Тема. Микробиология заболеваний, вызываемых арбо-, рабдо- и герпесвирусами
Вирусные стоматиты.
Актуальность темы
Значение арбовирусов в патологии человека огромно, около 100 видов являются возбудителями различных заболеваний. Все арбовирусы передаются человеку при укусе членистоногих. Для арбовирусов характерна природная очаговость, вирус циркулирует между членистоногими и позвоночными. В Алтайском крае также имеются природные очаги арбовирусных инфекций и будущие врачи должны уметь решать вопросы лечения, диагностики и профилактики арбовирусных инфекций.
Вирусы бешенства также широко распространены в природе, причем актуальность изучения этой инфекции, вопросы ее эпидемиологии и профилактики в последние десятилетия не только не снижаются, но и возрастают. Ежегодно в России умирает от бешенства от5 до 15 человек.
Вопросы для подготовки
1. Тогавирусы: классификация, общая характеристика семейства, вызываемые заболевания.
2. Арбовирусы из семейства флавивирусов, их экология, эпидемиология и патогенез вызываемых заболеваний, общая характеристика, распространение в природе, патогенез клещевого энцефалита.
3. Методы микробиологической диагностики клещевого энцефалита: вирусологический и иммунологические. Диагностические биопрепараты.
4. Специфическая профилактика и терапия клещевого энцефалита: биопрепараты, их действующее начало, механизм действия.
5. Рабдовирусы, классификация, общая характеристика, распространение в природе.
6. Бешенство как зоонозная инфекция, эпидемиология и патогенез бешенства. Методы микробиологической диагностики: вирусоскопический, вирусологический, иммунологические, биологический.
7. Специфическая профилактика бешенства: антирабические вакцины типа Ферми и культуральная. История создания вакцины против бешенства Пастером, фиксированный и уличный вирус бешенства. Механизм действия вакцин.
8. Антирабический гамма-глобулин. Получение, показания к применению.
9. Семейство герпесвирусов, их классификация, патогенные для человека виды, общая характеристика, патогенез и эпидемиология герпесвирусной инфекции, методы микробиологической диагностики, специфическая профилактика герпетической инфекции.
10. Вирусные стоматиты: герпетический, герпангина, стоматит, вызванный вирусом ветряной оспы, стоматиты, вызванные вирусом везикулярного стоматита, вирус ящура – проявления на слизистой полости рта, микробиологическая диагностика.
11. ВИЧ – характеристика вируса, эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции, поражения полости рта при ВИЧ: рецидивирующий кандидоз, хронический рецидивирующий герпетический стоматит, некротизирующие бактериальные стоматиты. Методы микробиологической диагностики ВИЧ-инфекции. Проблема специфической профилактики.
Практическая работа
Задание № 1
У трех больных А., В., С. при подозрении на клещевой энцефалит в острый период инфекции на исследование взяли кровь, ею заразили мышей в мозг. Спустя 4 дня с мозгом заболевших мышей поставили реакцию гемагглютинации, которая оказалась положительной. После этого с мозгом мыши и сыворотками против клещевого энцефалита поставлена РСК. Учесть реакцию.
Какой использован метод диагностики?
Что искали в реакции гемагглютинации?
С какой целью поставлена РСК?
О чем говорят результаты РСК?
Сделайте заключение и оформите протокол.
Задание № 2
У больных М. и К., с подозрением на клещевой энцефалит выделить возбудителя не удалось. С сыворотками, взятыми у больных на 4 и 12 день болезни поставлена РСК. Оцените результаты реакции, сделайте выводы.
Какой использован метод диагностики?
Что выявляли в сыворотках больных в РСК?
Зачем исследовали парные сыворотки больных?
Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?
Задание № 3.
У больных Л. и С., с подозрением на клещевой энцефалит на 13 день болезни взяты на исследование сыворотки и проведен ИФА по схеме:
1) антиген вируса клещевого энцефалита в лунке;
2) сыворотка больного;
3) антиглобулин М к человеческому белку, меченный пероксидазой хрена;
4) субстрат для пероксидазы, дающий при разложении желто-коричневое окрашивание.
Оцените результаты реакции, сделайте выводы. Диагностический титр- больше 1:1000.
Какой применен метод диагностики?
Что определяли в сыворотках больных?
Какова роль иммуноглобулина М?
Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?
Задание № 4
У ребенка с подозрением на цитомегаловирусную инфекцию на исследование взята моча. С центрифугатом мочи поставлена реакция по схеме в такой последовательности:
1) сыворотка к цитомегаловирусу в лунке;
2)центрифугат мочи;
3)сыворотка к цитомегаловирусу, меченная пероксидазой хрена;
4)субстрат к пероксидазе, который при разложении дает желто-коричневое окрашивание.
Определить:
Какой применен метод диагностики?
Что определяли в центрифугате мочи?
Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?
Задание № 5
Изучить биопрепараты, используемые для специфической профилактики, лечения и диагностики клещевого энцефалита, бешенства и герпетической инфекции. Полученные данные внести в таблицу:
№ | Название | Активное начало | Механизм действия | Назначение |
Занятие № 18