ОПУХОЛИ ИЗ ТКАНЕЙ – ПРОИЗВОДНЫХ МЕЗЕНХИМЫ, НЕЙРОЭКТОДЕРМЫ И МЕЛАНИНПРОДУЦИРУЮЩЕЙ ТКАНИ. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОСОБЕННОСТИ МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ.

Значимость темы.

Знакомство с опухолями мезенхимального происхождения, а также с опухолями меланинообразующей и нервной тканей расширяет представление о многообразии опухолей.

Мезенхимальные опухоли - это опухоли из тканей мезенхимального происхождения: соединительной, мышечной, сосудистой, жировой, костной, хрящевой, синовиальных оболочек, фасций, сухожилий, апоневрозов. Из меланинобразующей ткани развивается злокачественная опухоль меланома. Опухоли центральной нервной системы делятся на нейроэктодермальные и менингососудистые. Мезенхимальные опухоли, опухоли меланинообразующей и нервной тканей часто встречаются у детей, что придает этой группе опухолей особую значимость.

Злокачественные опухоли - серьезная проблема для человечества и одна из самых главных причин смерти.

Знание темы необходимо для усвоения вопросов онкологии на клинических кафедрах.

2. Цель занятия:получить знания об особенностях роста мезенхимальных опухолей и опухолей нервной и меланинобразующей тканей согласно принципам классификации этих опухолей, уметь различать их, руководствуясь морфологической характеристикой.

Студент должен у м е т ь: 1) давать определение понятия мезенхимальных опухолей; 2) на основании морфологических признаков классифицировать опухоли разного тканевого происхождения; 3) давать классификацию опухолей нервной и меланинообразующей тканей; 4) объяснять клинико-морфологические особенности и пути метастазирования опухолей из мезенхимальной, нервной и меланинобразующей тканей; 5) различать по макро- и микроскопической картине доброкачественные и злокачественные опухоли указанного тканевого происхождения.

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить нормальное строение и функцию соединительной, мышечной, сосудистой, жировой, костной, хрящевой, нервной тканей, строение и функцию меланоцитов.

б) выучить материал лекции и учебника.

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Классификация и терминология опухолей из тканей мезенхимального происхождения.

2. Классификация и терминология опухолей нервной системы.

3. Классификация и терминология опухолей из меланинообразующей ткани.

4. Особенности метастазирования опухолей из тканей мезенхимального происхождения и центральной нервной системы. Особенности течения опухолей у детей.

г) выполнить задания п.7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Знать определения понятий опухолей мезенхимального происхождения.

2. Обратить внимание на этиологию и патогенез опухолей мезенхимального происхождения, опухолей меланинобразующей и нервной ткани.

3. Знать классификацию опухолей .

4. Выучить морфологическую характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей мезенхимального происхождения.

5. Выучить морфологическую характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей меланинобразующей и нервной ткани.

6. Знать дифференциально-диагностические макро- и микроскопические признаки основных доброкачественных и злокачественных опухолей из мезенхимы.

7. Знать макро- и микроскопическую картину основных доброкачественных и злокачественных опухолей меланинобразующей и нервной ткани.

8. Обратить внимание на пути метастазивования опухолей меланинобразующей и нервной тканей.

9. Использовать ООД при изучении патоморфологической картины опухолей специфической локализации на макро- и микроскопическом уровне.

10. Изучить особенности местного и общего влияния опухолей мезенхимального происхождения на организм, осложнения и причины смерти.

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C.121-131.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 166-178.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C. 275-289.

4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./ М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: общий курс.-2005.-C. 141-198.

5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C.108-118.

6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А. Пальцева.-2-е изд., стер.-М.:Медицина .-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: Общий курс.-2007.- C. 264-280.

7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.2.-2008.-C. 258-266.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

6. Вопросы для самоконтроля:

1. Классификация доброкачественных опухолей мезенхимального происхождения.

2. Виды фибром.

3. Доброкачественные опухоли мышечной ткани.

4. Основные разновидности гемангиом, их морфологическая характеристика.

5. Доброкачественные опухоли костной и хрящевой ткани.

6. Определение понятия саркома

7. Особенности метастазирования сарком.

8. Патоморфология фибросарком.

9. Злокачественные опухоли костной и хрящевой ткани.

10. Морфологическая характеристика зернисто-клеточной опухоли

(опухоли Абрикосова), локализация.

11. Морфологическая характеристика ангиосарком, саркома Капоши.

