отводит 28 часов практическим занятиям. Учебное пособие составлено в расчете на четырехчасовые занятия, принятые в Оренбургской государственной медицинской академии. Практический курс психиатрии составляет 7 четырехчасо­вых занятий.

К занятиям необходима предварительная подготовка. Подготовка должна обес­печить знания (предварительную информацию), необходимые для выполнения практической задачи (работы с больными).

Предусматривается следующая структура занятий: 1 часть - исходная информа­ция.

Раздел I. А определяет объем исходной информации с указанием страниц учебников и пособий, где сообщаются минимальные сведения, которые следует приобрести самостоятельно до занятия. В разделе I Б приводятся учебные таблицы.

Раздел I. В содержит перечень основных учебных элементов, знакомство с которыми необходимо.

Пометки в скобках обозначают, на каких именно предметах студенты знакоми­лись уже с этими элементами: фил. - философии, м.п.- медицинской психологии, физ. - нормальной физиологии, п.физ. - патологической физиологии, н.б. - нервных бо­лезней, фарм. - фармакологии, травм. - травматологии. Приводятся также элементы, уже изучавшиеся в курсе психиатрии на других занятиях (цифры I, II, III и т.д. озна­чают номер занятия, где понятие уже рассматривалось).

Часть II - дооперационный контроль.

Раздел II А предусматривает самоконтроль усвоения учебных элементов посредст­вом тестов двух уровней для 1-3 занятий и трех уровней для 4-7 занятий.

Раздел II B - контроль преподавателя (первые 20-30 минут занятия). Здесь выясняется знание учебных элементов, способность оперировать ими (путем опроса и тестов), после чего студенты допускаются к следующей операционной час­ти занятия (работе с больными).

В тесты второго уровня входит описание клинического состояния. Студенты должны выделить основные симптомы, объединить их в синдром и указать, при ка­ких нозологических формах он может встречаться чаще всего. Уже с начала курса необходимо предварительное накопление сведений об основных нозологических формах.

В занятиях по частной психиатрии приводятся задачи с изложением всей истории болезни, включая анамнестические сведения. Студент должен не только установить диагноз синдрома (синдромов), но и заболевания, определить прогноз и основные методы терапии.

Часть III - операционная часть практического занятия (следующие 60 минут) со­стоит в обследовании больного с целью выявления и описания симптомов и уста­новления синдромов - как подлежащих изучению на данном занятии, так и всех имеющихся у больного психических расстройств.

Студент, получивший допуск к выполнению практической задачи, на каждом из первых шести занятий курирует нового больного и составляет краткий психический статус. Если количество "тематических" больных в клинике недостаточно, одного больного исследуют два студента: один ведет расспрос, другой делает записи (на последующих занятиях они меняются ролями).

Для первых трех занятий конкретная задача состоит в составлении психического статуса с синдромальным диагнозом. Объем и последовательность операций определяется посредством : а) устного инструктажа преподавателя; б) плана краткого психического статуса; в) указаний об особенностях работы в психиатрической кли­нике; г) дополнительных указаний по методике исследования отдельных сторон психической деятельности (памяти и умственных способностей), по методике диаг­ностического заключения, составления акта экспертизы и других (раздел III Б).

Часть IV - пооперационный и постоперационный контроль. В ходе обследования больных информацию о правильности или неправильности действий студентов пре­подаватель получает путем непосредственного наблюдения за их работой. В процес­се работы самоконтроля осуществляется взаимоконтроль в каждой паре студентов, после работы с больными происходит обсуждение итогов выполненного задания, также дающее преподавателю возможность контроля. Зачитываются описания психического статуса и обследованные больные представляются всей группе занимаю­щихся. Другие студенты под руководством преподавателя устанавливают правиль­ность описания, его полноту, соответствие синдромологического диагноза состоя­нию больного. Коллективное обсуждение статусов и осмотр больных всей группой занимает оставшиеся 90 минут. При обсуждении студенты должны дать ответы на вопросы, предназначаемые для проверки усвоения материала занятия. Для этого используются также задачи на определение синдромов после прослушивания фонограмм речи больных (магнитофонная или грамзапись). В итоге каждого занятия преподаватель ставит оценки, основываясь на данных всех видов контроля.

