Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка

УДК 579:616.31 (072)

ББК 52.64 р30

© Генералов И.И., Железняк Н.В., Данющенкова Н.М., Окулич В.К., Сенькович С.А., Беренштейн Т.Ф., Зубарева И.В., Фролова А.В., Моисеева А.М.

© УО «Витебский государственный медицинский университет», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Стр.
Занятие №1 Патогенные стафилококки, псевдомонады.  
Занятие №2 Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка.  
Занятие №3 Возбудители острых кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы.  
Занятие №4 Патогенные сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, сальмонеллезов.  
Занятие №5 Возбудители холеры, ботулизма. Патогенные хеликобактерии.  
Занятие №6 Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций. Менингококки, коринебактерии дифтерии, бордетеллы.  
Занятие №7 Возбудители туберкулеза, лепры. Патогенные микоплазмы.  
Занятие №8 Итоговое занятие по теме «Возбудители воздушно-капельных, кишечных и раневых инфекций».  
Занятие №9 Возбудители бактериальных зоонозных инфекций: чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лептоспироза.  
Занятие №10 Возбудители заболеваний, передаваемых половым путем: сифилиса, гонореи, хламидийных уретритов.  
Занятие №11 Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекций. Боррелии возвратного тифа, болезни Лайма. Патогенные риккетсии. Возбудители Q-лихорадки.  
Занятие №12 Общая вирусология. Методы диагностики вирусных инфекций.  
Занятие №13 Вирусные инфекции, вызываемые ортомиксовирусами, парамиксовирусами.  
Занятие №14 Вирусные инфекции, вызываемые пикорнавирусами, аденовирусами, ротавирусами.  
Занятие №15 Вирусные инфекции, вызываемые рабдовирусами, герпесвирусами, флавивирусами и тогавирусы).  
Занятие №16 Гепатотропные вирусы – возбудители гепатитов А, В, С, D. ВИЧ-инфекция.  
Занятие №17 Итоговое занятие по теме «Общая и частная вирусология. Бактериофагия».  
Занятие №18 Клиническая микробиология. Микробиологическая диагностика заболеваний челюстно-лицевой области, стоматогенных гнойно-воспалительных заболеваний, сепсиса.  
Список рекомендуемой литературы  

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Патогенные стафилококки, псевдомонады.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить методы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций.

3. Знать биопрепараты для специфической профилактики, диагностики и лечения гнойно-воспалительных инфекций.

4. Научиться решать ситуационные задачи по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Стафилококки: таксономия, свойства, резистентность.

2. Факторы патогенности стафилококков. Этиологическая роль стафилококков в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.

3. Лабораторная диагностика стафилококковых инфекций. Профилактика и лечение.

4. Псевдомонады: таксономия, свойства, резистентность.

5. Факторы патогенности синегнойной палочки. Этиологическая роль в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.

6. Лабораторная диагностика синегнойной инфекции. Профилактика и лечение

7. Биопрепараты: стафилококковый анатоксин, антистафилококковый иммуноглобулин, типовые стафилококковые бактериофаги.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 153-159, 173-176.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 109-112.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Микробиологическое исследование гноя при мастите.

День Материал для исследования Ход исследования Результат исследования
Гной 1. Микроскопическое исследование: приготовление мазка из гноя, окраска по Граму, микроскопия 2. Бактериологическое исследование: посев гноя на ЖСА и на кровяной агар  
-“- Учет посевов. Посев на цитратную плазму для обнаружения плазмокоагулазы Посев на полужидкую среду Гисса с маннитом под вазелиновое масло  
-“- 1. Учет плазмокоагулазы 2. Учет роста на средах Гисса  
-“- Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам методом бумажных дисков (по готовым посевам) 1. _______- ___мм. 2. _______- ___мм. 3. _______- ___мм. 4. _______- ___мм. 5. _______- ___мм.
Заключение:

В заключении указать вид стафилококка, обнаруженные факторы патогенности, чувствительность стафилококка к антибиотикам

2. Микробиологическое исследование слизи из зева.

День Материал для исследования Ход исследования Результат исследования
Слизь из зева Забор слизи из зева стерильным тампоном посев на кровяной агар  
  Учет роста на кровяном агаре. Приготовление мазка, окраска по Граму, микроскопия  
Заключение:

Второй день исследования проводится на занятии №2.