12. Локализация злокачественной мезотелиомы.

13. Виды невусов.

14. Наиболее частая локализация меланомы.

15. Морфологическая характеристика меланомы.

16. Классификация опухолей ЦНС.

17. Доброкачественные и злокачественные опухоли из глиальных клеток.

18. Морфологическая характеристика глиобластомы.

19. Определение понятия менингиома.

20. Наиболее частая локализация медуллобластомы.

21. Доброкачественные и злокачественные опухоли периферической нервной системы.

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить строение волокнистой соединительной, жировой, мышечной, костной, хрящевой ткани, сосудов.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

  фиброма десмоид гистиоцитома липома синовиома хондрома остеома остеобластокластома гемангиома гемангиоперицитома лимфангиома лейомиома рабдомиома     невус меланома менингососудистая опухоль ганглионеврома астроцитома олегодендроглиобластом медуллобластома ганглионейробластома мультиформная спонгиобластома менингиома менингосаркома невринома нейрофиброма

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты:

ФИБРОМИОМА МАТКИ.

На макропрепарате найти тело матки, отметить множественный и узловатый характер опухоли, которая резко деформирует матку. Дать описание опухолевых узлов, отметив их структуру и цвет.

ХОНДРОМА ПАЛЬЦЕВ КИСТИ.

Описать внешний вид опухоли, отметив резкую деформацию пальцев опухолевыми узлами.

КАВЕРНОЗНАЯ ГЕМАНГИОМА ПЕЧЕНИ.

На макропрепарате найти опухолевый узел темно-коричневого цвета, локализующийся под капсулой, описать его форму, границы с окружающей тканью печени.

МЕТАСТАЗЫ САРКОМЫ В ЛЁГКИЕ.

Описать большое количество опухолевых узлов белесоватого цвета, расположенных равномерно в легочной ткани. Указать пути метастазирования опухоли из первичного очага.

МЕТАСТАЗЫ МЕЛАНОМЫ В ПЕЧЕНЬ.

В ткани печени описать большое количество опухолевых узлов разных размеров, большинство из которых имеет черный цвет; обратить внимание на то, что некоторые метастатические узлы имеют белый цвет (объяснить их происхождение). Указать пути метастазирования опухолевых клеток и возможную локализацию первичного опухолевого очага.

Микропрепараты:

№ 45. ЛЕЙОМИОСАРКОМА.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть строение опухоли. Опухолевые клетки имеют вытянутую форму, расположены в виде пучков, напоминая тем самым гладкомышечные клетки; ядра клеток крупные, полиморфные, часто встречаются митозы. Препарат зарисовать, обозначив необходимые изменения на рисунке.

№ 46. КАВЕРНОЗНАЯ ГЕМАНГИОМА ПЕЧЕНИ.

При малом увеличении микроскопа найти опухолевую ткань, построенную из крупных атипичных сосудистых полостей, заполненных эритроцитами. Обратить внимание на отсутствие инфильтрирующего роста опухоли в окружающую ткань печени. Препарат зарисовать, сделав необходимые обозначения.

№ 47. МУЛЬТИФОРМНАЯ ГЛИОБЛАСТОМА.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть строение опухолевой ткани, обратив внимание на наличие опухолевых клеток 2 типов - относительно мономорфные, мелкие и крупные полиморфные клетки с гиперхромными уродливыми ядрами. Кроме этого в опухоли много атипичных сосудов, встречаются участки некроза розового цвета. Препарат для зарисовки.

№ 53. МЕТАСТАЗ МЕЛАНОМЫ В ПЕЧЕНЬ.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть строение опухоли, обратив внимание на большое количество меланина в опухолевых клетках тёмно-коричневого цвета. Часть опухолевых клеток пигмента не содержит. Обратить внимание на инфильтрирующий рост опухолевых клеток в окружающую ткань печени. Препарат зарисовать и обозначить на рисунке скопления меланина в опухолевых клетках и инфильтрирующий рост опухоли.

Электронограммы:

ФИБРОСАРКОМА.

РАБДОМИОСАРКОМА.

ОЛИГОДЕНДРОГЛИОМА.

ФИБРИЛЛЯРНАЯ АСТРОЦИТОМА.

МЕНИНГИОМА.

МЕЛАНОМА.

ОСТЕОСАРКОМА.

Электронограммы изучить и описать в альбоме.

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 6

Наши рекомендации