Гбоу впо ягма минздравсоцразвития россии
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России
Методические РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ поДГОТОВКИ К СЕМИНАРским занятиям
По психологии и педагогике
для студентов I курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКого факультета
Ярославль, 2012 г.
УДК 81
ББК 88
Авторы: заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО, доцент, к.пс.н., Русина Н.А.; доцент, к.мед.н. Барабошин А.Т.; старший преподаватель, к.пс.н. Васильева Л.Н.; доцент, к.пед.н. Хмаро Н.В..
Рецензенты:
Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, профессор, д.пс.н. Кашапов М.М.
Декан стоматологического факультета ЯГМА, доцент, к.м.н. Смирнов Г.В..
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по психологии и педагогике для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ярославль, 2012 г., - 21 с.
Методические рекомендации по психологии и педагогике адресованы студентам I курса стоматологического факультета для подготовки к семинарским занятиям. В них рассматриваются вопросы по педагогике, общей, возрастной и социальной психологии, психологии больного и другие вопросы психологии, знание которых необходимо врачу-стоматологу.
Рекомендовано к изданию:
Методическим советом по гуманитарному образованию 10 апреля 2012 года, протокол № 3.
Председатель методического совета по гуманитарному образованию профессор, д.м.н. Шкребко А.Н.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 6 от 29 мая).
Ярославская государственная медицинская академия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 с. | |
1. | Психология как наука | 6 с. |
2. | Ощущение, восприятие, внимание, воображение | 7 с. |
3. | Память, мышление, речь | 7 с. |
4. | Психология личности | 8 с. |
5. | Темперамент, характер | 9 с. |
6. | Потребностно-мотивационная сфера личности | 10 с. |
7. | Эмоциональная сфера личности | 11 с. |
8. | Общие вопросы психологии развития. Развитие ребёнка до 17 лет | 12 с. |
9. | Возрастные особенности личности от 17 до 40 лет | 14 с. |
10. | Возрастные особенности личности после 40 лет | 15 с. |
11. | Психология семьи | 15 с. |
12. | Психология общения | 16 с. |
13. | Межличностные конфликты | 17 с. |
14. | Общение с больным и его семьей | 18 с. |
15. | Внутриличностные конфликты. Стресс. Внутренняя картина болезни | 18 с. |
16. | Совладающее и защитное поведение в критических жизненных ситуациях | 19 с. |
17. | Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания | 20 с. |
18. | Основы медико-просветительской деятельности врача | 21 с. |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 16 от 14 января 2011 г., специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
профилактическая;
диагностическая;
лечебная;
реабилитационная;
психолого-педагогическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
психолого-педагогическая деятельность:
формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;
формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек;
общение и взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.
организационно-управленческая деятельность:
организация труда медицинского персонала в медицинских организациях;
подготовка планов работы подразделений медицинских организациях.
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельная аналитическая работа;
участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии;
участие в оценке эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий.
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (базовая часть) ФГОС ВПО по специальности 060201 Стоматология.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин (философия, биоэтика).
Дисциплина является предшествующей для изучения в дальнейшем психиатрии, медицинской психологии и ряда других профессиональных дисциплин.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
ОК–8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе, сохранять врачебную тайну;
ПК-1 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
ПК-12 – способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды и развития болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
ПК-17 – способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества по поддержанию стоматологического и общего здоровья;
ПК-49 – способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта;
ПК-50 – способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
Психологические и педагогические знания являются одной из важнейших профессиональных компетенций современного врача.
Данные методические рекомендации помогут вам подготовиться к работе на семинарских занятиях.
Каждая тема занятий содержит следующие разделы:
- актуальность темы;
- цели занятия;
- вопросы для обсуждения;
- список основной и дополнительной литературы;
- темы учебно-исследовательской работы (УИРС);
- темы докладов;
При подготовке ко всем занятиям предполагается изучение материалов лекций. Для индивидуальной работы предлагаются темы докладов и УИРС.
Темы, предложенные для научно-исследовательской работы (НИРС) могут быть оформлены в форме реферата и представлены на «Конкурс рефератов», сначала на конференции кружков СНО на кафедре педагогики и психологии, затем на студенческой научной конференции.
В программе студенческой научной конференции планируется проведение:
1. секционных заседаний;
2. пленарного заседания;
3. конкурс рефератов (1-3 место по итогам кафедральной конференции).
