Тема. Микробиология заболеваний, вызванных ортомиксовирусами, парамиксовирусами, аденовирусами.

Актуальность темы занятия

Острые респираторно-вирусные инфекции являются самыми распространенными и массовыми заболеваниями человека. Они причиняют большой вред здоровью, а также наносят большой экономический ущерб. .Возбудителями острых респираторных инфекций являются многие вирусы: прежде всего вирусы гриппа А, В, С, парагриппозные вирусы (4 типа), респираторно-сентициальный вирус (РС), риновирусы (более 100 типов), реовирусы (3 типа), коронавирусы (3 типа), отдельные энтеровирусы, а также респираторные аденовирусы. Все эти вирусы вызывают ОРВИ, трудно различимые между собой из-за сходства клинической симптоматики. Точная диагностика возможна лишь с помощью лабораторных методов исследований.

ОРВИ характеризуются зимне-весенней сезонностью. По своей массивности суммарная пораженность детского населения ОРВИ негриппозной этиологии значительно превышает цифры заболеваемости гриппом.

Вопросы для подготовки

1. Классификация и общая характеристика вирусов семейства Orthomyxoviridae.

2. Особенности строения и антигенного состава вирусов гриппа.

3. Изменчивость вирусов гриппа (шифт и дрейф).

4. Методы микробиологической диагностики гриппа (вирусоскопический, вирусологический, серологический).

5. Классификация и общая характеристика вирусов семейства Paramyxoviridae.

6. Патогенез кори, проявление заболевания на слизистой полости рта, методы микробиологической диагностики.

7. Эпидемический паротит: эпидемиология и патогенез, методы микробиологической диагностики.

8. Характеристика вирусов семейства Adenoviridae, патогенез аденовирусных инфекций, методы диагностики.

9. Специфическая профилактика и терапия гриппа, кори, паротита: биопрепараты, их действующее начало, механизм действия.

Практическая работа

Задание № 1

Поставить реакцию гемагглютинации (РГА) с аллантоисной жидкостью на стекле с целью индикации вируса в патологическом материале от больного.

Техника постановки реакции

Каплю аллантоисной жидкости нанести на предметное стекло, добавить одну каплю 0,5 % взвеси эритроцитов курицы, перемешать. При наличии вирусов в течение 5 минут наблюдается агглютинация эритроцитов.

Задание № 2

Учесть реакцию торможения гемагглютинации (РТГА), поставленную с целью определения типа вируса гриппа.

Реакция поставлена по схеме:

Ингредиенты (мл) Опыт 1 Опыт 2 К. вируса К. эритр. К. сыв.А К. сыв.В
Аллантоисная жидкость Противогриппозная сыворотка типа А сыворотка типа В Физиологический р-р 0,2   0,2 — — 0,2   — 0,2 — 0,2   — — 0,2 —   — — 0,4 —   0,2 — 0,2 —   — 0,2 0,2
Инкубация в термостате 15 минут
2 % взвесь эритроцитов курицы 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
Инкубация в термостате 15 минут
Результаты            

«+» – наличие гемагглютинации; «–» – отсутствие гемагглютинации.

Какой метод диагностики?

Какой вирус обнаружен в РТГА?

С какой целью поставлены контроли?

Закончено ли исследование?

Задание№ 3

Учесть демонстрационный вариант РТГА.

Определить наличие и количество антител в парных сыворотках больного с клиническим диагнозом «Грипп».

№ пробирок  
Разведения сывороток 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 Контроль
3 день              
10 день              

«+» – гемагглютинация; «–» – задержка гемагглютинации.

Титром сыворотки называется........

Какой метод диагностики?

Зачем исследовались парные сыворотки больного?

Какова природа выявленных антител?

Вывод.

Задание № 4

У двух больных детей С и М с подозрением на аденовирусную инфекцию на исследование взяли отделяемое носоглотки. Для накопления вируса материал был внесен в культуру ткани. Через 3 дня с культуральной жидкостью была поставлена РГА, которая оказалась положительной. С целью идентификации выделенных вирусов была поставлена РСК с аденовирусной сывороткой. Учесть РСК, ответить на вопросы, сделать заключение.

Какой метод диагностики?

Какой антиген аденовирусов определили в РСК?

Можно ли определить тип вируса?

Закончено ли исследование?

Задание № 5

Изучить биопрепараты для специфической профилактики, лечения и диагностики респираторных вирусных инфекций. Данные внести в таблицу:



Название Действующее начало Механизм действия Назначение
         

Занятие № 16

Тема. Микробиология заболеваний, вызванных пикорнавирусами. Вирусы гепатитов. Поксвирусы.

