Тема: абсолютные и относительные величины.
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:Абсолютные и производные величины. Относительные показатели, определение, виды, методика расчета, применение в здравоохранении. Графическое изображение относительных величин.
ЦЕЛЬ: На основе применения относительных величин уметь оценивать, анализировать и выявлять закономерности при изучении общественного здоровья и здравоохранения, и деятельности органов и учреждений здравоохранения.
По окончании изучения данной темы студент должен
Уметь:
- применять разные виды относительных величин для анализа
конкретной ситуации;
- рассчитывать показатели;
- представлять графически полученную информацию;
- провести анализ состояния здоровья населения и деятельности органов
и учреждений здравоохранения.
Знать:
- виды относительных показателей;
- показания к применению относительных величин;
- область применения относительных показателей в медицине и здравоохранении;
- методики расчета, анализа и графического изображения относительных величин;
- требования к составлению графиков.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ
В повседневной практической деятельности врач получает любую информацию в абсолютных величинах.
Абсолютные величины несут важную информацию о размере того или иного явления. Однако они часто не отвечают на все поставленные вопросы. Для углубленного общественного здоровья, деятельности учреждения здравоохранения и медицинского работника используются обобщающие показатели, называемые относительными величинами. Они применяются для изучения совокупности, которая характеризуется альтернативным распределением качественных учетных признаков.
Относительные величины (коэффициенты) представлены статистическими показателями: интенсивными, экстенсивными, соотношения, наглядности.
Интенсивный показатель – показатель частоты, уровня, распространенности какого-либо явления, совершающегося в определенной среде. Он отвечает на вопрос: «Как часто встречается изучаемое явление в среде (заболеваемость, смертность, рождаемость и так далее)».
Интенсивные показатели используются для:
· сопоставления динамики частоты изучаемого явления во времени;
· сопоставления уровня явления в один и тот же промежуток времени, но в различных учреждениях, на различных территориях и так далее.
Для расчета интенсивного показателя необходимо иметь данные об абсолютном размере изучаемого явления и среды.
Коэффициенты интенсивности рассчитываются на основании стандарта: 100, 1000, 10000, 100000 и так далее, в зависимости от распространенности явления.
Вычисляется интенсивный показатель по формуле:
Интенсивный показатель = × 100 (1000 и т.д.)
Экстенсивный показатель – показатель структуры удельного веса, доли части в целой совокупности.
Для его расчета необходимо иметь данные о численности всей совокупности и составляющих ее частях.
Рассчитывается в процентах (%), где совокупность в целом составляет 100%, а отдельные части – x.
Способ получения экстенсивного показателя выглядит следующим образом:
Экстенсивный показатель = × 100%
Экстенсивной величиной пользуются для характеристики состава совокупности в данное время в данном месте. Для динамических сравнений эти показатели непригодны.
Показатель соотношения (обеспеченности) – характеризует соотношение между двумя не связанными между собой совокупностями.
Для получения показателя необходимо две совокупности (№ 1 и № 2).
Рассчитывается, когда необходимо проанализировать обеспеченность населения врачами, койками, лекарствами и другим. Множитель составляет 100, 1000, 10 000 и так далее.
Показатель соотношения = × 10 000
Показатель наглядности рассчитывается, когда необходимо посмотреть изменение (уменьшение или увеличение) явления по отношению к предыдущему, взятому за 1 или 100%.
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Статистические величины, в том числе относительные величины можно представить различными графическими изображениями. Построение графиков необходимо для наглядного изображения статистических данных, выявления характерной связи изучаемых явлений, соотношения.
В санитарной статистике графические изображения используются преимущественно в целях:
· сравнения величин между собой;
· выяснения состава изучаемых совокупностей, их структуры и структурных сдвигов;
· изменения показателей во времени;
· изменения взаимозависимости между явлениями и их признаками;
· выяснения степени распространенности того или иного явления в пространстве.
Интенсивные показатели и показатели соотношения чаще бывают представлены в виде линейной диаграммы, когда есть показатели за несколько лет, то есть имеется динамический ряд.