На кафедре разработано «Положение о рейтинге по курсу психологии и педагогики для студентов стоматологического факультета», в соответствии с которым в течение всего периода обучения формируется итоговый рейтинг каждого студента.
В течение семестра проводится контроль в виде теста по каждой теме и 2 рубежных контроля. Кроме того, студенты выполняют 1 контрольную работу: «Комплексная самохарактеристика личности». По окончании обучения курсу психологии и педагогики проводится итоговый тестовый зачет.
ТЕМА № 8 «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО 17 ЛЕТ»
Развитие – процесс необратимых, направленных качественных и закономерных изменений, приводящий к структурным преобразованиям психики и поведения человека. Знание основных закономерностей психического развития, его целей, факторов, а также происходящих в каждом возрастном периоде качественных и количественных изменений психики поможет врачу оптимально построить лечебный процесс, разработать профилактические мероприятия, выработать индивидуальный профессиональный стиль поведения в зависимости от возраста пациента.
Цель занятия:
Знать основные положения возрастной психологии, теории развития и содержание стадий развития;
Уметь выделять значимую деятельность и отношения в разные возрастные периоды с целью оптимизации коммуникации «врач – ребёнок», «врач – родственники».
Вопросы для обсуждения:
1. Общие вопросы психологии развития (детерминанты развития, закономерности, кризисы и т.д.).
2. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.
3. Взгляды отечественных ученых (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина) на психическое развитие ребенка.
4. Психологическое содержание развития человека в следующие возрастные периоды:
- до 1 года;
- от 1 года до 3-х лет;
- от 3-х лет до 7 лет;
- от 7 лет до подросткового возраста;
- от подросткового возраста до 17 лет.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.253-266.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.16.
Литература дополнительная:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. С.40-196.
2. Детская практическая психология: учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. С.58-69.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999. С.58-81.
4. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.1. Раздел 2. Гл.13. С.302-307. Т.2. Гл.2,15.
5. Основы возрастной психологии (от рождения до юности): Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Ярославль, 2008.
6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 15 (§ 15.1, 15.2, 15.3).
7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.8.
Темы докладов:
1. Кризис одного года.
2. Кризис трех лет.
3. Кризис семи лет.
4. Кризис подросткового возраста.
5. Дружба, любовь в подростковом возрасте.
Литература:
1) Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999.
2) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1994.
3) Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
6. Детские страхи.
Литература:
Захаров А.И. Детские ночные страхи. – СПб., 2000.
Цель занятия:
Познакомиться с современными педагогическими методами и технологиями обучения и воспитания.
Формирование готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.
Знать основные признаки педагогики как науки; предмет и методы педагогики; методы педагогики; педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача; цели и задачи непрерывного медицинского образования; современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о педагогике и педагогической деятельности.
2. Педагогика в профилактической медицине и работе врача.
3. Образовательный процесс в медицинском ВУЗе.
Литература основная:
1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. – М., 2006. Часть I. Гл.1,2. Часть II. Гл.5.
2. Педагогические основы медицинского образования. – Ярославль, 2007.
Литература дополнительная:
1. Как эффективно работать на лекции. - Ярославль, 2007.
2. Методы рационального чтения. - Ярославль, 2007.
3. Основы самостоятельной работы студентов. - Ярославль, 2007.
4. Как успешно сдать экзамены. – Ярославль, 2008.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»
Врач должен быть подготовлен к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях; к формированию навыков здорового образа жизни; к публичной речи, ведению дискуссии и полемики. Для построения процесса передачи информации разным категориям слушателей врачу нужны педагогические знания.
Цель занятия: познакомить с педагогическими аспектами деятельности медицинского работника.
Знать принципы построения просветительской работы среди населения по ведению здорового образа жизни в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.
Уметь выстраивать деловое и межличностное общение, использовать педагогические знания в просветительской работе.
Владеть приемами эффективного партнерского взаимодействия с коллегами, методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.
Вопросы для обсуждения:
Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов)
Литература основная:
1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В.Кудрявой. – М., 2006. Часть II.
2. Образец методического оформления просветительского занятия по теме «Здоровый образ жизни» на стр. 299-306.
Литература дополнительная:
1. Н.В.Бордовская. Педагогика. – СПб., 2009, Глава 5.
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России
Методические РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ поДГОТОВКИ К СЕМИНАРским занятиям
По психологии и педагогике
для студентов I курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКого факультета
Ярославль, 2012 г.