Актуальность темы занятия

Пикорнавирусы, являющиеся возбудителями обширной группы вирусных инфекций, включают в себя возбудителей полиомиелита, энтеровирусных заболеваний (вирусы Коксаки и Экхо, гепатита А) и риновирусных инфекций. Эти вирусы вызывают разнообразные поражения человеческого организма, а полиомиелит является калечащей инфекцией. Необходимость изучения этих инфекций диктуется их значительным удельным весом в структуре инфекционной патологии, а также тем, что вопросы их диагностики и особенно профилактики является важным звеном здравоохранения.

Проблема вирусных гепатитов является одной из основных проблем здравоохранения в наше время. Существует, по меньшей мере, 6 различных вирусов, вызывающих поражение печени. Вирусы гепатитов способны вызывать персистентную инфекцию, приводящую к возникновению хронических процессов в печени, циррозу, первичному раку печени. Острые вирусные гепатиты часто имеют тяжелое течение, некоторые из них дают высокий процент летальности. Существует опасность заражения парентеральными гепатитами в стоматологическом кабинете. Диагностика и специфическая профилактика вирусных гепатитов – вопросы, которые должен знать врач любой специальности.

Основной представитель группы поксвирусов – вирус оспы, продолжает оставаться предметом изучения, несмотря на то, что 1982 год является годом ликвидации оспы. Это объясняется тем, что группа поксвирусов имеет целый ряд родственных вирусу оспы представителей, а вопросы изменчивости вируса являются пока нерешенной проблемой и не исключено, что в экологии вирусов этой группы место вируса натуральной оспы занимает один из родственных представителей поксвирусов.

Вопросы для подготовки

1. Классификация и общая характеристика семейства пикорнавирусов, распространение в природе.

2. Энтеровирусы (полиомиелит, Коксаки, Экхо, гепатит А): основные свойства, вызываемые заболевания, их патогенез и пути инфицирования человека. Методы лабораторной диагностики – вирусологичекий и иммунологические. Диагностические биопрепараты.

3. Специфическая профилактика и терапия полиомиелита: биопрепараты, их состав, механизм действия. Контроль эффективности вакцинации. Проблема специфической профилактики гепатита А.

4. Риновирусы, свойства, вызываемые заболевания, лабораторная диагностика.

5. Поксвирусы, их классификация и общая характеристика. Лабораторная диагностика натуральной оспы, специфическая профилактика.

6. Вирусные гепатиты: А, В, С, Д, Е. Их классификация, характеристика и патогенез. Методы диагностики и специфической профилактики гепатитов А, В и С.

Практическая работа

Задание № 1

У ребенка 3 лет с клиническим диагнозом «Полиомиелит» взяты на исследование фекалии, засеяны на культуру ткани, проведена идентификация вируса. Учесть результаты.

Какой использован метод диагностики?

С какой целью исследуются фекалии больного?

Обнаружен ли вирус в культуре ткани?

Каким способом обнаруживается вирус?

Какая реакция и какой метод ее учета использованы при идентификации вируса?

Закончено ли исследование?

Сделать заключение.

Задание № 2

С сыворотками детей, привитых от полиомиелита, 3 недели спустя поставлена реакция нейтрализации с комплексным антигеном вируса полиомиелита. Учесть результаты реакции. Диагностический титр 1:8.

Какой метод исследования использован?

С какой целью исследованы сыворотки?

Эффективна ли проведенная вакцинация?

Сделать заключение.

Задание № 3

У больных А. и К. с подозрением на энтеровирусную инфекцию взяты парные сыворотки и поставлена реакция нейтрализации с антигенами вирусов Коксаки. Учесть результаты реакции.

Какой применен метод диагностики?

Зачем исследуют парные сыворотки?

Подтверждается ли у этих больных энтеровирусная инфекция?

Сделать заключение.

Задание № 4

В населенном пункте К. возникла вспышка заболеваний у взрослых и детей, использовавших для питья сырую воду. Продромальный период напоминал гриппоподобные заболевания, затем развились симптомы, характерные для желудочно-кишечных инфекций, моча стала темной, а кал светлый. Возникло подозрение, что вспышка вызвана вирусом гепатита А. С сыворотками трех заболевших проведена ИФА для обнаружения Ig M к вирусу гепатита А. Учесть результаты реакции.

Какой использован метод диагностики?

Какова методика постановки ИФА на поиск антител?

Почему ищем Ig M?

Закончено ли исследование, и подтверждается ли подозрение на гепатит?

Сделать заключение.

Задание № 5

В инфекционную клинику поступили больные В. и Д. с подозрением на вирусный гепатит В. С сыворотками крови этих больных поставлена ИФА для выявления HBs Ag и HBe Ag. Учесть эту реакцию и сделать заключение.

Какой метод диагностики использован?

Какие биопрепараты используются для постановки ИФА?

Как трактовать полученные результаты?

Сделать заключение.

Задание № 6

Изучить биопрепараты, используемые для профилактики, лечения и диагностики полиомиелита, вирусных гепатитов. Данные оформить в таблицу:

Название Активное начало Механизм действия Назначение
         

Занятие № 17

Наши рекомендации