Третьим занятием заканчивается первый этап практического обучения психиатрии. Второй этап начинается с четвертого занятия. Использовав все прежние знания и навыки, студент на каждом из 4-х занятий должен составить амбулаторную историю болезни, т.е. не только крат­ко описать психический статус и определить синдром, но также - анамнез и данные о соматическом и неврологическом состоянии больного и поставить нозологический диагноз. В 4 занятии содержатся также материалы и указания о научно-исследовательской работе.

II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЁ УКАЗАНИЯ О РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ (к 1 и всем другим занятиям).

1. Необходимо быть вежливым с больными, независимо от их поведения, ко всем следует обращаться на "Вы", называя их по имени и отчеству.

2. Беседовать с больными в серьезном тоне, неторопливо. Не вышучивать высказывания больных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.

3. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы с ним, если больной отвлекается, следует (не допуская резкости) направить разговор в нужную сторону.

4. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, касающиеся их болезни, режима выписки, отношения с родственниками и другими людьми. При необходимости­ дать ответ на соответствующие вопросы больного, направлять его к лечащему врачу.

5. Не вести в присутствии больного разговор на медицинские темы, особенно относящиеся к его болезни.

6. Не обманывать больных. Воздержаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыполнимых обещаний.

7. Следить, чтобы больной после обследования не остался без надзора. Побеседо­вав с ним, передавать его дежурному персоналу. Не уводить больных из отделения без ведома персонала. Не оставлять открытыми двери отделения.

8. Не выполнять без ведома врача каких-либо просьб больного, не передавать письма, вещи, не сообщать каких-либо сведений о больном.

9. Не оставлять в отделении: спичек, лезвий от бритв, булавок.

ИНСТРУКЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

ПО СИМПТОМАТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(к 1 – 3 занятиям)

ЗАНЯТИЕ N 1.

ЗАНЯТИЕ N2.

ЗАНЯТИЕ N 3.

Аффективные и кататонические синдромы.Нарушение ясности сознания.

ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия, М., 2000,стр. 133-140, 145-159. 163-175, 244.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 91 – 115; 119 – 129; 158 – 159.

3. Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин и др., Психиатрия и наркология, М., 2006, стр. 205-261.

1б. Перечень учебных элементов:

1. ЭМОЦИЯ (п.физ.,м. пс.)

2. АФФЕКТ (м.пс.)

3. Настроение (м.пс.)

4. Тревожность (м.пс.)

5. ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

6. ДИСФОРИЯ

7. ДЕПРЕССИВНЫЕ СИНДРОМЫ

8. Пониженное настроение

9. Двигательная заторможенность

10. Замедленное мышление

11. Маскированная депрессия

12. Реактивная депрессия.

13. Депрессия эндогенного типа

14. Ажитированная депрессия.

15. МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ.

16. Ускоренное мышление.

17. Повышенное настроение.

18. Двигательное возбуждение.

19. АПАТО-АБУЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.

20. Апатия.

21. Абулия.

22. КАТАТОНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ.

23. Кататоническое возбуждение.

24. Импульсивность

25. Стереотипия

26. Разорванность мышления

27. Негативизм

28. Кататонический ступор

29. Обездвиженность

30. Мутизм

31. Каталепсия

32. СОЗНАНИЕ (м.пс.) КРИТЕРИИ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

33. Ориентировка

34. Психический контакт

35. Выполнение умственных операций

36. Адекватное восприятие окружающего

37. НАРУШЕНИЯ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

38. АПРОДУКТИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

39. Оглушенность

40. Обнубиляция

41. Сомналенция

42. Сопор

43. Кома

44. ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ

45. Делирий.

46. Онейроид.

47. Аменция.

48. Сумеречное состояние

49. Амбулаторные автоматизмы

50. Транс

51. Фуга

52. Абсанс

1. ДООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

2а. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты).

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ:

а) Тесты на опознание.