3. Демонстрация пигментообразования P.aeruginosa на мясо-пептонном агаре.

4. Учет и оценка демонстрационного опыта фаготипирования стафилококков.

ЗАНЯТИЕ №2

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Streptococcus pneumoniae в органахClostridium tetani

окраска по Грамуокраска по Граму

ПРЕПАРАТ №3

Clostridium perfringens

в материале от больного

окраска по Граму

5. Постановка ИФА для определения цитотоксина C. Difficile.

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на внутренней поверхности лунок антителами к цитотоксину C. difficile.

2) Исследуемый материал (копрофильтрат).

3) Положительный контрольный образец (К+), содержащий цитотоксин, инактивированный.

4) Отрицательный контрольный образец (К–), не содержащий цитотоксин, инактивированный.

5) Поликлональные антитела к цитотоксину C. difficile из сыворотки крови кролика.

6) Конъюгат – антитела против глобулинов кролика, меченые пероксидазой хрена.

7) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

8) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

9) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д 1 внести по 100 мкл исследуемого материала.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Добавление во все лунки по 50 мкл рабочего раствора поликлональных антител к цитотоксину C. difficile. Инкубация 60 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором.

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Возбудители острых кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить лабораторную диагностику колиэнтерита и шигеллезов.

3. Научиться решать ситуационные задачи по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Общая характеристика и классификация семейства энтеробактерий.

2. Эшерихии: свойства, резистентность.

3. Энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазивные и энтерогеморрагические кишечные палочки. Факторы патогенности и патогенез эшерихиозов.

4. Лабораторная диагностика эшерихиозных инфекций.

5. Шигеллы – возбудители дизентерии, классификация, свойства, резистентность.

6. Факторы патогенности шигелл. Патогенез дизентерии, иммунитет.

7. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика шигеллезов.

8. Биопрепараты: поливалентная эшерихиозная ОКВ-сыворотка; типовые эшерихиозные ОК-сыворотки: О111К58, О55К59, О26К60; колибактерин, агглютинирующая дизентерийная сыворотка Зоне, Флекснера.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 193-202.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 120-123.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Микробиологическая диагностика колиэнтерита

День Материал исследования Ход исследования Результат исследования
1. Фекалии больного в консерванте Посев фекалий на среду Левина  
2.   Учет роста на среде Левина   Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с поливалентной ОК-В сывороткой В-группы энтеропатогенных эшерихий. Посев колонии, давшей (+) реакцию с ОКВ сывороткой, на косой агар для выделения чистой культуры  
3.   Учет роста на косом агаре, мазок, окраска по Граму, микроскопия   Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с типовыми сыворотками О111К58, О55К59, О20К84 Постановка развернутой реакции агглютинации с сывороткой О26К60 в 2 ряда: 1-й ряд – сыворотку развести до титра О-антител и добавить гретую культуру. 2-ой ряд – сыворотку развести до титра К (В)-антител и добавить живую культуру. Пересев культуры на среды Гисса  
4.   Учет биохимических свойств Л С Г М МН H2S индол
             
Заключение:

2. Демонстрация бактериологического метода диагностики дизентерии.

ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Патогенные сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, сальмонеллезов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Уметь определить сальмонеллы по культуральным свойствам на средах Эндо, Левина, Ресселя, висмут-сульфит агаре.

3. Уметь дифференцировать сальмонеллы по биохимическим свойствам.

4. Научиться выделять гемокультуру при брюшном тифе и паратифах.

5. Знать биопрепараты для диагностики брюшного тифа и паратифов.

6. Научиться решать ситуационные задачи по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Сальмонеллы: таксономия, свойства, резистентность.

2. Антигенная структура, серологическая классификация Кауфмана-Уайта.

3. Факторы патогенности сальмонелл. Источник инфекции, пути передачи патогенез брюшного тифа.

4. Ранний метод диагностики брюшного тифа. Профилактика, лечение.

5. Серологический диагноз брюшного тифа и бактерионосительства. Фаготипирование.

7. Возбудители сальмонеллезов. Факторы патогенности, патогенез сальмонеллеза.

8. Лабораторная диагностика сальмонеллезной инфекции. Профилактика и лечение сальмонеллезов.

9. Биопрепараты: агглютинирующие адсорбированные О- и Н- сальмонеллезные сыворотки, неадсорбированные агглютинирующие брюшнотифозные и паратифозные сыворотки, люминесцирующая брюшнотифозная сыворотка, диагностикум брюшнотифозный О, диагностикум брюшнотифозный Н, эритроцитарный брюшнотифозный Vi-диагностикум; брюшнотифозные Vi-бактериофаги.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 202-210.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 115-120.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Ранний метод диагностики брюшного тифа. Выделение гемокультуры.

День Материал Ход исследования Результаты
Кровь больного Посев 5 мл крови в 50 мл желчного бульона. Термостат 37оС на сутки  
  Учет роста на желчном бульоне Пересев с желчного бульона на среду Левина. Термостат 37оС на сутки  
  Учет роста на среде Левина. Пересев бесцветных колоний на среду Ресселя. Термостат 37оС на сутки  
  Учет роста на среде Ресселя Приготовление мазка, окраска по Граму, микроскопия Постановка реакции агглютинации на стекле с адсорбированными Н- сыворотками брюшного тифа и паратифа В. Пересев на среды Гисса. Термостат 37оС на сутки  
  Учет биохимических свойств Г Л С М МН МПБ
          Н2S индол
   
Заключение:

2. РПГА для серодиагностики брюшнотифозного бактерионосительства (демонстрация).

Ингредиенты Разведения сыворотки  
1:10 1:20 1:40 1:80 К  
Физраствор 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4  
Сыворотка больного 1:5 Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка - student2.ru 0,4 0,4 0,4 0,4 -  
Эритроцитарный Vi-диагностикум брюшного тифа            
Термостат 1 – 1,5 часа  
  Результат          
Заключение:  
                       

3. Бактериологическое исследование остатков пищи при пищевой токсикоинфекции (демонстрация).

День Материал Ход исследования Результаты
Остатки пищи (колбаса) Посев материала: 1. На среду Левина для обнаружения кишечной палочки и сальмонелл 2. На молочно-солевой агар для выявления стафилококка 3. На скошенный агар в конденсоционную воду для обнаружения протея (по Шукевичу) 4. На среду Китта-Тароцци для обнаружения клостридий ботулизма  
-“- Учет роста на среде Левина Учет роста на молочно-солевом агаре Учет роста протея на скошенном агаре Учет роста на среде Китта-Тароцци Пересев бесцветной колонии на среду Ресселя  
-“- Учет роста на среде Ресселя Приготовление мазка. Окраска по Граму, микроскопия Постановка реакции агглютинации на стекле с адсорбированными сальмонеллезными H-сыворотками Пересев в среды Гисса  
-“- Учет биохимических свойств Л С Г М МН МПБ
            Н2S индол
Заключение:

ЗАНЯТИЕ № 5

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на поверхности лунок антигеном CagA Helicobacter pylori.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к антигену CagA Helicobacter pylori.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий специфических антител.

5) Конъюгат – антитела против IgG человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д 1 внести по 100 мкл разведенных исследуемых сывороток в дублях. Предварительное разведение сывороток – 1/100.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Инкубация 30 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором. Промыть планшет 5 раз

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

Таблица. Результаты серологической диагностики хеликобактерной инфекции методом ИФА.

 
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(+) K2(+)
C                        
D                        
  Заключение  

2.Микроскопия и зарисовка препарата

ПРЕПАРАТ №1

Vibrio cholerae

окраска по Граму

3. Демонстрация роста вибрионов на питательных средах.

ЗАНЯТИЕ №6

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Coryтebacterium diphteriae Bordetella pertussis

окраска по Нейссеруокраска по Граму

ПРЕПАРАТ №3

Neisseria meningitidis в гное

окраска метиленовым синим_

4. ПЦР для выявления токсигенности возбудителя дифтерии.

ЗАНЯТИЕ №7

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными антигенами микоплазм.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к микоплазменным АГ.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий антител к микоплазменным АГ.

5) Конъюгат – антитела против IgМ человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д 1 внести по 100 мкл разведенных исследуемых сывороток в дублях. Предварительное разведение сывороток – 1/100.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Инкубация 30 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором. Промыть планшет 5 раз.

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

Таблица. Результаты серологической диагностики микоплазменной пневмонии методом ИФА.

