Иммунные (лимфоидные) органы
Лекционные вопросы
1. Роль иммунной системы в организме. Центральные и периферические органы иммунной системы, принципиальный план их строения и локализации.
2. Тимус – центральный орган иммунной системы. Источники и ход развития, возрастная динамика.
3. Костный мозг как центральный орган иммунной системы: разновидности, локализация и его возрастные особенности.
4. Классификация и закономерности локализации лимфатических (лимфоидных) узлов. Их функции, клиническое значение.
Вопросы практического курса
1. Тимус – центральный орган иммунной системы. Источники и ход развития, возрастная динамика.
2. Периферические органы иммунной системы. Анатомическое строение и топография миндалин, одиночных и групповых лимфоидных узелков, червеобразного отростка.
3. Селезенка: внешнее строение, топография, механизмы фиксации.
Центральная нервная система
Лекционные вопросы
1. Этапы филогенеза нервной системы.
2. Онтогенез спинного и головного мозга. Нервная трубка и ее производные.
3. Основные морфофункциональные типы нейронов, их топография и общее значение в нервной системе. Основные клинические проявления их поражений.
4. Виды нейронных ансамблей (нервных центров). Ядра спинномозговых и черепных нервов как сегментарные центры: положение, нейронный состав, принципиальные связи, основные клинические проявления их поражений.
5. Виды нейронных ансамблей (нервных центров). Надсегментарные центры: положение, нейронный состав, принципиальные связи, основные клинические проявления их поражений.
6. Рефлекторная дуга как модель связей в нервной системе и материальная основа рефлекторной деятельности. Основные виды рефлекторных дуг (простые, сложные, многоуровневые, соматические, автономные).
7. Сегментарное строение спинного мозга. Собственный аппарат спинного мозга. Сегментарный характер спинномозговых нервов, закономерности их формирования и ветвления, принципиальные зоны иннервации ветвей.
8. Критерии выделения ствола головного мозга: сходства и различия со спинным мозгом и надствольным отделом.
9. Мозжечок как надстройка ствола головного мозга. Компоненты старого, древнего и нового мозжечка, принципиальные особенности их связей.
10. Краткая морфофункциональная характеристика компонентов промежуточного мозга. Общее представление о гипоталамо – гипофизарной системе.
11. Критерии выделения основных компонентов конечного мозга (обонятельный мозг, базальные ядра, плащ).
12. Базальные ядра как компоненты стрио – паллидарной и экстрапирамидной систем.
13. Обонятельный мозг и лимбическая система.
14. Кортикализация функций – важнейший этап в развитии ЦНС. План строения коры. Локализация анализаторов в коре полушарий головного мозга. Теория И.П.Павлова о локализации центров в коре больших полушарий.
15. Экстрапирамидная система: компоненты и роль.
16. Пирамидная система: компоненты и роль.
17. Методы изучения и общая классификация проводящих путей. Примеры комиссуральных связей. Общие принципы организации восходящих и нисходящих проекционных проводящих путей.
18. Оболочки и межоболочечные пространства спинного и головного мозга: топография, особенности строения, функциональное значение, содержимое пространств.
Вопросы практического курса
1. Спинной мозг: топография, внешнее и внутренне строение. Скелетотопия сегментов спинного мозга.
2. Топография и состав белого и серого вещества спинного мозга.
3. Анатомия и внутренний состав корешков спинного мозга. Конский хвост.
4. Анатомия спинномозгового нерва, его формирование и ветви.
5. Топография, компоненты и внешнее строение ствола головного мозга (продолговатого мозга, моста, среднего мозга).
6. Топография и элементы внешнего строения мозжечка. Ядра мозжечка. Ножки мозжечка.
7. Стенки и сообщения 4-го желудочка и водопровода мозга. Анатомия ромбовидной ямки. Сосудистая основа и сосудистое сплетение 4-го желудочка.
8. Топография и природа ядер черепных нервов. Анатомические и истинные начала черепных нервов.
9. Чувствительные ядра черепных нервов: нейронный состав, топография, принципиальные связи, виды и зоны иннервации.
10. Двигательные ядра черепных нервов: нейронный состав, топография, принципиальные связи, виды и зоны иннервации.
11. Вегетативные ядра черепных нервов: нейронный состав, топография, принципиальные связи, виды и зоны иннервации.
12. Топография надсегментарных центров ствола головного мозга (ядра оливы, ретикулярной формации, черного вещества, красного ядра, ядер четверохолмия). Собственные ядра моста как релейные центры в связях новой коры и нового мозжечка.
13. Компоненты белого вещества ствола головного мозга и их природа (мозговые полоски, трапециевидное тело, петли – спинномозговая, медиальная, латеральная, тройничная; медиальный продольный пучок, ручки холмиков, пирамидные и экстрапирамидные пути).
14. Анатомия и краткая функциональная характеристика компонентов таламической области (таламического мозга).
15. Анатомия и краткая функциональная характеристика компонентов гипоталамуса.
16. Стенки и сообщения 3-го желудочка. Его сосудистая основа и сосудистое сплетение.
17. Топография и классификация базальных ядер конечного мозга.
18. Внутренняя капсула, ее отделы. Топография составляющих ее проводящих путей.
19. Анатомия центрального и периферического отделов обонятельного мозга.
20. Борозды и извилины поверхностей полушарий головного мозга.
21. Локализация корковых анализаторов 1-й 2-й сигнальных систем.
22. Стенки и сообщения боковых желудочков головного мозга.
23. Организация поводящих путей кожной чувствительности.
24. Организация проприоцептивных проводящих путей мозжечкового и коркового направлений.
25. Организация пирамидных путей.
26. Организация старых и новых экстрапирамидных путей.
27. Анатомия комиссуральных связей головного мозга (мозолистое тело, передняя спайка, спайка свода).
28. Оболочки спинного мозга и их производные. Межоболочечные пространства и их содержимое.
29. Оболочки головного мозга и их производные. Подпаутинное пространство и его части, содержимое.
30. Рентгенанатомия желудочков мозга.
Органы чувств
Лекционные вопросы
1. Роль анализаторов (сенсорных систем) в целостном организме (по И.П. Павлову). Основные компоненты анализатора. Органы чувств (рецепторы) как периферические, воспринимающие части анализатора.
2. Развитие глазного яблока и его аномалии. Оболочки глазного яблока, их компоненты, особенности их строения и функциональное значение.
3. Глаз как оптическая система. Зрительный проводящий путь.
4. Вспомогательный аппарат глаза. Механизмы подвижности глазного яблока.
5. Система циркуляции водянистой влаги глаза и ее роль в регуляции внутриглазного давления.
6. Развитие органа слуха и равновесия.
7. Система звукопроведения и звуковосприятия. Слуховой проводящий путь.
8. Структура и функции статокинетического анализатора. Вестибулярный проводящий путь.
9. Система циркуляции пери – и эндолимфы.
10. Развитие, строение, функции кожи. Виды кожной чувствительности.
Вопросы практического курса
1. Стенки, сообщения глазницы и их содержимое.
2. Анатомия глазного яблока. Топография и строение оболочек и их компонентов. Проводящие среды глаза.
3. Анатомия мышечно – фасциального аппарата глазницы.
4. Топография и строение век, коньюктивы, компонентов слезного аппарата.
5. Строение наружного уха.
6. Анатомия среднего уха. Стенки, сообщения и содержимое барабанной полости.
7. Внутреннее ухо: части и топография костного лабиринта.
8. Внутреннее ухо: части и топография перепончатого лабиринта.
9. Особенности строения кожи разных областей тела.
10. Строение и топография молочной железы.