УДК 81
ББК 88
Авторы: заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО, доцент, к.пс.н., Русина Н.А.; доцент, к.мед.н. Барабошин А.Т.; старший преподаватель, к.пс.н. Васильева Л.Н.; доцент, к.пед.н. Хмаро Н.В..
Рецензенты:
Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, профессор, д.пс.н. Кашапов М.М.
Декан стоматологического факультета ЯГМА, доцент, к.м.н. Смирнов Г.В..
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по психологии и педагогике для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ярославль, 2012 г., - 21 с.
Методические рекомендации по психологии и педагогике адресованы студентам I курса стоматологического факультета для подготовки к семинарским занятиям. В них рассматриваются вопросы по педагогике, общей, возрастной и социальной психологии, психологии больного и другие вопросы психологии, знание которых необходимо врачу-стоматологу.
Рекомендовано к изданию:
Методическим советом по гуманитарному образованию 10 апреля 2012 года, протокол № 3.
Председатель методического совета по гуманитарному образованию профессор, д.м.н. Шкребко А.Н.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 6 от 29 мая).
Ярославская государственная медицинская академия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 с. | |
1. | Психология как наука | 6 с. |
2. | Ощущение, восприятие, внимание, воображение | 7 с. |
3. | Память, мышление, речь | 7 с. |
4. | Психология личности | 8 с. |
5. | Темперамент, характер | 9 с. |
6. | Потребностно-мотивационная сфера личности | 10 с. |
7. | Эмоциональная сфера личности | 11 с. |
8. | Общие вопросы психологии развития. Развитие ребёнка до 17 лет | 12 с. |
9. | Возрастные особенности личности от 17 до 40 лет | 14 с. |
10. | Возрастные особенности личности после 40 лет | 15 с. |
11. | Психология семьи | 15 с. |
12. | Психология общения | 16 с. |
13. | Межличностные конфликты | 17 с. |
14. | Общение с больным и его семьей | 18 с. |
15. | Внутриличностные конфликты. Стресс. Внутренняя картина болезни | 18 с. |
16. | Совладающее и защитное поведение в критических жизненных ситуациях | 19 с. |
17. | Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания | 20 с. |
18. | Основы медико-просветительской деятельности врача | 21 с. |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 16 от 14 января 2011 г., специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
профилактическая;
диагностическая;
лечебная;
реабилитационная;
психолого-педагогическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
психолого-педагогическая деятельность:
формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;
формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек;
общение и взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.
организационно-управленческая деятельность:
организация труда медицинского персонала в медицинских организациях;
подготовка планов работы подразделений медицинских организациях.
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельная аналитическая работа;
участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии;
участие в оценке эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий.
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (базовая часть) ФГОС ВПО по специальности 060201 Стоматология.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин (философия, биоэтика).
Дисциплина является предшествующей для изучения в дальнейшем психиатрии, медицинской психологии и ряда других профессиональных дисциплин.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
ОК–8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе, сохранять врачебную тайну;
ПК-1 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
ПК-12 – способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды и развития болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
ПК-17 – способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества по поддержанию стоматологического и общего здоровья;
ПК-49 – способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта;
ПК-50 – способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
Психологические и педагогические знания являются одной из важнейших профессиональных компетенций современного врача.
Данные методические рекомендации помогут вам подготовиться к работе на семинарских занятиях.
Каждая тема занятий содержит следующие разделы:
- актуальность темы;
- цели занятия;
- вопросы для обсуждения;
- список основной и дополнительной литературы;
- темы учебно-исследовательской работы (УИРС);
- темы докладов;
При подготовке ко всем занятиям предполагается изучение материалов лекций. Для индивидуальной работы предлагаются темы докладов и УИРС.
Темы, предложенные для научно-исследовательской работы (НИРС) могут быть оформлены в форме реферата и представлены на «Конкурс рефератов», сначала на конференции кружков СНО на кафедре педагогики и психологии, затем на студенческой научной конференции.
В программе студенческой научной конференции планируется проведение:
1. секционных заседаний;
2. пленарного заседания;
3. конкурс рефератов (1-3 место по итогам кафедральной конференции).
На кафедре разработано «Положение о рейтинге по курсу психологии и педагогики для студентов стоматологического факультета», в соответствии с которым в течение всего периода обучения формируется итоговый рейтинг каждого студента.
В течение семестра проводится контроль в виде теста по каждой теме и 2 рубежных контроля. Кроме того, студенты выполняют 1 контрольную работу: «Комплексная самохарактеристика личности». По окончании обучения курсу психологии и педагогики проводится итоговый тестовый зачет.