Является ли пониженное настроение характерным для апатии

Всегда ли депрессивный синдром сопровождается двигательной

заторможенностью­

Может ли кататонический ступор протекать без мутизма

Обязательна ли тревога для ажитированной депрессии

Достаточна ли дезориентировка во времени и месте для констатации нарушения сознания

Является ли ложная ориентировка признаком делирия

Характерна ли бессвязность мышления для аменции

9. Является ли выключение сознания на мгновение, без судорог, типичным для транса?

б) Тесты на различие.

1. Укажите признаки, характерные для маниакального

синдрома:

а) ускоренное мышление.

б) двигательная заторможенность.

в) импульсивность.

г) повышенное настроение.

2. Укажите признаки, характерные для кататонического возбуждения:

а) Эхолалия.

б) Эхопраксия.

в) Импульсивность.

г) Стереотипия.

д) Мутизм,

3. Укажите характерные признаки сопора:

а) Отсутствие контакта с больным

б) Зрительные галлюцинации

в) Дезориентировка во времени, месте, собственной личности.

г) Двигательное возбуждение.

д) Обездвиженность.

4. Укажите характерные признаки делирия:

а) "Двойная ориентировка" в месте.

б) Ложная ориентировка в месте.

в) Зрительные галлюцинации.

г) Бессвязность мышления.

д) Двигательное возбуждение.

в) Тест на классификацию.

1. Укажите, для каких синдромов характерны следующие признаки:

1. Депрессивный. 2. Маниакальный.

а) Веселое настроение.

б) Замедленное мышление.

в) Суицидальные мысли.

г) Идеи переоценки личности.

д) Тоскливое настроение.

е) Повышенная отвлекаемость.

ж) Психическая анестезия.

1. Укажите, для каких синдромов характерны симптомы:

1. Онейроид. а) Двойная ориентировка.

2. Делирий. б) Ложная ориентировка.

в) Истинные зрительные галлюцинации.

г) Зрительные псевдогаллюцинации.

д) Несоответствие поведения галлюцинаторным переживаниям

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тест на подстановку:

При апатии можно констатировать ослабление .... .

Бессвязность речи и хаотическое возбуждение характерно для..........

Острое начало с глубокой дезориентировкой, автоматическими действиями, аг­рессией, последующей амнезией характерно для

Отсутствие ориентировки, обездвиженность, сонливость характерны

для……….

При депрессивном синдроме обязательно наличие .... .

б) Тесты конструктивные:

Перечислите типичные синдромы кататонического ступора.

Перечислить признаки апродуктивных форм нарушения сознания.

Перечислить критерии ясности сознания.

Перечислите основные симптомы кататонического возбуждения.

в) Типовая задача 1:

Назовите психопатологический синдром у больного

Больная 54 лет, домашняя хозяйка. Последние 7 мес. постепенно нарастает тоска, страх. Все труднее становилось выполнять работу, пропал аппетит. Бывали мысли о самоубийстве. У больной тоскливое, напряженное выражение лица, испытывает страх и тревогу за семью. Опасается, что с нею и с ее родными может случиться что-то, во всем видит дурное предзнаменование, ничем не может заниматься, все "ва­лится из рук", ни к чему нет интереса, все потеряло смысл. У сына болезнь печени, он может умереть, тогда они останутся без средств, т.к. она не может работать в та­ком состоянии, не верит, что она поправится, без конца просит врачей подтвердить, что она будет здорова, что они скрывают от нее неизлечимую болезнь. Суетлива, временами возбуждение нарастает, ломает руки, мечется по палате.

в)Типовая задача 2

Назовите вид нарушения ясности сознания у больного:

Больной К-ов,39 лет. Правильно называет число, месяц и год, собственное имя и отчество. На лице страх, озирается по сторонам, стряхивает с себя что-то. Заявляет, что он находится в цехе, на него летит стружка. На вопросы отвечает непоследовательно: неожиданно замолкает и делает какие-то движения - объясняет это тем, что переносит ящики.

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с аффективными и кататоническими синдромами.

3а. Задача – та же, что и в занятиях N1,2.

3б. Средства и инструкции для выполнения задачи.

2. План психического статуса.