В основе линейной диаграммы лежит система прямоугольных координат. На оси абсцисс наносятся на равном расстоянии друг от друга точки, соответствующие числу данных динамического ряда; на оси ординат – изображаемые данные ряда в виде точек. Соединив эти точки, получают ломаную линию, которая дает возможность наглядно сравнивать показатели.
Рис 1. Вариант линейной диаграммы.
Тоже самое можно изображать в виде столбиковой диаграммы.
При построении столбиковой диаграммы каждая цифра изображается в виде столбика, причем столбики имеют одинаковую ширину, но различную высоту, в зависимости от изучаемого явления. Столбики размещаются на прямоугольной системе координат.
Рис 2. Вариант столбиковой диаграммы.
Ленточная диаграмма размещается также на прямоугольной системе координат. Ось абсцисс располагается вертикально, ось ординат – горизонтально. При сравнении столбцы (ленты) располагаются как справа, так и слева от оси абсцисс. Ширина лент и их количество с обеих сторон от оси должно быть одинаково. Длина лент должна соответствовать размеру изображаемого явления в соответствии с выбранным масштабом.
Рис 3. Вариант ленточной диаграммы.
При изучении явления за замкнутый цикл времени применяют радиальную диаграмму. Ось абсцисс замыкается, а изучаемое явление откладывается по радиусам окружности.
Рис 4. Вариант радиальной диаграммы.
Экстенсивные показатели могут изображаться в виде внутристолбиковой и секторной диаграмм.
В случае внутристолбиковой диаграммы за 100% принимается высота столбца, и его делят на части пропорционально величинам, характеризующим его составные части (в соответствии с масштабом).
Рис 5. Вариант внутристолбиковой диаграммы.
В случае секторной диаграммыкруг – это целое (100%), а секторы – части целого. Вся окружность составляет 360º, что соответствует 100%, а на долю 1% приходится 3,6º.
Рис 6. Вариант секторной диаграммы.
Картограмма – это географическая карта или ее схема, на которой условными обозначениями изображается степень распространенности какого-либо явления по отдельным территориальным единицам. Для этого используют интенсивность окраски или штриховки.
Картодиаграмма – это сочетание диаграммы и географической карты, когда на карте изображаются диаграммы различного рода. Чаще это столбиковые диаграммы. Используется там же, где и картограмма.
Рис 7. Вариант картограммы.
ЗАДАЧА- ЭТАЛОН
Расчет интенсивного показателя.
В городе проживает 150000 человек. В отчетном году родилось 1800 детей. Необходимо определить коэффициент рождаемости.
Рождаемость = × 1000 = 12‰
Таким образом, рождаемость в городе составила 12‰.
ЗАДАЧА- ЭТАЛОН
Расчет экстенсивного показателя.
В районе А. в отчетном году было зарегистрировано 500 случаев инфекционных заболеваний, из них:
эпидемический гепатит составил 60 случаев;
корь 100 случаев;
прочие инфекционные заболевания 340 случаев.
Определить удельный вес эпидемического гепатита.
Эпидемический гепатит = = 12%
Аналогично рассчитывается удельный вес других заболеваний.
Вывод: в структуре инфекционных заболеваний доля эпидемического гепатита составила 12%.
ЗАДАЧА- ЭТАЛОН
Расчет показателя соотношения.
В городе 120000 населения, общее число терапевтических коек составило 300. Рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками.
Показатель соотношения = × 10000 = 25
Вывод: обеспеченность населения терапевтическими койками составляет 25 коек на 10000 населения.
ЗАДАЧА- ЭТАЛОН
Расчет показателя наглядности.
Показатель рождаемости в предыдущем году составил 15,0 на 1000 населения, в отчетном году – 12,9. Вычислить показатель наглядности.
15,0 – 100%
12,9 – х %
Х = = 86%
Вывод: показатель наглядности говорит о снижении рождаемости в сравнении с предыдущим годом.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.
(СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
Задача № 1.
Население в городе «Д» в 1999 и 2000 годах составило 60000 человек. Коек для инфекционных больных - 45.