Устранение дефектов лица и сочетанных повреждений
Дефекты лица могут образовываться под действием различных факторов, таких, как удаление опухолей, особенно злокачественных, ранение различных участков лица, ожоги (термические, электрические, химические), врожденные дефекты и деформации лицевой области, последствия болезней (волчанка, си-
филис) и др. Локализация дефектов лица различна, они могут захватывать частично или полностью нос, щеку, верхнюю или нижнюю губу, подбородок, ушную раковину, глазницу. Эти дефекты могут быть сочетанными, когда дефект щеки сочетается с дефектом носа, глазницы или других областей лица, дефект подбородка — с дефектом нижней губы и т. д. В ряде случаев дефекты отдельных частей лица сочетаются с дефектами верхней или нижней челюсти.
При дефектах лица выявляются значительные функциональные расстройства: нарушение зрения в случае отсутствия глаза и дефекте глазницы, нарушение дыхания при дефекте носа. При дефектах щеки и мягких тканей приротовой области нарушаются функции жевания и речи, возникает обезвоживание организма из-за постоянного слюнотечения, появляется мацерация кожи выделяющейся слюной. Однако на первый план при дефектах лица, несомненно выступает эстетический недостаток.
Дефекты лица устраняют с помощью хирургического и ортопедического методов. Протезы лица нередко называют эктопротезами. Одна из наиболее важных и сложных задач при замещении дефектов лица эктопротезами — их крепление. Наиболее распространенным методом крепления таких протезов является оправа очков, которую либо соединяют с лицевым протезом монолитно, либо делают съемной и соединяют с эктопротезом посредством замковых приспособлений или магнитов. С целью крепления эктопротезов создают также специальные захваты с использованием естественных ретенционных пунктов. Так, фиксацию протеза уха осуществляют путем введения части протеза в наружный слуховой проход, а при замещении протеза носа моделируют выступы, входящие в носовые отверстия. Иногда ретенционные пункты специально создают хирургическим путем. С целью фиксации протезов уха применяют также зажимы (как в слуховом аппарате) или используют непрерывную резиновую тесьму, проходящую при наличии очков под волосами от одного заушника оправы к другому. Последний метод применяют также для удержания других лицевых протезов. В качестве дополнительного способа фиксации эктопротезов используют театральный клей, который при небольших протезах лица, например при замещении дефекта крыла или кончика носа, когда другие методы крепления применить невозможно, является основным способом фиксации. Следует помнить, что клей может вызывать мацерацию кожи.
Начальным этапом изготовления эктопротеза является получение слепка с лица больного. По этому слепку отливают модель и создают восковую репродукцию эктопротеза, которую примеряют на лице больного. При этом осуществляют функциональное формирование краев эктопротеза, уточнение его наружных контуров, выбор и подготовку методов фиксации. Подбирают пластмассу соответственно цвету кожи лица больного и воск заменяют на пластмассу. Далее протез обрабатывают и отделывают. Лицевые протезы обычно не полируют с целью обеспечения эстетического эффекта. Изготавливая эктопротезы, применяют различные способы его маскировки (ресницы, брови, усы, борода и др.). На рис. 185 представлены некоторые виды эктопротезов (наблюдение В. А. Ми-няевой). Любой правильно изготовленный эктопротез устраняет эстетический недостаток, а при дефектах в области щек и губ (рис. 185, III) позволяет восстановить нарушенный акт приема пищи и функцию речи. Следует отметить, что фиксацию эктопротезов, замещающих дефекты тканей приротовой области, обычно осуществляют путем соединения эктопротеза с зубным протезом с помощью замковых приспособлений или магнитов.
Челюстно-лицевые дефекты, захватывающие не только область верхней или нижней челюсти, но и другие участки лица, называют сочетанными. Они чаще всего являются следствием операций по поводу онкологических заболеваний и, как правило, сопровождаются тяжелыми расстройствами функции речи, жевания, глотания и дыхания. Степень эстетических и функциональных нарушений
Рис. 185. Эктопротезы, используемые для замещения дефектов лица. а, б — дефект '/з носа после удаления злокачественной опухоли и больной с эктопротезом носа; в, г— дефект глазницы и щеки слева после удаления злокачественной опухоли и больной после протезирования; д, е — дефект тканей приротовои области после удаления злокачественной опухоли и вид больного после протезирования. |
Рис. 186. Протезы, применяемые после удаления злокачественной опухоли верхней челюсти.
а — общий вид дефекта челюстно-лицевой области; б — модель лица, на передней поверхности об-турирующей части протеза видна вмонтированная втулка; в — общий вид лицевого протеза с внутренней стороны, виден расплющенный штифт; г — момент соединения эктопротеза с зубочелюстным протезом на модели; д — общий вид лицевого и зубочелюстного протезов, соединенных с помощью втулки и штифта; е — больной после протезирования.
зависит от величины образовавшегося дефекта и его локализации. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к выбору конструкции челюстно-лицевого протеза. При этом сложность заключается в обеспечении хорошей фиксации не только зубочелюстного протеза, но и протеза лица, что в большой степени зависит от его рационального соединения с зубочелюстным протезом. С этой целью предлагается использовать трубки со штифтами, круглые муфты, магниты и др.
При изготовлении челюстно-лицевых протезов вначале создают зубоче-люстной протез. После наложения протеза по общепринятой методике получают слепок лица, по которому отливают его маску. На ней из воска создают экто-протез, производят его примерку на больном, функционально оформляют границы и заменяют воск на пластмассу соответствующего цвета. Один из таких протезов, примененный при сочетанном дефекте в области верхней челюсти и лица, представлен на рис. 186.
Сочетанные дефекты в области нижней челюсти обычно включают изъяны мягких тканей в области подбородка, дна полости рта или нижней губы. При этом отмечаются не только выраженный эстетический недостаток и значительные функциональные расстройства в виде нарушения речи и процесса приема пищи, но и общие расстройства вследствие обезвоживания организма из-за постоянного слюнотечения, что приводит также к мацерации кожи вокруг дефекта. В связи с этим в ортопедических конструкциях, изготавливаемых для таких больных, необходимо предусмотреть создание специального слюноприемника, что не позволяет обеспечить достаточный эстетический эффект и в известной степени обременительно для больных, хотя и значительно облегчает их состояние. В подобных ситуациях более остро встает вопрос о необходимости осуществления формирующих шинирующих протезов, которые одновременно могут играть роль замещающих протезов.
Особые трудности возникают при создании челюстно-лицевых протезов у больных с обширными дефектами лица и полным отсутствием нижней челюсти. Протез, примененный при указанном изъяне нижней трети лица С. Н. Барма-шовым, представлен на рис. 187. С целью фиксации протеза, кроме участков
Рис. 187. Замещение- дефекта нижне ти лица после удаления злокачеств опухели. а—дефект, образовавшийся после удг опухоли (язык свисает вниз); б — бс |
Рис. 187. Замещение дефекта нижней трети лица после удаления злокачественной опухели. а—дефект, образовавшийся после удаления опухоли (язык свисает вниз); б — больной после протезирования. |
анатомической ретенции, используют наружные приспособления в виде тесьмы или широкой резинки. Даже при таких обширных дефектах лица и челюстей с помощью челюстно-лицевых протезов у больных удается восстановить речь и способность принимать жидкую пищу. В дальнейшем при лечении больных с подобными дефектами обычно проводят пластические операции.