1. Указание к исследованию больных, с которыми не удается установить словесно­го контакта (добавление к плану психического статуса).

Общие реакции, поза:

а) Положение: произвольное, пассивное, вынужденное;

б) Поза: удобная, неловкая;

в) Мимико-моторное проявление отношения к врачу и персоналу:
негативистическое, раздраженно-недовольное;

г) Сохраняет ли больной положение с пассивно поднятыми конечностями

д) Выражение лица: осмысленное, живое, внимательное, спокойное, беззаботное, тупое, хмурое, растерянное, печальное. Мимика: улыбка, слезы, живое или невыра­зительное лицо. Глаза: открыты, закрыты.

Реакция на инструкцию, выраженную словами: показать язык, сделать движения руками, встать, сесть и т.п.

Тонус мышц: расслабленный, напряженный, нарастающее напряжение при негативистических реакциях, при пассивных движениях.

Эмоциональные проявления (самостоятельные и при разговоре о болезни, о близ­ких, о смерти – отметить, есть ли ускорение дыхания, пульса).

2. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

4а. Самоконтроль – тот же, что и в занятиях №№ 1,2.

4б. Контроль преподавателя – такой же, как в занятиях № №1,2.

ЗАНЯТИЕ 4.

Психические расстройства, связанные с органическим поражением головного мозга. Методика обследования психически больных. Курация больных. Составление амбулаторной истории болезни. Установление синдрома и предположительного нозологического ди­агноза.

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия! М. ,2000, стр. 48-64, 523-525. . 145, 150, 160, 273-280.

2. Коркина М. В. и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 51 – 137. 251 – 286, 306 – 326.

1Б. Перечень учебных элементов:

1. ОРГАНИЧЕСКИЕ ДЕМЕНТИРУЮШИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА

  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Клинические проявления
  3. Терапевтическая тактика
  4. КЛИНИКА СОСУДИСТЫХ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
  5. Начальные проявления атеросклероза мозговых артерий.
  6. Атеросклеротическая церебрастения
  7. Неврозоподобный синдром
  8. Психопатоподобный синдром
  9. Стадия развернутых проявлений атеросклероза
  10. Атеросклеротическая деменция (мультиинфаркгная)
  11. Психотическические расстройства
  12. Синдромы расстройства сознания
  13. Сосудистый галлюциноз
  14. Атеросклеротическая депрессия
  15. Атеросклеротический параноид
  16. Течение атеросклеротических психозов
  17. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СОСУДИСТЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИКИ
  18. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАВМАТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  19. ПЕРИОДЫ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ (н.б., травма)
  20. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  21. Травматическая кома
  22. ОСТРЫЙ ПЕРИОД
  23. Травматический психоз
  24. Травматический делирий
  25. Маниакальное состояние
  26. Сумеречное состояние
  27. Синдром аспонтанности
  28. Эйфорически-некритический синдром
  29. Корсаковский синдром
  30. ОТДАЛЕНЫЙ ПЕРИОД
  31. Травматическая церебрастения
  32. Травматическая энцефалопатия
  33. Эксплозивный тип
  34. Эйфорический тип
  35. Апатический тип
  36. Травматическое слабоумие
  37. Травматическая эпилепсия
  38. ЭПИЛЕПСИЯ
  39. ЭПИЛЕПСИЯ ГЕНУИННАЯ (н.б.)
  40. ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ (н.б.)
  41. ПРИПАДКИ (н.б.)
  42. Аура (н.б.)
  43. Большой судорожный припадок (н.б.)
  44. Малый припадок (н.б.)
  45. Абортивный припадок (н.б.)
  46. Эпилептический статус (н.б.)
  47. Купирование эпилептического статуса
  48. ВРЕМЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ
  49. Расстройства сознания
  50. Абсанс
  51. Сумеречное состояние
  52. Фуга
  53. Транс
  54. Сомнамбулизм
  55. Расстройства настроения
  56. Дисфория
  57. Экстаз
  58. ПОСТОЯННЫЕ: НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ
  59. Слабоумие
  60. Снижение памяти
  61. Ослабление суждений
  62. Обстоятельность мышления
  63. Олигофазия
  64. Изменения личности
  65. Эпилептическое слабоумие

А).Тесты на опознание

1. Является ли деменция синдромом начальных атеросклеротических изменений психики?

