Тема. Микробиология заболеваний, вызываемых арбо-, рабдо- и герпесвирусами

Вирусные стоматиты.

Актуальность темы

Значение арбовирусов в патологии человека огромно, около 100 видов являются возбудителями различных заболеваний. Все арбовирусы передаются человеку при укусе членистоногих. Для арбовирусов характерна природная очаговость, вирус циркулирует между членистоногими и позвоночными. В Алтайском крае также имеются природные очаги арбовирусных инфекций и будущие врачи должны уметь решать вопросы лечения, диагностики и профилактики арбовирусных инфекций.

Вирусы бешенства также широко распространены в природе, причем актуальность изучения этой инфекции, вопросы ее эпидемиологии и профилактики в последние десятилетия не только не снижаются, но и возрастают. Ежегодно в России умирает от бешенства от5 до 15 человек.

Вопросы для подготовки

1. Тогавирусы: классификация, общая характеристика семейства, вызываемые заболевания.

2. Арбовирусы из семейства флавивирусов, их экология, эпидемиология и патогенез вызываемых заболеваний, общая характеристика, распространение в природе, патогенез клещевого энцефалита.

3. Методы микробиологической диагностики клещевого энцефалита: вирусологический и иммунологические. Диагностические биопрепараты.

4. Специфическая профилактика и терапия клещевого энцефалита: биопрепараты, их действующее начало, механизм действия.

5. Рабдовирусы, классификация, общая характеристика, распространение в природе.

6. Бешенство как зоонозная инфекция, эпидемиология и патогенез бешенства. Методы микробиологической диагностики: вирусоскопический, вирусологический, иммунологические, биологический.

7. Специфическая профилактика бешенства: антирабические вакцины типа Ферми и культуральная. История создания вакцины против бешенства Пастером, фиксированный и уличный вирус бешенства. Механизм действия вакцин.

8. Антирабический гамма-глобулин. Получение, показания к применению.

9. Семейство герпесвирусов, их классификация, патогенные для человека виды, общая характеристика, патогенез и эпидемиология герпесвирусной инфекции, методы микробиологической диагностики, специфическая профилактика герпетической инфекции.

10. Вирусные стоматиты: герпетический, герпангина, стоматит, вызванный вирусом ветряной оспы, стоматиты, вызванные вирусом везикулярного стоматита, вирус ящура – проявления на слизистой полости рта, микробиологическая диагностика.

11. ВИЧ – характеристика вируса, эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции, поражения полости рта при ВИЧ: рецидивирующий кандидоз, хронический рецидивирующий герпетический стоматит, некротизирующие бактериальные стоматиты. Методы микробиологической диагностики ВИЧ-инфекции. Проблема специфической профилактики.

Практическая работа

Задание № 1

У трех больных А., В., С. при подозрении на клещевой энцефалит в острый период инфекции на исследование взяли кровь, ею заразили мышей в мозг. Спустя 4 дня с мозгом заболевших мышей поставили реакцию гемагглютинации, которая оказалась положительной. После этого с мозгом мыши и сыворотками против клещевого энцефалита поставлена РСК. Учесть реакцию.

Какой использован метод диагностики?

Что искали в реакции гемагглютинации?

С какой целью поставлена РСК?

О чем говорят результаты РСК?

Сделайте заключение и оформите протокол.

Задание № 2

У больных М. и К., с подозрением на клещевой энцефалит выделить возбудителя не удалось. С сыворотками, взятыми у больных на 4 и 12 день болезни поставлена РСК. Оцените результаты реакции, сделайте выводы.

Какой использован метод диагностики?

Что выявляли в сыворотках больных в РСК?

Зачем исследовали парные сыворотки больных?

Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?

Задание № 3.

У больных Л. и С., с подозрением на клещевой энцефалит на 13 день болезни взяты на исследование сыворотки и проведен ИФА по схеме:

1) антиген вируса клещевого энцефалита в лунке;

2) сыворотка больного;

3) антиглобулин М к человеческому белку, меченный пероксидазой хрена;

4) субстрат для пероксидазы, дающий при разложении желто-коричневое окрашивание.

Оцените результаты реакции, сделайте выводы. Диагностический титр- больше 1:1000.

Какой применен метод диагностики?

Что определяли в сыворотках больных?

Какова роль иммуноглобулина М?

Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?

Задание № 4

У ребенка с подозрением на цитомегаловирусную инфекцию на исследование взята моча. С центрифугатом мочи поставлена реакция по схеме в такой последовательности:

1) сыворотка к цитомегаловирусу в лунке;

2)центрифугат мочи;

3)сыворотка к цитомегаловирусу, меченная пероксидазой хрена;

4)субстрат к пероксидазе, который при разложении дает желто-коричневое окрашивание.

Определить:

Какой применен метод диагностики?

Что определяли в центрифугате мочи?

Можно ли на основании полученных результатов подтвердить диагноз?

Задание № 5

Изучить биопрепараты, используемые для специфической профилактики, лечения и диагностики клещевого энцефалита, бешенства и герпетической инфекции. Полученные данные внести в таблицу:

Название Активное начало Механизм действия Назначение
         

Занятие № 18

Наши рекомендации