В критических жизненных ситуациях»
На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с внутренними проблемами и переживаниями. Разрешение этих проблем может принимать как сознательный, так и бессознательный характер. Умение грамотно разрешить возникшее противоречие способствует сохранению собственного физического и психического здоровья. Здоровье врача – это необходимое условие оказания помощи больному.
Цель занятия:
Знать особенности бессознательной и сознательной защиты.
Иметь представление об основных механизмах психологических защит и копинг-стратегиях.
Вопросы для обсуждения:
1. Механизмы психологической защиты (МПЗ): определение, виды.
2. Совладающее поведение: понятие.
3. Копинг-стратегии: определение, виды
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл. 9.
Литература дополнительная:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.
2. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл., 22, 23 (§ 23,3), гл.31 (§ 31.3,31,4, 31,5).
3. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-6.
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.28.
5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.7.
Темы докладов:
Пережить горе.
Литература:
Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. - М., 1991.
Рубежный контроль № 2 (тестовая форма) по предшествующим темам (8-16).
ТЕМА № 17: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Врач должен быть подготовлен к процессу непрерывного профессионального образования, развивать в себе навыки самообразования, самообучения и саморазвития. Для этого необходимо знать принципы, методы и технологии построения педагогического процесса.
Цель занятия:
Познакомиться с современными педагогическими методами и технологиями обучения и воспитания.
Формирование готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.
Знать основные признаки педагогики как науки; предмет и методы педагогики; методы педагогики; педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача; цели и задачи непрерывного медицинского образования; современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о педагогике и педагогической деятельности.
2. Педагогика в профилактической медицине и работе врача.
3. Образовательный процесс в медицинском ВУЗе.
Литература основная:
1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. – М., 2006. Часть I. Гл.1,2. Часть II. Гл.5.
2. Педагогические основы медицинского образования. – Ярославль, 2007.
Литература дополнительная:
1. Как эффективно работать на лекции. - Ярославль, 2007.
2. Методы рационального чтения. - Ярославль, 2007.
3. Основы самостоятельной работы студентов. - Ярославль, 2007.
4. Как успешно сдать экзамены. – Ярославль, 2008.
ТЕМА № 18: «ОСНОВЫ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»
Врач должен быть подготовлен к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях; к формированию навыков здорового образа жизни; к публичной речи, ведению дискуссии и полемики. Для построения процесса передачи информации разным категориям слушателей врачу нужны педагогические знания.
Цель занятия: познакомить с педагогическими аспектами деятельности медицинского работника.
Знать принципы построения просветительской работы среди населения по ведению здорового образа жизни в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.
Уметь выстраивать деловое и межличностное общение, использовать педагогические знания в просветительской работе.
Владеть приемами эффективного партнерского взаимодействия с коллегами, методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.
Вопросы для обсуждения:
Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов)
Литература основная:
1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В.Кудрявой. – М., 2006. Часть II.
2. Образец методического оформления просветительского занятия по теме «Здоровый образ жизни» на стр. 299-306.
Литература дополнительная:
1. Н.В.Бордовская. Педагогика. – СПб., 2009, Глава 5.