 
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(+) K2(+)
C                        
D                        
  Заключение  

2. Микроскопия и зарисовка мазков:

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

M.tuberculоsisM.tuberculisis в мокроте

(корд-фактор)окраска по Циль-Нильсену

окраска по Циль-Нильсену

3. Конфокальная микроскопия возбудителей туберкулеза.

ЗАНЯТИЕ №8

ЗАНЯТИЕ №9

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Yersinia pestis в органах Bacillus anthracisв органах

окраска метиленовым синимокраска по Граму

ПРЕПАРАТ №3 ПРЕПАРАТ №4

Francisella tularensisв органах Вrucella abortus в чистой культуре

окраска по Граму окраска по Граму

ПРЕПАРАТ №5

Край колонии

Bacillus anthracis

ЗАНЯТИЕ №10

Тема: Возбудители заболеваний, передаваемых половым путем: сифилиса, гонореи, хламидийных уретритов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Научиться учитывать реакцию Вассермана и ИФА для серодиагностики сифилиса.

3. Ознакомиться с морфологией изучаемых возбудителей.

4. Научиться решать ситуационные задачи по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Спирохеты: таксономия, свойства, резистентность.

2. Возбудители венерического сифилиса, факторы патогенности, патогенез, клинические формы (стадии развития) сифилиса.

3. Материал и методы диагностики сифилиса в зависимости от стадии заболевания. Профилактика и лечение сифилиса.

4. Гонококки: таксономия, свойства, резистентность,

5. Факторы патогенности и механизмы их действия. Этиологическая роль гонококков при уретритах и бленнорее. Патогенез гонореи, иммунитет.

6. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. Профилактика и лечение гонореи.

7. Хламидии: таксономия, свойства, роль в урогенитальной патологии.

8. Лабораторная диагностика, профилактика и лечение хламидийных уретритов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 170-173, 266-272, 293-300.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 106-107, 160-164, 170-171.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка ИФА для серодиагностики первичного сифилиса: определение АТ класса IgМ к специфическому трепонемному антигену.

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированным на внутренней поверхности лунок рекомбинантным трепонемным антигеном.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к трепонемным АГ.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий антитела к трепонемным АГ.

5) Конъюгат – антитела против IgМ человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д 1 внести по 100 мкл разведенных исследуемых сывороток в дублях. Предварительное разведение сывороток – 1/100.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Инкубация 30 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором. Промыть планшет 5 раз

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Treponema pallidum Chlamydia trachomatis

окраска по Романовскому-Гимзеокраска по Романовскому-Гимзе

ПРЕПАРАТ №3

Neisseria gonorrhoeae в гное_

окраска метиленовым синим

4. ПЦР для диагностики хламидийной инфекции.

ЗАНЯТИЕ №11

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на поверхности лунок антигенами B. burgdorferi.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к антигенам B. burgdorfer.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий специфических антител.

5) Конъюгат – антитела против IgG человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д 1 внести по 100 мкл разведенных исследуемых сывороток в дублях. Предварительное разведение сывороток – 1/100.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Инкубация 30 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором. Промыть планшет 5 раз

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ № 2

Borrelia recurrentis Rickettsia typhi____

в крови в тканях_____

окраска по Романовскому-Гимзеокраска по Здродовскому

ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Общая вирусология. Методы диагностики вирусных инфекций.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить методы индикации вирусов в курином эмбрионе.

3. Уметь ставить и учитывать результаты РГА для индикации и титрования вируса.

4. Научиться осуществлять индикацию вирусов в культуре клеток по реакции гемадсорбции, цветной пробе, симпластообразованию.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Современные принципы классификации и таксономии вирусов.

2. Структура, свойства и особенности вирусов. Понятие о вирионе, вироиде.

3. Химический состав вирусов, значение различных химических компонентов. Ферменты вирусов.

4. Репродукция вирусов. Особенности репродукции РНК- и ДНК-содержащих вирусов.

5. Методы культивирования, индикация и идентификация вирусов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 50-67.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Заражение куриных эмбрионов на хорионаллантоисную оболочку, в аллантоисную и амниотическую полости.

2. Постановка реакции гемагглютинации для индикации и титрования вируса.

Ингредиенты разведения 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 К
Физ.раствор 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Аллантоисная жидкость 1:5 Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка - student2.ru 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 -
Взвесь эритроцитов 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Результат            
Заключение

3. Титрование бактериофага на жидкой питательной среде.

