Тема. Микробиология заболеваний, вызванных ортомиксовирусами, парамиксовирусами, аденовирусами.
Актуальность темы занятия
Острые респираторно-вирусные инфекции являются самыми распространенными и массовыми заболеваниями человека. Они причиняют большой вред здоровью, а также наносят большой экономический ущерб. .Возбудителями острых респираторных инфекций являются многие вирусы: прежде всего вирусы гриппа А, В, С, парагриппозные вирусы (4 типа), респираторно-сентициальный вирус (РС), риновирусы (более 100 типов), реовирусы (3 типа), коронавирусы (3 типа), отдельные энтеровирусы, а также респираторные аденовирусы. Все эти вирусы вызывают ОРВИ, трудно различимые между собой из-за сходства клинической симптоматики. Точная диагностика возможна лишь с помощью лабораторных методов исследований.
ОРВИ характеризуются зимне-весенней сезонностью. По своей массивности суммарная пораженность детского населения ОРВИ негриппозной этиологии значительно превышает цифры заболеваемости гриппом.
Вопросы для подготовки
1. Классификация и общая характеристика вирусов семейства Orthomyxoviridae.
2. Особенности строения и антигенного состава вирусов гриппа.
3. Изменчивость вирусов гриппа (шифт и дрейф).
4. Методы микробиологической диагностики гриппа (вирусоскопический, вирусологический, серологический).
5. Классификация и общая характеристика вирусов семейства Paramyxoviridae.
6. Патогенез кори, проявление заболевания на слизистой полости рта, методы микробиологической диагностики.
7. Эпидемический паротит: эпидемиология и патогенез, методы микробиологической диагностики.
8. Характеристика вирусов семейства Adenoviridae, патогенез аденовирусных инфекций, методы диагностики.
9. Специфическая профилактика и терапия гриппа, кори, паротита: биопрепараты, их действующее начало, механизм действия.
Практическая работа
Задание № 1
Поставить реакцию гемагглютинации (РГА) с аллантоисной жидкостью на стекле с целью индикации вируса в патологическом материале от больного.
Техника постановки реакции
Каплю аллантоисной жидкости нанести на предметное стекло, добавить одну каплю 0,5 % взвеси эритроцитов курицы, перемешать. При наличии вирусов в течение 5 минут наблюдается агглютинация эритроцитов.
Задание № 2
Учесть реакцию торможения гемагглютинации (РТГА), поставленную с целью определения типа вируса гриппа.
Реакция поставлена по схеме:
Ингредиенты (мл) | Опыт 1 | Опыт 2 | К. вируса | К. эритр. | К. сыв.А | К. сыв.В |
Аллантоисная жидкость Противогриппозная сыворотка типа А сыворотка типа В Физиологический р-р | 0,2 0,2 — — | 0,2 — 0,2 — | 0,2 — — 0,2 | — — — 0,4 | — 0,2 — 0,2 | — — 0,2 0,2 |
Инкубация в термостате 15 минут | ||||||
2 % взвесь эритроцитов курицы | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Инкубация в термостате 15 минут | ||||||
Результаты |
«+» – наличие гемагглютинации; «–» – отсутствие гемагглютинации.
Какой метод диагностики?
Какой вирус обнаружен в РТГА?
С какой целью поставлены контроли?
Закончено ли исследование?
Задание№ 3
Учесть демонстрационный вариант РТГА.
Определить наличие и количество антител в парных сыворотках больного с клиническим диагнозом «Грипп».
№ пробирок | |||||||
Разведения сывороток | 1:10 | 1:20 | 1:40 | 1:80 | 1:160 | 1:320 | Контроль |
3 день | |||||||
10 день |
«+» – гемагглютинация; «–» – задержка гемагглютинации.
Титром сыворотки называется........
Какой метод диагностики?
Зачем исследовались парные сыворотки больного?
Какова природа выявленных антител?
Вывод.
Задание № 4
У двух больных детей С и М с подозрением на аденовирусную инфекцию на исследование взяли отделяемое носоглотки. Для накопления вируса материал был внесен в культуру ткани. Через 3 дня с культуральной жидкостью была поставлена РГА, которая оказалась положительной. С целью идентификации выделенных вирусов была поставлена РСК с аденовирусной сывороткой. Учесть РСК, ответить на вопросы, сделать заключение.
Какой метод диагностики?
Какой антиген аденовирусов определили в РСК?
Можно ли определить тип вируса?
Закончено ли исследование?
Задание № 5
Изучить биопрепараты для специфической профилактики, лечения и диагностики респираторных вирусных инфекций. Данные внести в таблицу:
№ | Название | Действующее начало | Механизм действия | Назначение |
Занятие № 16
Тема. Микробиология заболеваний, вызванных пикорнавирусами. Вирусы гепатитов. Поксвирусы.