2.Отсутствует ли критика при атеросклеротической деменции?

3. Бывают ли после коммоции афазии?

4. Характерны ли для острого периода травмы синдромы нарушенного сознания?

5. Возможно ли развитие Корсаковского синдрома через несколько лет после травмы?

6. Является ли чистое повторение больших припадков прояснением сознания в межприступный период признаком эпилептического статуса?

7. Типична ли последующая амнезия для сумеречного состояния?

8. Всегда ли при эпилепсии бывают изменения личности и слабоумие?

9. Характерна ли афазия для болезни Альцгеймера?

б) Тесты на различение

1. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?

а) делирий

б) Корсаковский синдром

в) эпилептические припадки

г) травматическая энцефалопатия

2. Какие синдромы свойственны травматической церебрастении?

а) утомляемость

б) эйфория

в) раздражительность

г) снижение критики

3. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?

а) оглушение

б) делирий

в) сопор

г) маниакальное возбуждение

5. Укажите синдромы болезни Альцгеймера:

а) огрубение личностных черт

б) фиксационная амнезия

в) сдвиг ситуации в прошлое

г) сохранность критики

д) моторная афазия

6. Укажите симптомы атеросклеротической деменции:

а) слабодушие

б) пониженное настроение

в) дисмнезия

г) сохранность чувства болезни

д) бредовые идеи ущерба

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) На классификацию:

I Укажите, для каких состояний характерны симптомы:

I) Дисфория а) тоскливо-злобное настроение

2) Сумеречное нарушение сознания б) обстоятельность мышления

в) эгоцентризм

г) автоматические действия

д) дезориентировка

е) последующая амнезия

Тесты на подстановку

1. Злобно-тоскливое настроение характерно для................

2. Олигофазия, патологическая обстоятельность типичны для

3. Для эмоциональных изменений больного эпилепсией характерны.....

4. Корсаковский синдром возникает в ............... периоде травматической болезни

5. Глобарная деменция типична для……………………….

6. Лакунарная деменция служит проявлением..........................

7. Колебания и мерцание симптоматики характерны для......................заболеваний головного мозга.

Б) Тесты конструктивные

1) Перечислите психопатологические симптомы при болезни Альцгеймера.

2). Перечислите синдромы психических расстройств при атеросклерозе

3) Перечислите симптомы:

а) травматического слабоумия

б) травматической эпилепсии

4) Перечислите характерные признаки:

а) эпилептической деменции

б) эпилептического изменения характера

В) Типовая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз, назначить недостающее обследование и лечение).

Больному 60 лет, колхозник. Два месяца назад в состоянии опьянения попал под машину, ушиб голову. 2 дня не приходил в сознание, после выхода из расстро­енного сознания беспокоили сильные головные боли, общая слабость, плохо ориен­тировался и обстановке, не находил дорогу в палату, путал имена родных. В психиатрической больнице неправильно называет месяц и год. Не помнит, при каких обстоятельствах поступил в больницу. Не находит свою кровать. Вспоминает, что был на фронте, хорошо помнит детские и юношеские годы. Однако не может сказать, обедал ли он сегодня. Делает ошибки в счете, тут же соглашается, что ошибся, но правильного ответа не дает. На вопрос, какие он знает овощи, отве­тил: "Разные бывают", каким общим словом можно назвать морковь, капусту, кар­тофель - " Это продуктивная пища". Во время беседы жалуется на головную боль, просит отпустить его, говорит, что хочет полежать, отказывается выполнять задания, ссылается на усталость. Добродушен и словоохотлив. С врачом держится фамиль­ярно, развязен. Рассказывает, что ждет жену, они поедут с ней в лесхоз за дровами, в другой раз собирается пойти посмотреть за коровой: "Как бы не увели со двора".

В неврологическом состоянии: при ходьбе пошатывается, сглажена левая носогубная складка, положительный симптом Маринеску и хоботковый рефлекс. Рез­кая головная боль, головокружение. При незначительном физическом усилии крас­неет лицо, покрывается каплями пота.

В спинномозговой жидкости цитоз. в 1 куб. мм. белок - 0,33 %. Реакция Вассермана в крови и ликворе отрицательная. Через год состояние несколько улучшилось: уменьшилась дезориентировка, головная боль, головокружение, меньше ошибается в счете.

ТЕСТ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз):

Больная Г-ва- 66 лет. Отец больной повесился в 45 лет. родная тетка лечилась в психиатрической больнице. Окончила 3 класса, работала разнорабочей к колхозе, позже - техничкой в школе. С 55 лет - на пенсии. Муж умер 5 лет назад. Проживает с дочерью и зятем в двухкомнатной квартире В семье часто возникают конфликты из-запьянства зятя. В течение последних лет у больной отмечались слезливость, головные боли, быстрая утомляемость, поверхностныйсон, снизилась память на текущие события. За два месяца до поступления стала говорить, что дочь с зятем хотят " сжить ее со света", чтобы занять всю квартиру. Дня этого они якобы всё делают ей ''назло", переглядываются, перешептываются между собой Слышала, как они договаривались о том, что пора от нее избавиться. Отказываетсяпринимать от дочери пищу, считает, что ее могут отравить. Ходит по соседям, жалуется на дочь. В больнице поведение больной упорядоченное, общается с больными, помогает мед­персоналу. В разговоре с врачом жалуется на детей, при этом сильно раздражается. Убеждена в злых намерениях против неё. Отказываетсяот свиданий с дочерью. В психическом статусе больной отмечались также не грубое снижение памяти, обстоя­тельность мышления при сохранности способности к абстрактным суждениям, сла­бодушие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАНЯТИЕ № 5.

Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз.Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

1 ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1А. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков и др. Психиатрия. М., Медицина, 1989, стр. 219-444, 445-457.

2. М.В.Коркина, Н.Д.Лакосина, А.Е.Личко. Психиатрия. М.: Медицина, стр. 374-403.

3. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия,М.,2000,стр.358-387, 392-401.

М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 345 – 386.

1Б. Учебные таблицы:

Таблица 1. Классификация форм шизофрении по А.В.Снежневскому.

1.Непрерывно-прогредиентная 2. Приступообразно-прогредиентная

(шубообразная)

1) Злокачественная 3. Периодическая (приступообразная)

а) гебефреническая а) циркулярная

б) простая б) онейроидная кататония

в) люцидная кататония в) депрессивно-параноидная

г) юношеская параноидная г) острая парафрения

2) Параноидная

3) Вялотекущая

а) психопатоподобная

б) неврозоподобная

1В. Перечень учебных элементов:

1. ЭТИОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ

2. Наследственное предрасположение

3. Полигенная концепция шизофрении

4. Экзогенные влияния

5. КЛИНИКА ШИЗОФРЕНИИ

6. Симптоматика шизофрении

7. Расстройство мышления

8. Эмоционально-волевые нарушения

9. Патология поведения

10. ТЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ

11. Этапы течения

12. Инициальная стадия

13. Неврозоподобное начало

14. Психопатоподобное начало

15. Начало с апато-абулических явлений

16. Шизофренический приступ

17. Ремиссия

18. Шизофренический дефект

19. Конечное состояние

20. Типы течения шизофрении

21. Непрерывно-прогредиентный

22. Приступообразно-прогредиентный

23. Периодический

24. ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ

25. Простая

26. Кататоническая

27. Параноидная

28. Циркулярная

29. ЭТИОЛОГИЯ МДП

30. Наследственное предрасположение

31. Экзогенные влияния

32. КЛИНИКА МДП

33. Депрессия и ее типы

34. Депрессия эндогенного характера

35. Тревожная депрессия

36. Маскированная депрессия

37. Маниакальный синдром

38. Течение

39. Этапы течения

40. Фаза

41. Интермиссия

42. Типы течения

43. Депрессивный тип

44. Маниакальный тип

45. Циркулярный тип (биполярный)

2.ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2А. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты) ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ.

