Занимательные факты из истории медицины
Изображение пеликана как одна из медицинских эмблем
Средневековая легенда гласит о том, что в тяжёлое время, когда птенцам пеликанов грозит голодная смерть, их родители раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают потомство. Порой, спасая жизнь детей, родители погибают.
И сегодня в дельте Волги, в Приазовье, в Азербайджане и в других местах нашей страны, а также в южной Европе можно видеть этих великолепных птиц, сидящих на гнездах. Поймав рыбу, пеликан приносит ее в гнездо в горловом мешке, откуда птенцы достают корм сами. Голодные, сильные и нетерпеливые, они иногда ранят кормящих их родителей. Вид белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, видимо, и породил легенду, послужившую затем основой для создания эмблемы донорства. Пеликан стал символом высочайшего бескорыстия и самопожертвования.
Изображение Пеликана с зияющей на груди раной и птенцов, пьющих вытекающую из раны кровь, стало символом службы переливания крови в Голландии, Бельгии и некоторых других странах. Этот символ был изображен на почтовых марках Бельгии и Голландии, а также на специальном «конверте первого дня», выпущенном в 1956 г. в Бельгии, с надписью на французском и фламандском языках: «Честь дающим кровь». В России изображение пеликана, кормящего птенцов, с начала XIX в. Служило эмблемой многих приютов и больниц, символизируя бескорыстие и самоотверженность. Такие эмблемы сохранились над входом во двор Бывшего Воспитательного дома в Ленинграде, на здании бывшего Воспитательного дома в Москве, на здании современной Детской городской больницы № 4 в Одессе.
Источник: Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. – М.: Медицина, 1990.
Первоисточники по теме
Первоисточник №1
Вопросы:
1. Назовите приемы народного врачевания.
2. Каким образом нашими предками оказывалась помощь при зубной боли?
3. Можно ли говорить о народной медицине как об устаревшей форме врачевания, представляющей интерес лишь в историкомедицинском аспекте? Почему?
4. Охарактеризуйте взаимосвязь народной и научной медицины. Из предложенного перечня попробуйте выбрать рациональные приёмы и методы врачевания.
Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия
Собр. М. Зыбелина 1880 года (фрагменты)
Отз кашля. Аще кто кашляетъ, давай ему пить воду ячменную съ сахаромъ, и поможетъ.
Отъ водяной. Съ развареннаго или завареннаго сверчка воды выпить.
Отъ лихорадки. Аще кого трясца держитъ, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а какъ станетъ подрогивать, ино по суставамъ чесноковымъ хреномъ мазать и кто станетъ говорить: чеснокомъ де отъ тебя пахнетъ,—и не отпиратися.
Отъ зубной боли.
*Змею живую добыть, вынуть изъ нее желчь изъ живыя; а (буде) змия живая безъ желчи съ того места сползла, и тою желчью мазати, и въ тотъ часъ жерви (т.-е. черви) пропадутъ; а буде змия съ того места безъ желчи не ползетъ и въ той желчи нетъ пособия.
* Если у какого человека болятъ зубы, то берутъ щепотки в соль, и кладут на зуб.
Заговор против зубной боли:
* Въ полночь, когда часы начнутъ бить 12, в то время сходи къ церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главнаго входа) и три раза скажи: какъ камень сей крепокъ, такъ закаменей зубы мои крепче камня. (При сём три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «верую».
*Если пойдешь случайно улицей, и найдешь кость бараньей челюсти, то перекрестись три раза и говори три раза «Отче нашъ». Потомъ скажи еще три раза «Кость ты моя, кость зубная! Избави меня отъ зубной ломовой болезни, а я тебя избавлю от мокроты».- И взявъ эту кость подоткни ее въ горнице, где сухое место, и будешь здоровъ.
Отъ глухоты. Сала свинаго, да сала курячья, да соку луковаго укапливай въ ухо и услышитъ
Отъ шелудей. Аще человъкъ шелудивъ, ящерицу сожги на пепел и мажь тело.
Отъ нарывов. Аще варимъ и толчемъ, и прикладываемъ (чеснокъ) къ чирьямъ на теле или къ инымъ болячкамъ, кои бываютъ безъ верху, тогда гной выходитъ.
Отъ ранъ. 1) Раненому кому – желчь медвежья съ яичное зерно, да приложити къ ране, привить платомъ – ино выдетъ кровь. 2) Возьми дрожжей, да вина горелаго, да ладану, да набити яицъ куречьихъ и мазать раны.
Первоисточник № 2
Порфирий Корнеевич Иванов– автор современной оздоровительной системы «Детка», основанной на опыте русской народной медицины. Главное – посредством разума и любви к природе раскрыть свои резервы физического, биологического, психического и духовного здоровья. Каждый элемент системы Иванова обладает оздоровительными свойствами, но только регулярное выполнение именно всех правил в совокупности дает качественно новый эффект.
Вопросы
1.Как Вы объясните название оздоровительной системы П. Иванова – «Детка»?
2.Можно ли утверждать, что П. К. Ивановым была предпринята попытка создания традиционной системы врачевания на отечественном материале? Аргументируйте.
3.Охарактеризуйте основные идеи, заложенные в основу этой оздоровительной системы.