К практическому занятию для аудиторной работы
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На 4 курсе лечебного факультета
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №8: «Организация стационарной помощи населению».
Утверждена на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …10….
«_2 _»___марта__ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.м.н., доцент Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составитель:
к.м.н., доцент Приходько Е.А.
асп. Лысенко И.Г.
Красноярск
Тема занятия: Организация стационарной помощи населению.
2. Учебное значение (актуальность) изучаемой темы:В России реализуется национальный проект «ЗДОРОВЬЕ», одной из основных задач которого является сохранение и укрепление здоровья детского населения, как основы национальной безопасности. Работа стационарной службы является основной в оказании высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению, что способствует решению этой задачи.
Профессиональное значение изучаемой темы: Применение знания целей, задач и принципов работы стационара позволит студенту обеспечить высокое качество медицинского обслуживания населения.
Личностное значение изучаемой темы: Знание принципов стационарного обслуживания позволит студенту более правильно и ответственно строить взаимоотношения с коллегами.
3. Цель изучения темы: Изучить работу стационарных учреждений. Изучить правила заполнения и ведения учетно-отчетной документации. Изучить работу стационаров на дому и дневных стационаров.
Для достижения данной цели необходимо:
Знать:
- Принципы и порядок работы стационарных учреждений.
- Задачи и структуру стационара.
- Штатные нормативы стационара.
- Функциональные обязанности врача стационара.
- Учетно-отчетная документация стационара.
- Основные показатели деятельности стационара.
Уметь:рассчитывать основные показатели деятельности стационара, анализировать полученные данные при оценке работы врача и стационара.
Иметь представление: об управлении стационаром, видах больничных учреждений, работе приемного отделения больницы, реанимационного отделения больницы, лечебно-охранительном режиме больницы, организации работы дневных стационаров и стационаров на дому.
Иметь навыки: расчета основных показателей деятельности стационара, анализировать полученные данные при оценке работы врача и стационара.
План проведения занятия
№ | Этапы занятия |
1. | Входящий тестовый контроль |
2. | Устный опрос студентов с коррекцией знаний и разбором темы |
3. | Самостоятельная работа студентов. |
4. | Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы Итоговый контроль |
5. | Анализ подведение итогов |
6. | Задание на дом |
5. Основные понятия и положения темы:
Определение госпитализации.
Госпитализация — помещение в стационар лечебно-профилактичес-кого учреждения лиц, нуждающихся в обследовании, лечении или родовспоможении.
В стационары поступают больные по направлению врачей амбулаторий, поликлиник, диспансеров и других учреждений внебольничного типа, а в экстренном порядке их доставляет и направляет «Скорая помощь». Часть больных (до 5%) поступают в стационар «самотеком», то есть обращаются в приемное отделение, которое в случае необходимости их госпитализирует. При госпитализации врачи поликлиники оформляют специальные документы (направление на плановую госпитализацию, где указываются необходимость стационарного обследования и данные амбулаторного обследования).
Мероприятия лечебно-охранительного режима.
Лечебно-охранительный режим.
1. Меры, способствующие повышению нервно-психического тонуса больных.
2. Борьба с болью и страхом перед болезнью (психологическая подготовка, обезболевающие средства и т.д.).
3. Отвлечение от страданий (библиотека, настольные игры, теле- и радиоаппаратура).
4. Восстановительно-педагогическая работа.
5. Соблюдение медицинской этики и деонтологии в отношении больного и родственников.
Штаты больницы.
1. Врачи-специалисты (ординаторы).
2. Средний медицинский персонал.
3. Младший медицинский персонал.
Дневные стационары.
Дневные стационары в амбулаторно-поликлинических учреждениях являются структурными подразделениями амбулаторий, поликлиник, диспансеров, МСЧ,женских консультаций. Они предназначены для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мер, с применением современных малозатратных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения пациентов, лицам из групп повышенным риском заболеваемости, больным и инвалидам, беременным женщинам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
Коечная мощность и профиль дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он организован, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, структуры заболеваемости населения и возможности применения малозатратных медицинских технологий.
Дневной стационар может являться клинической базой медицинских образовательных и научных учреждений.
Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в иное лечебное учреждение (подразделение) утверждаются руководством лечебно-профилактического учреждения.
Как правило, отбор больных на лечение в дневном стационаре производят участковые врачи-терапевты, врачи общей (семейной) практики и врачи-специалисты, руководствуясь, прежде всего тем положением, что дневной стационар организован для больных, которым не показано круглосуточное наблюдение и лечение.
Основной целью работы дневных стационаров является совершенствование организации медицинской помощи, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения и широкого использования стационарозамещающих и ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
В соответствии с этой целью в каждом амбулаторно-поликлиническом отделении определяют конкретные задачи дневного стационара, которые сводятся к одним из следующих позиций:
- проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в т. ч. профессиональной, а также длительно и часто болеющим;
- проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки пациентов и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий;
- подбор адекватной терапии больным хроническими заболеваниями с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания;
- проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения;
- осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин;
- проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертную комиссию.
В каждой поликлинике, исходя из объемов ее деятельности, конкретных задач дневного стационара, наличия специалистов и уровня их квалификации, других реальных возможностей, разрабатывается перечень показаний и противопоказаний для госпитализации в дневной стационар.
Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы и потребности в проведении стационарозамещающих технологий, как правило, в две смены.
Нагрузка на врача дневного стационара составляет 18-20 больных в порядке отбора для лечения в дневном стационаре.
Стационар на дому.
Эта форма медицинского обслуживания позволяет организовать интенсивное лечение в домашних условиях. Стационар на дому организуется в случае затруднения госпитализации больного в стационар, либо при отсутствии явных показаний для госпитализации. Для проведения различных видов терапии, больного регулярно посещает врач из поликлиники и процедурная сестра. Врач организует и консультации узких специалистов для пациента. В поликлиниках, объединенных со стационаром, возможна организация питания из пищеблока больницы, выдача на временное пользование белья и предметов ухода за больным.
При организации стационара на дому при детской поликлинике, поликлиника обеспечивает больному ребенку бесплатные медикаменты, при необходимости организует пост медицинской сестры или ее регулярные посещения несколько раз в день. Педиатр посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день вплоть до полного выздоровления.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.
Решить практические задачи по теме:
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На 4 курсе лечебного факультета
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №8: «Организация стационарной помощи населению».
Утверждена на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …10….
«_2 _»___марта__ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.м.н., доцент Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составитель:
к.м.н., доцент Приходько Е.А.
асп. Лысенко И.Г.
Красноярск