Актуальность темы занятия
Пикорнавирусы, являющиеся возбудителями обширной группы вирусных инфекций, включают в себя возбудителей полиомиелита, энтеровирусных заболеваний (вирусы Коксаки и Экхо, гепатита А) и риновирусных инфекций. Эти вирусы вызывают разнообразные поражения человеческого организма, а полиомиелит является калечащей инфекцией. Необходимость изучения этих инфекций диктуется их значительным удельным весом в структуре инфекционной патологии, а также тем, что вопросы их диагностики и особенно профилактики является важным звеном здравоохранения.
Проблема вирусных гепатитов является одной из основных проблем здравоохранения в наше время. Существует, по меньшей мере, 6 различных вирусов, вызывающих поражение печени. Вирусы гепатитов способны вызывать персистентную инфекцию, приводящую к возникновению хронических процессов в печени, циррозу, первичному раку печени. Острые вирусные гепатиты часто имеют тяжелое течение, некоторые из них дают высокий процент летальности. Существует опасность заражения парентеральными гепатитами в стоматологическом кабинете. Диагностика и специфическая профилактика вирусных гепатитов – вопросы, которые должен знать врач любой специальности.
Основной представитель группы поксвирусов – вирус оспы, продолжает оставаться предметом изучения, несмотря на то, что 1982 год является годом ликвидации оспы. Это объясняется тем, что группа поксвирусов имеет целый ряд родственных вирусу оспы представителей, а вопросы изменчивости вируса являются пока нерешенной проблемой и не исключено, что в экологии вирусов этой группы место вируса натуральной оспы занимает один из родственных представителей поксвирусов.
Вопросы для подготовки
1. Классификация и общая характеристика семейства пикорнавирусов, распространение в природе.
2. Энтеровирусы (полиомиелит, Коксаки, Экхо, гепатит А): основные свойства, вызываемые заболевания, их патогенез и пути инфицирования человека. Методы лабораторной диагностики – вирусологичекий и иммунологические. Диагностические биопрепараты.
3. Специфическая профилактика и терапия полиомиелита: биопрепараты, их состав, механизм действия. Контроль эффективности вакцинации. Проблема специфической профилактики гепатита А.
4. Риновирусы, свойства, вызываемые заболевания, лабораторная диагностика.
5. Поксвирусы, их классификация и общая характеристика. Лабораторная диагностика натуральной оспы, специфическая профилактика.
6. Вирусные гепатиты: А, В, С, Д, Е. Их классификация, характеристика и патогенез. Методы диагностики и специфической профилактики гепатитов А, В и С.
Практическая работа
Задание № 1
У ребенка 3 лет с клиническим диагнозом «Полиомиелит» взяты на исследование фекалии, засеяны на культуру ткани, проведена идентификация вируса. Учесть результаты.
Какой использован метод диагностики?
С какой целью исследуются фекалии больного?
Обнаружен ли вирус в культуре ткани?
Каким способом обнаруживается вирус?
Какая реакция и какой метод ее учета использованы при идентификации вируса?
Закончено ли исследование?
Сделать заключение.
Задание № 2
С сыворотками детей, привитых от полиомиелита, 3 недели спустя поставлена реакция нейтрализации с комплексным антигеном вируса полиомиелита. Учесть результаты реакции. Диагностический титр 1:8.
Какой метод исследования использован?
С какой целью исследованы сыворотки?
Эффективна ли проведенная вакцинация?
Сделать заключение.
Задание № 3
У больных А. и К. с подозрением на энтеровирусную инфекцию взяты парные сыворотки и поставлена реакция нейтрализации с антигенами вирусов Коксаки. Учесть результаты реакции.
Какой применен метод диагностики?
Зачем исследуют парные сыворотки?
Подтверждается ли у этих больных энтеровирусная инфекция?
Сделать заключение.
Задание № 4
В населенном пункте К. возникла вспышка заболеваний у взрослых и детей, использовавших для питья сырую воду. Продромальный период напоминал гриппоподобные заболевания, затем развились симптомы, характерные для желудочно-кишечных инфекций, моча стала темной, а кал светлый. Возникло подозрение, что вспышка вызвана вирусом гепатита А. С сыворотками трех заболевших проведена ИФА для обнаружения Ig M к вирусу гепатита А. Учесть результаты реакции.
Какой использован метод диагностики?
Какова методика постановки ИФА на поиск антител?
Почему ищем Ig M?
Закончено ли исследование, и подтверждается ли подозрение на гепатит?
Сделать заключение.
Задание № 5
В инфекционную клинику поступили больные В. и Д. с подозрением на вирусный гепатит В. С сыворотками крови этих больных поставлена ИФА для выявления HBs Ag и HBe Ag. Учесть эту реакцию и сделать заключение.
Какой метод диагностики использован?
Какие биопрепараты используются для постановки ИФА?
Как трактовать полученные результаты?
Сделать заключение.
Задание № 6
Изучить биопрепараты, используемые для профилактики, лечения и диагностики полиомиелита, вирусных гепатитов. Данные оформить в таблицу:
№ | Название | Активное начало | Механизм действия | Назначение |
Занятие № 17