а) Тест на опознание:

1. Придается ли экзогенным факторам основная роль в возникновении шизофрении
и МДП?

2. Являются снижение и искажение эмоционального уровня характерными призна­ками шизофрении?

3. Может ли кататоническая форма шизофрении протекать только с кататоническим возбуждением?

4. Характерны ли для шизофрении и МДП симптомы нарушения памяти?

б) Тест на различение:

1. Укажите признаки, характерные для параноидной формы шизофрении:

а) бред преследования

б) кататоническое возбуждение

в) апато-абулический синдром

г) бред величия

д) синдром Кандинского-Клерамбо

2. Типичны для шизофрении:

а) бред величия

б) разорванное мышление

в) эмоционально-волевое снижение

г) сумеречное состояние

д) ослабление критики

3. Укажите признаки, характерные для маниакальной фазы:

а) веселое настроение

б) ускоренное мышление

в) разорванность мышления

г) бездеятельность

4. Укажите признаки, характерные для депрессивного синдрома:

а) бред преследования

б) тоскливое настроение

в) бред самообвинения

г) замедленное мышление

д) заторможенность действий

в) Тесты на классификацию:

Укажите, какие из приведенных синдромов характерны для:

1. Параноидной формы а) кататоническин ступор

2. Циркулярной формы б) депрессивный синдром

3. МДП в) бредовые идеи преследований

г) гебефреническое возбуждение

д) маниакальное возбуждение

е) веселое настроение

ж) замедленное мышление

з) суицидальные мысли

и) идеи переоценки личности

к) тоскливое настроение

л) повышенная отвлекаемость

м) психическая анестезия

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ.

а) Тест на Подстановку:

1. Циркулярную форму шизофрении следует дифференцировать с.......... .

2. Простая форма шизофрении характеризуется Синдромом………….. .

3. МДП характеризуется............................ .

б) Тесты конструктивные:

1. Охарактеризуйте типичные проявления инициального этапа Шизофрении.

2. Укажите признаки конечного состояния шизофрении.

3. Перечислите типичные симптомы депрессивной фазы.

в) Типовая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз):

Больная 19 лет, студентка. Заболела остро: появилась тревога, бессонница, го­ворила, что не хочет жить, пыталась броситься под автомобиль. Была заторможен­ной, на лице было застывшее выражение страха, сопротивлялась попыткам пере­одеть ее, принимала вычурные позы и подолгу не меняла их. Не отвечала на вопро­сы. После лечения состояние улучшилось, рассказала, что видела вокруг себя страшные картины атомной войны, разрушались целые города, гибло множество людей, среди которых были и ее близкие.

Пробыла в больнице два с половиной месяца. Каких-либо изменений в характер больной близкими не отмечено: оставалась общительной, сохранялись прежние ин­тересы. Через полгода вновь появилась бессонница, стала раздражительной, не окончив одного дела, бралась за другое. Целыми днями слушала музыку по радио, вдруг начинала танцевать, пела, заявляла, что она - великая актриса. Вторично была помещена в психиатрическую больницу. В отделении прыгает, пляшет. Внезапно выкрикивает громко отдельные слова, подбегает к двери, стучит в стену, ударяет больных, бросает на пол попавшие ей в руки вещи, выплёвывает пищу.

По­вторяет действия и слова окружающих. На вопрос, как себя чувствуешь, ответила: "Как себя чувствуешь? больной... как вас зовут... обут...". Настроение повышено, много беспричинно смеется, заявляет, что она - богиня красоты. Гримасничает. Всему сопротивляется, не выполняет требований.

ТЕСТЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

а) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):

Больному 40 лет, слесарь. Дядя по линии матери страдал психическим заболе­ванием, был подозрительным, преследовал жену обвинениями в измене. Отец умер в возрасте 63 лет от рака печени, мать - в 59 лет от кровоизлияния в мозг. Отец по характеру был уравновешенным, отзывчивым, общительным. Мать - вспыльчивой, властной, гордой, замкнутой.

