По микробиологии и иммунологии полости рта
Примерный план практических занятий
Занятие 1. Нормальная микрофлора полости рта.
Занятие 2. Неспецифические защитные факторы полости рта.
Занятие 3. Микрофлора полости рта при некоторых патологических процессах (кариесе, заболеваниях тканей пародонта).
Занятие 1
Тема: Нормальная микрофлора полости рта.
Цель занятия: Ознакомиться с качественным и количественным составом микрофлоры полости рта.
Самостоятельная работа студентов:
1. Приготовить мазок из зубного налета, окрасить его по Граму, микроскопировать и зарисовать.
2. В стерильную пробирку собрать 0,3 - 0,5 сл слюны, приготовить мазок, окрасить его по Граму, микроскопировать, зарисовать.
Контрольные вопросы:
1. Постоянная (резидентная) микрофлора полости рта.
2. Транзиторная (не постоянная) микрофлора полости рта.
3. Влияние различных факторов на микрофлору полости рта.
4. Значение нормальной микрофлоры полости рта.
Оснащение занятия:
1. Стерильная пробирка.
2. Краски и реактивы для окраски по Граму
3. Стерильные зубочистки
Занятие 2
Тема: Неспецифические защитные факторы полости рта.
Цель занятия: Ознакомиться с неспецифическими защитными факторами полости рта; освоить методику определения лизоцима в слюне.
Самостоятельная работа студентов:
В стерильную пробирку собрать 0,5 - 1,0 мл слюны. На чашку с МПА петлей нанести культуру M.lysodeicticus и тщательно распределить посевной материал по поверхности Среды с помощью стерильного шпателя. Пипеткой нанести 0,1 - 0.2 мл слюны у края чашки, чашку наклонить, чтобы капля слюны стекла к противоположному краю чашки (в виде дорожки). Посев поместить в термостат при 37О С на 24 часа.
Контрольные вопросы:
1. Гуморальные неспецифические защитные факторы полости рта.
2. Клеточные механизмы неспецифической защиты полости рта.
Оснащение занятия:
1. Чашка с МПА.
2. Культура M.lysodeicticus.
3. Стерильный шпатель.
4. Стерильные пробирка и пипетка.
Занятие 3
Тема: Микрофлора полости рта при некоторых патологических процессах (кариесе, заболеваниях тканей пародонта).
Цель занятия: Ознакомиться с микрофлорой полости рта при некоторых патологических процессах; методиками взятия материала для исследования у больных кариесом, заболеваниями тканей пародонта.
Самостоятельная работа студентов:
1. Ознакомиться с техников взятия исследуемого материала у стоматологических больных.
При взятии материала из кариозной полости ее необходимо предварительно обработать стерильным бором. Дентин либо сразу засевают в сахарный бульон, либо помещают в стерильную пробирку и направляют в лабораторию. Материал из кариозной полости рта можно взять и с помощью стерильного ватного тампона.
При пульпитах сразу после экстракции пульпы дистальный конец пульпоэкстрактора погружают в питательную среду (сахарный бульон).
Большие трудности представляет взятие исследуемого материала из корневых каналов при периодонтитах: для этого на корневую иглу помещают стерильный ватный тампон, вводят иглу в корневой канал и затем вращательным движением извлекают из канала и помещают в сахарный бульон или в стерильную пробирку.
При пародонтите гнойное отделяемое берут с помощью стерильных турунд, которые помещают в сахарный бульон. Если гноетечение отсутствует, материал берут с помощью стерильной петли непосредственно из зубнодесневого кармана.
В лаборатории из посевов на сахарный бульон производят высев на питательные Среды для выделения аэробных и анаэробных бактерий. Одновременно с бактериологическим проводят бактериоскопическое исследование - из исследуемого материала готовят мазки, окрашивают их и микроскопируют.
2. Приготовить мазок из гнойного отделяемого от больного пародонтитом, окрасить по Граму, микроскопировать, зарисовать.
3. Взять материал из кариозной полости (при ее отсутствии - из десневого кармана), приготовить мазок, окрасить его по Граму, микроскопировать и зарисовать.
4. Учесть результаты опыта по определению лизоцима.
Контрольный вопросы:
1. Зубной налет (зубная бляшка), его формирование и микробный состав.
2. Роль зубного налета в развитии кариеса.
3. Микрофлора при кариесе зубов.
4. Микрофлора при заболеваниях тканей пародонта (пульпите, периодонтите, гингивите, пародонтите, стоматитах).
5. Микрофлора патологического зубодесневого кармана, роль микроорганизмов в его формировании.
Оснащение занятия:
1. Гнойное отделяемое от больного пародонтитом.
2. Стерильные зубочистки.
3. Краски и реактивы для окраски по Граму.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Обязательная литература
. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. Под ред. Л.Б. Борисова и А.М. Смирновой. М., 2001
Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Под ред. А.И. Коротяева и С.А. Бабичева. СПб., Спецлит, 2002
Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. Под ред. Л.Б. Борисова. М., 1984
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике инфекционный болезней. Под ред. Ю.С. Кривошеина. Киев,1986
2. Дополнительная литература
А.А.Авякян, Л.Н.Кац, И.Н.Павлов. Анатомия бактерий, патогенных для человека. М., 1972
А.А.Авокян, А.Ф.Быковский. Атлас анатомии и онтогенеза вирусов человека и животных. М., 1970.
Е.В.Боровский, Н.Ф.Данилевский. Атлас заболевания слизистой оболочки полости тра. М., 1981.
А.М.Смирнова, А.Ф.Подлевский. Микробиологические основы диагностики инфекционных заболеваний. Л., 1979.
П.Н.Кашкин., В.В.Лисин. Практическое руководство по медицинской микологии. Л., 1983.
Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования. Под ред. М.О.Биргера. М., 1982.
М.Н.Лебедева. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. М., 1973.
Приложение 1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА