Источник: Кукушкин С.А., Ганус Г.А. Притчи. Ведический поток.
Первоисточники по теме
Трактат «Чжуд-ши», до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине, состоит из четырех стихотворных томов. Полное название - «Сердце амриты – восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Трактат был записан мудрецом-риши Маносиджи лазуритовыми чернилами на золотых пластинах со слов Будды во время его четырехлетнего пребывания в роще лекарственных растений.
В «Тантре основ» дается как бы краткое оглавление: в нем перечислено все то, что составляет содержание трех других томов трактата. Символическое изображение – «Древо медицины» - поясняет структуру трактата. «Древо медицины, - говорится в «Чжуд-ши», - это сжатая, похожая на экстракт, суть «Чжуд-ши», которая является предметам изучения для немногих мудрецов и совершенно недоступна для глупых». Древо стоит на трех корнях, эти корни – строение тела, распознавание болезней, лечение. От корней отходят девять стволов, которые символизируют девять разделов тибетской медицины. Первый ствол – это учение о норме, второй – учение об отклонениях от нормы – расстройствах и болезнях. Еще три ствола посвящены диагностическим приемам… Оставшиеся четыре ствола – это разделы, посвященные лечебным средствам – питанию, образу жизни, лекарствам и процедурам. От стволов, как и положено, отходят «ветви» и «листья» – более мелкие разделы трактата. Например, на стволе пульсовой диагностики три ветви, на каждой из них по три листа, каждый лист – какой-то прием пульсовой диагностики, подготовки к ней, методов обследования и т. Д. Всего от девяти стволов отходит 47 ветвей и растет 224 листика. «На древе этом распускаются два цветка – долголетие и здоровье, созревают на нем три плода – преуспеяние в дхарме, богатство и счастье», - так кратко формулирует «Чжуд – ши» результат успешного овладения методами тибетской медицины.
Вопросы:
- Какова общая причина всех болезней, по представлениями тибетской медицины?
- Назовите три частные причины возникновения болезней.
- Правомерно ли отнести тибетскую медицину к народной медицине? Почему?
- Можно ли называть тибетскую медицину, прежде всего медициной «предупредительной», профилактической? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Что говорит трактат об этике тибетского врача?
Чжуд-ши (фрагменты)
«Общая причина всех болезней одна – это невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Например, птица взлетает в небо, но от тени своей не может оторваться. Все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся. Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость – вот три яда, а плоды их: ветер, слизь и желчь – три начала болезнетворных»
«Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали. Сначала обдумай – это в будущем обеспечит успех. Не все услышанное принимай за истину… Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод. Женщин не слушай, свои слова подавай им веско. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков. Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями. Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго. Неправоту и поражение признавай, а если сам победишь – будь сдержанным. Если мудр – не зазнавайся, а если богат – знай меру. Низких не попирай, высоким не завидуй. Дружбы и вражды с негодяями избегай. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов»…
«Наука врачевания в своей сути учит, как уравновешивать первоэлементы человеческого тела. Уравновешивать первоэлементы! Вся суть подхода к питанию, образу жизни, лекарствам состоит в том, чтобы, узнав состав первоэлементов тела данного человека, помочь ему уравновесить их. Уравновешенность первоэлементов – вот источник здоровья, долгой жизни, благоденствия. Человеческие страсти и незнание, климатические нагрузки и неправильное питание – тысячи причин нарушают естественное равновесие первоэлементов. Искусство жизни и врачевания состоит в умении определить эти нарушения и сбалансировать их».
«Вообще лекари делятся на хороших и плохих. Тот, кто имеет хорошее происхождение, умен, чтит обеты, мудр в содержании источников, знает устные наставления, имеет опыт, живет по дхарме, бесстрастен, бескорыстен, укрощен, мягок в обращении, сострадателен, не делает ошибок, о чужих делах заботится как о своих, во всех делах лечения просветлен, - это хороший лекарь. Он единственный спаситель всех, кто болеет, он сын, продолжающий род риши – держателей наук, его называют перерожденцем Исцелителя – царя лекарей.
Лекарь, у которого нет родословной, похож на лису, занявшую царский престол, он не достоин, чтобы люди подняли его на свои головы.
Лекарь, не знающий содержания источников, похож на слепого, которому показывают предметы, он не сможет различить род болезни, методы ее лечения.
Лекарь, который не знает методов диагностики, похож на блуждающего в пустыне, где нет никого, кто знает лишь болезни.
Лекарь, не умеющий обследовать пульс и мочу, похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу, он не разберет языка жара и холода.
Лекарь, не умеющий искусно говорить, в целом похож на немого, он выставит себя на посмешище и ославится.
Лекарь, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в мишень в темноте. Его средства не попадут в болезнь.
Лекарь, не знающий диеты и режима, похож на уступающего свою власть врагу. Он усилит болезни, а силы тела подавит”.