Окончил 5 классов, работал в колхозе. Терпеливый, сдержанный, спокойный. В 20-летнем возрасте женился, отношения в семье были хорошими. В возрасте 36 лет стал раздражительным, придирчивым, упрямым, ссорился с женой по малейшему поводу. 3 года тому назад однажды его пригласили в прокуратуру для дачи свиде­тельских показаний по делу о драке. Тяжело переживал это - у него были основания предполагать, что его тоже привлекут к ответственности. Выйдя из прокуратуры, заметил, что за ним следом идут незнакомые люди. Решил, что за ним установили наблюдение. Старался обмануть "шпионов", уйти от них. С этой целью уехал на железнодорожную станцию за 200 километров от места жительства. Но и там ему показалось, что незнакомые люди ходят возле него, хотят его окружить, убить, пришел за помощью в отделение милиции, но по лицам сотрудников понял, что Они тоже против него. Убежал в страхе через железнодорожные пути, попал под поезд. Был доставлен в больницу, где была произведена ампутация правой голени. В боль­нице был тревожен, считал, что персонал в заговоре против него: уверял, что его хотят отравить лекарствами, поэтому отказывался от инъекций. Пытался покончить с собой, затянув шею полотенцем. В связи с этим переведен в психиатрическую больницу. Был тревожен, подозрителен. Считал, что его намеревались убить, опа­сался, что преследователи могут его обнаружить и в этой больнице. Отказывался от лекарств. Принимал таблетку только после того, как кто-нибудь из больных прогла­тывал таблетку из этой коробки. Сообщил врачу, что некоторые больные специаль­но посланы сюда для наблюдения за ним, он якобы слышал, как одна из медсестер говорила больным: "Не спускайте с него глаз". Заметил, как они подают жестами друг другу какие-то знаки, переглядываются. Лечился. После отмечалось некоторое безразличие, вялость, с работой справлялся удовлетворительно.

б) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):

Больная 40 лет, домохозяйка. Отец умер от рака пищевода, мать - от кровоиз­лияния в мозг. В детстве болела корью, малярией. Закончила 10 классов, потом по­ступила в лесотехнический институт, но в связи с начавшейся войной оставила его. Работала нормировщицей, кассиром.

Замужем 20 лет. Было 4 беременности, из них 2 закончились родами, а 2 - медицинскими абортами. По характеру - общитель­ная, решительная, честолюбивая, гордая. В 30-летнем возрасте, после смерти отца, у больной возникла тоска, с трудом выполняла домашнюю работу, пропал интерес к жизни. Спустя 3 месяца настроение постепенно выровнялось, вновь стала активной, общительной.

Подобные состояния наступали у больной дважды; в возрасте 32 и 34 лет без видимой причины. Тоска была глубокой, не разговаривала, медленно двигалась. Лечилась в психиатрической больнице, принимала мелипрамин, В промежутках между приступами считала себя здоровой. Родные не замечали каких-либо перемен в характере больной. Перед последним поступлением в возрасте 40 лет появились мысли о своей никчемности, несколько раз хотела покончить с собой, но родные замечали во время ее приготовления.

Сознание ясное, число, месяц и год называет правильно, лицо печально, глаза открыты, углы рта опущены. Говорит тихим, монотонным голосом с паузами, не­многословна. Неохотно поднимается с постели, ходит медленно. Жалуется на тоску. Уверена, что никогда не выздоровеет, будет всю жизнь мучиться, лучше ей умереть сейчас. К вечеру тоска несколько уменьшается, больная становится общительнее. В соматическом и неврологическом состоянии отклонений не выявлено.

ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (Такая же, что в занятии №4 ).

ЗАНЯТИЕ № 6.

ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА (НЕВРОЗЫ.

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ, ПСИХОПАТИИ). КУРАЦИЯ БОЛЬНЫХ, СОСТАВЛЕНИЕ АМБУЛАТОРНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

(Категории по МКБ 10 – F4)

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1А. Печатные источники:

М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 408 – 449. 478 – 492, 505 – 538.

Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия,М.,2000,стр. 408-430, 480-482. 431-446, 457-476.

1Б. Перечень учебных элементов:

1. ПСИХОГЕНИИ

2. АФФЕКТИВНО-ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ

3. Реа

Наши рекомендации