Биохимическая активность сальмонелл.
Вид бактерий | глюкоза | лактоза | индол | сероводород |
S typhi | к | — | — | + |
S paratyphi A | кг | — | — | + |
S paratyphi B | кг | — | — | + |
S typhimurium | кг | — | — | + |
Занятие №12.
Тема: Возбудители холеры, эпидемиология и патогенез холеры, микробиологическая диагностика, специфическая профилактика. Кампилобактерии: патогенные – возбудители кишечных инфекций, и условно-патогенные - нормальные обитатели полости рта. Возбудители пищевых бактериальных отравлений (стафилококковый токсикоз, ботулизм, пищевые токсикоинфекции).
Актуальность темы.
С 1961 года мир находится в состоянии 7 пандемии холеры, которая вызвана особым биоваром холерного вибриона – Эль-Тор. Холера – это особо опасная инфекция, при возникновении которой осуществляют комплекс противоэпидемических мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию больных в острой и атипичной форме, а также здоровых бактерионосителей. Основным и решающим методом диагностики при этом является бактериологический, при проведении которого необходимо знать правила забора и доставки материала от больного.
Бактериальные пищевые отравления различны по механизму их возникновения. Меньший удельный вес занимают токсикозы, вызываемые энтеротоксинами стафилококков и палочкой ботулизма. Эти токсины вызывают определенный сиптомокомплекс. Наиболее часто пищевые отравления развиваются по типу токсикоинфекций, причем этиологический состав микробов многообразен. Выяснение причины бактериальных отравлений, их эпидемиологический анализ невозможен без микробиологических исследований. Только микробиологические исследования позволяют установить этиологию отравления, источник инфекции и предупредить пути повторных заражений.
Вопросы для подготовки
1. Возбудители холеры, их классификация, общая характеристика, факторы патогенности, дифференцировка на биовары и серовары. Эпидемиология и патогенез холеры.
2. Методы микробиологической диагностики холеры: бактериологический, методы экспресс диагностики.Биопрепараты, используемые для лечения, профилактики и диагностики холеры.
3. Кампилобактерии, их классификация, кампилобактерии – обитатели полости рта, общая характеристика факторов патогенности, эпидемиология и патогенез кишечного и внекишечного кампилобактериоза, участие кампилобактерий в поражении периодонта, методы лабораторной диагностики.
4. Возбудитель псевдотуберкулеза, классификация, история открытия, характеристика биологических свойств, факторы патогенности, патогенез, методы диагностики.Биопрепараты, используемые для диагностики псевдотуберкулеза.
5. Пищевые отравления, классификация.
6. Ботулизм, общая характеристика возбудителя, факторы патогенности, патогенез заболевания, лабораторная диагностика, специфическая терапия и профилактика.
7. Стафилококки – возбудители пищевых токсикозов, характеристика возбудителя, факторы патогенности (энтеротоксин), патогенез, микробиологическая диагностика, особенности установления этиологической роли стафилококка при пищевых токсикозах.
8. Пищевые токсикоинфекции, этиология, патогенез и эпидемиология, методы микробиологической диагностики.
9.Салмонеллы – возбудители пищевых токсикоинфекций, общая характеристика, микробиологическая диагностика.
10.Установление этиологической роли условно-патогенных бактерий при пищевых токсикоинфекциях с помощью эпидемиологических маркеров.
Практическая работа
Задание № 1.
Определить обсемененность эшерихиями 2-х пищевых продуктов, послуживших возможной причиной отравления. Картофельное пюре и котлеты петлей засеяны на среду Эндо в разведениях 10_6, 10_7, 10_8 по 0,1 мл. Отметить способность выросших колоний ферментировать лактозу. Результаты занести в таблицу.
Продукты | Разведения 10_6, 10_7, 10_8 | Характер колоний |
1. Картофельное пюре | ||
2. Котлеты |
Установить идентичность 2-х штаммов эшерихий, выделенных из пищевого продукта и рвотных масс больного.
Для этого сравнить чувствительность к колицинам и антибиотикограммы этих штаммов. Результаты занести в таблицу и сделать заключение.
Эшерихии | Маркеры идентичности | |||||||||||||
Антибиотики | Колицины | |||||||||||||
1. Из продукта | ||||||||||||||
2. Из рвотных масс |
«+» – наличие чувствительности (зона задержки роста);
«–» – отсутствие чувствительности (рост бактерий).
Заключение. Из _________________ выделена _____________ в разведении ___________
идентична (или не идентична) штамму ________, выделенному из рвотных масс больного.
Задание № 2
С выделенными из патологического материала, полученного от больных, стафилококками поставлена реакция преципитации в агаре с антиэнтеротоксической стафилококковой диагностической сывороткой. Определить энтеротоксигенные штаммы стафилококков, сравнивая исследуемые культуры с контрольными (заведомо токсигенными).
1. Какой использован метод диагностики?
2. Иммунная реакция, ее механизм?
3. Можно ли подтвердить диагноз токсикоза?
Задание № 3
Индикация и идентификация ботулинического токсина.
Индикация и идентификация ботулинического токсина в пищевом продукте проводится в реакции нейтрализации токсина антитоксической сывороткой с учетом по биопробе. Схема постановки эксперимента и результаты внесены в таблицу. Учесть результаты и сделать заключение.
Ингредиенты | Мыши | |||||||
1. Экстракт пищевого продукта | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
2. Смесь антитоксических противоботулинических сывороток | - | 0,5 | - | - | - | - | - | |
3. Сыворотка типа А | - | - | 0,5 | - | - | - | ||
4. Сыворотка типа В | - | - | - | 0,5 | - | - | - | |
5. Своротка типа С | - | - | - | - | 0,5 | - | - | |
6. Сыворотка типа Е | - | - | - | - | - | 0,5 | - | |
7. Сыворотка типа F | - | - | - | - | - | - | 0,5 | |
Результаты: | Погиб. | Жива | Погиб. | Жива. | Погиб. | Погиб. | Погиб. |
Вывод.
Какой использован метод идагностики?
Задания № 4 а/, б/, в/..
У больных С., К., Р. поставлен диагноз «Холера». Произведен посев фекалий на щелочной агар и 1 % пептонную воду с целью выделения холерного вибриона. Учесть результаты бактериологического исследование по готовым посевам и определить биовар и серовар возбудителя, сделать заключение.
Задание № 5
У 2-х больных (А. и Б.) с высокой температурой и скарлатиноподобной сыпью для исследования взята сыворотка крови и поставлена РНГА с эритроцитарным псевдотуберкулезным диагностикумом. Кровь взята на 10 день болезни. Учесть РНГА и сделать заключение. (Диагностический титр 1:100).
1. Что определяли в сыворотке больного?
2. Какой применен метод исследования?
3. Оцените результаты реакции.
Задание № 6
Изучить биопрепараты, используемые для специфической профилактики, лечения и диагностики пищевых отравлений, холеры и псевдотуберкулеза. Данные занести в таблицу (см. предыдущие занятия).
Справочный материал для оформления протоколов и выполнения работы.