Ингредиенты Разведения бактериофага
10-1 10-2 10-3 10-4 10-5 10-6 10-7 К
Мясо-пептонный бульон 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5
Бактериофаг кишечной палочки Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка - student2.ru 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Кишечная палочка По одной петле бульонной культуры во все пробирки
Термостат 37оС 18-20 часов
Результат:
Заключение:

4. Титрование бактериофага на плотной и жидкой питательной среде – демонстрация.

5. Демонстрация опыта бактериофагии для идентификации бактерий.

6. Демонстрация опыта фаготипирования бактерий.

7. Микроскопия демонстрационных препаратов:

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Симпластообразование в культуре клетокРеакция гемадсорбции

ЗАНЯТИЕ №13

Тема: Вирусные инфекции, вызываемые ортомиксовирусами, парамиксовирусами.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Ознакомиться с методами диагностики гриппа, парагриппа, паротита, кори, аденовирусной инфекции с использованием демонстрационных реакций и микропрепаратов.

3. Знать вирусные биопрепараты для диагностики, специфической профилактики и лечения вирусных инфекций по теме занятия.

4. Научиться ставить РТГА для идентификации вируса гриппа.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Ортомиксовирусы. Классификация и характеристика семейства. Вирусы гриппа А, В, С. Структура вириона.

2. Антигенная структура, серотипы, антигенная изменчивость (дрейф и шифт). Особенности различных серотипов вируса гриппа (H1N1, H5N1) и др.

3. Патогенез гриппа. Иммунитет.

4. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика гриппа.

5. Парамиксовирусы. Классификация и характеристика семейства. Структура вириона.

6. Вирусы парагриппа, свойства, роль в патологии человека. Патогенез, иммунитет, лабораторная диагностика, профилактика, лечение.

7. Вирус эпидемического паротита, свойства, патогенез, иммунитет, лабораторная диагностика, профилактика, лечение паротита.

8. Пневмовирусы (РСВ): свойства, роль в патологии, лабораторная диагностика РСВ-инфекций.

9. Морбиливирусы: вирус кори, свойства, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика, лечение кори.

10. Биопрепараты: живая гриппозная вакцина, диагностические противогриппозные сыворотки А(H3N2) и А(H2N2), гриппозные диагностикумы А(H3N2) и A(H2N2), иммуноглобулин против кори, живая вакцина КПК.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 300-309.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка РТГА для идентификации вируса в аллантоисной жидкости.

Ингредиенты разведения 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 К
Физ. раствор 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2  
Противогриппозная сыворотка А(Н3N2) 1:5 Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка - student2.ru 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2  
Противогриппозная сыворотка А(H2N2) 1:5 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2  
Аллантоисная жидкость 4ГАЕ 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Взвесь эритроцитов 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,2
Термостат 37оС 2 часа
Результат А(Н2N2)              
Результат А(Н3N2)              
Заключение:  

ЗАНЯТИЕ №14

Тема: Вирусные инфекции, вызываемые пикорнавирусами, аденовирусами, ротавирусами.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Ознакомиться с методами диагностики полиомиелита, Коксаки, ЕСНО, ротавирусов, аденовирусов с использованием демонстрационных реакций и микропрепаратов.

3. Знать вирусные биопрепараты для диагностики, специфической профилактики и лечения вирусных инфекций по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Пикорнавирусы: классификация и общая характеристика семейства, роль в патологии человека.

2. Вирусы полиомиелита: особенности свойств, патогенез, иммунитет.

3. Лабораторная диагностика, профилактика, лечение полиомиелита.

4. Вирусы Коксаки и ЕСНО, особенности свойств, роль в патологии человека, лабораторная диагностика, профилактика, лечение.

5. Ротавирусы: структура и свойства вирусов. Патогенез, иммунитет. Лабораторная диагностика ротавирусного гастроэнтерита.

6. Аденовирусы: классификация и характеристика семейства. Аденовирусы человека, структура вириона, патогенез, иммунитет, диагностика аденовирусных инфекций.

7. Биопрепараты: живая вакцина против полиомиелита, типоспецифические полиомиелитные сыворотки, моновалентные сыворотки Коксами и Есно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 310-317, 318-319, 336-338.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка ИФА для определения антигенов ротавирусов.

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с а

Наши рекомендации