Тема: Вирусы, их природа и классификация. Методы культивирования, титрования и обнаружения их в патологическом материале

Актуальность темы занятия

Вирусные заболевания являются преобладающими в общей инфекционной патологии. В последние десятилетия вирусы завоевывают все новые экологические ниши. ВИЧ, вирусы гепатитов, новые варианты вирусов гриппа, ретровирусы, онковирусы – это лишь часть проблем, с которыми столкнулось человечество в последние несколько десятилетий.. Абсолютный внутриклеточный паразитизм, способность к интегративному взаимодействию с клеткой и длительному персистированию в организме, отличают вирусы от других инфекционных агентов.

Методы исследования при диагностике вирусных заболеваний преследуют те же цели, что и при бактериальных инфекциях, однако в связи с особенностями биологии вирусов имеют свою специфику.

Неспособность вирусов размножаться вне живой клетки полностью исключает использование для культивирования искусственных питательных сред и требует применения культур тканей, лабораторных животных или куриных эмбрионов.

Вопросы для подготовки

1. Основные свойства вирусов.

2. Критерии живой природы вирусов.

3. Морфология и структура вирусов, роль отдельных компонентов вириона.

4. Классификация вирусов..

5. Типы взаимодействия вирусов с клеткой: продуктивный, абортивный, интегративный.

6. Этапы вирусной репродукции при продуктивной инфекции.

7. Методы культивирования вирусов (в культуре ткани, в курином эмбрионе, в организме чувствительных лабораторных животных).

8. Индикация вирусов при разных методах культивирования: в курином эмбрионе, в культуре ткани, в организме чувствительных лабораторных животных.

9. Реакции гемагглютинации и гемадсорбции вирусов, их механизмы.

10. Методы идентификации вирусов..

11. Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусоскопический, вирусологический, иммунологические. Генетические методы диагностики вирусных инфекций.

12. Особенности противовирусного иммунитета.

13. Факторы противовирусной защиты полости рта: ареактивность клеток и тканей, вирусные ингибиторы, интерферон, воспалительная реакция, фагоцитоз, антитела.

Практическая работа

Задание № 1

Поставить реакцию гемагглютинации с аллантоисной жидкостью, полученной после заражения куриного эмбриона патологическим материалом больного.

Техника постановки реакции.

Каплю аллантоисной жидкости нанести на предметное стекло, добавить каплю 0,5 % взвеси эритроцитов курицы, перемешать. При наличии вируса в течение ближайших 5 минут наблюдается агглютинация эритроцитов.

1. Какой применен метод диагностики?

2. Каков механизм реакции?

3. О чем говорит результат реакции?

4 .Закончено ли исследование?

5. Если не закончено, то что нужно предпринять дальше?

Задание № 2

Определить титр вируса в аллантоисной жидкости с помощью реакции гемагглютинации. Назвать метод диагностики. Составить таблицу, результаты титрования вируса внести в таблицу, сделать вывод. Что называется титром вируса в реакции гемагглютинации?

Исследуемая аллантоисная Разведение вируссодержащего материала   Контроль эритроцитов
жидкость 10-1 10-2 10-3 104 10-5 10-6 10-7 10-8 10-9  
№ 1                    
№ 2                    

«+» – наличие гемагглютинации; «–.» – отсутствие гемагглютинации.

Задание № 3

Идентифицировать вирус в реакции торможения гемагглютинации.

Какой использован метод диагностики?

Закончено ли исследование?

Какие необходимы диагностические препараты для идентификации вируса?

Задание № 4

Провести индикацию вируса в культуре ткани, зараженной патологическим материалом, по цветной пробе. Материал получен от больных А. и С.

Какой использован метод диагностики?

Что можно сказать по результатам реакции?

Закончено ли исследование?

Что еще нужно предпринять?

Задание № 5

Определить титр вируса в культуре ткани, зараженной патологическим материалом больного, по цветной пробе. Назвать метод диагностики. Составить таблицу и результаты реакции занести в таблицу, сделать вывод. Что называется титром вируса при титровании его в культуре ткани по цветной пробе?

Материал от больного Разведения вируссодержащего материала Контроль культуры
  10-1 10-2 10-3 10-4 10-5 10-6 10-7 10-8 10-9 ткани
№ 1                    
№ 2                    


Задание № 6.

Провести идентификацию вируса в реакции нейтрализации с учетом по цветной пробе.

Какой применен метод диагностики?

Закончено ли исследование?

Какие биопрепараты используются для постановки этой реакции?

Задание 7

Обнаружить вирус в культуре ткани, зараженной патологическим материалом, с помощью реакции гемадсорбции. Назвать метод диагностики, сделать вывод. Закончено ли исследование?

Задание № 8

Обнаружить вирус в культуре ткани по ЦПД. Промикроскопировать препарат культуры ткани, зараженный патологическим материалом, сравнить с контролем. Назвать метод диагностики. Сделать вывод об обнаружении вируса. Закончено ли исследование?

Занятие № 15

Наши рекомендации