Дифференциация стафилококков
Род и вид | Staphylococcus aureus | Staphylococcus epidermidis | Staphylococcus saprophiticus |
морфология | кокки, «грам+» | кокки, «грам+» | кокки, «грам+» |
плазмкоагулаза | + | — | — |
гемолиз | + | + | — |
лецитиназа | +/- | +/- | — |
Чувствительность к новобиоцину | <0,6 мг/мл | <0,6 мг/мл | >2,0 мг/мл |
Для дифференциации условно-патогенных стафилококков от сапрофитных используют чувствительность их к новобиоцину. Золотистый и эпидермальный стафилококки не растут на среде с концентрацией новобиоцина < 0,6 мг/мл, сапрофитный дает рост. Для его подавления требуются большие концентрации новобиоцина – более 2 мг/мл.
Особенности исследования крови при сепсисе, бактериемии
1. Кровь для посева берут из локтевой вены, соблюдая все правила асептики.
2. Посев необходимо производить во время подъема температуры.
3. Кровь берут до начала лечения антибактериальными препаратами, через 12-24 часа после последнего приема препарата.
4. Необходимо засевать не менее 5-10 мл крови для результативного бактериологического исследования. Засевать в большие количества жидких питательных сред /соотношение крови и бульона 1:10/, чтобы преодолеть естественные бактерицидные свойства крови.
5. Кровь на посев берут у постели больного и засевают тут же в питательную среду.
6. Среды, засеянные кровью инкубируют в течение 14 суток в термостате при 37 °С. Посевы просматривают ежедневно.. При отсутствии видимого роста на 3, 5, 8 дни из всех сред делают высевы на чашки Петри с кровяным агаром и делают мазки с окраской по Граму.
Посевы продолжают выдерживать в термостате в течение 14 суток, проверяя появление роста 2-3 раза в неделю. При появлении видимого роста делают мазки, окрашивая по Граму и высевы на среды для дальнейшей идентификации бактерий и определения чувствительности к антибактериальным препаратам.
Правила забора материала из полости рта для бактериологического исследования
Материал для бактериологического исследования отбирают стерильным ватным тампоном, обтирают тампоном поверхность слизистой оболочки щек, десен, языка. При наличии налета или язв из них материал забирают отдельным тампоном. Из десневых карманов забор материала производят платиновой петлей, из зубных каналов – с помощью стоматологических зондов, обернутых стерильной ватой, либо с помощью ватных или бумажных фитильков.
Материал забирают натощак до чистки зубов. Перед забором материала не полоскать рот.
Для микроскопии можно брать мазки-отпечатки с пораженных участков слизистой.
При флегмонах и абсцессах материал забирают во время вскрытия очага ватным тампоном или стерильным шприцем. Материал помещают в транспортную среду и доставляют в бактериологическую лабораторию.
Занятие № 4
Тема. Возбудители туберкулеза и микобактериозов, менингококковой инфекции
Актуальность темы занятия
В настоящее время, несмотря на успехи в деле профилактики, лечения и диагностики туберкулеза, отмечается значительный рост этого заболевания, в особенности в нашей стране. Клиническая диагностика туберкулеза и микобактериозов сопровождается микробиологическими исследованиями, где врач должен четко представлять их место в каждом конкретном случае.
Патогенные нейссерии – возбудители менингококковых инфекций, в последние годы регистрируются довольно часто. Среди этиологических агентов гнойных менингитов в нашей стране до 80 % составляют менингококки. Диагностика менингококковых инфекций целиком основана на микробиологических исследованиях.
Вопросы для подготовки
1. Характеристика возбудителей туберкулеза и микробактериозов, их классификация, факторы патогенности.
2. Особенности патогенеза и эпидемиологии туберкулеза, иммунитет при туберкулезе. Особенности поражения слизистой полости рта при туберкулезе.
3. Методы и цели микробиологической диагностики туберкулеза: микроскопический, бактериологический, биологический, аллергический, собственно иммунологический.
4.Биопрепараты, применяемые для специфической профилактики и диагностики туберкулеза.
5.Характеристика возбудителей менингококковой инфекции, классификация, факторы патогенности, отличие от непатогенных нейссерий.
6. Эпидемиология и патогенез менингококковой инфекции. Опасность инфицирования в стоматологическом кабинете. Методы микробиологической диагностики разных форм менингококковой инфекции. Специфическая профилактика менингококковой инфекции
Практическая работа
Задание № 1
Клинический диагноз: Туберкулезная волчанка? Промикроскопировать мазок, приготовленный из отделяемого язвы, расположенной на щечной поверхности слизистой полости рта. Мазок окрашен по Цилю-Нильсену. Определить наличие кислотоустойчивых бактерий.
1. Какой использован метод диагностики?
2.Является ли обнаружение кислотоустойчивых палочек основанием для постановки диагноза?
3. Что нужно предпринять дальше?
Задание № 2
На среду Левенштейна-Йенсена произведен посев отделяемого свищевых ходов от больных А. и Б. с клиническим диагнозом: «туберкулезный остеомиелит нижней челюсти». Посевы выдержаны в термостате при 37 C в течение 26 суток, когда был обнаружен рост микроорганизмов.
1. Какой применен метод диагностики?
2. Описать культуральные свойства выделенной культуры. Являются ли они характерными для микобактерий туберкулеза?
3. Закончено ли бактериологическое исследование?
4. Можно ли на основании полученных данных подтвердить диагноз «Туберкулезный остеомиелит?
Задание № 3
Определить чувствительность туберкулезных бактерий, выделенных от 2-х больных, к химиотерапевтическим препаратам. Соответствующие препараты в разных концентрациях были внесены в питательную среду, после чего был произведен посев выделенной культуры. Учет результатов производится спустя 3-4 недели при наличии роста в контрольных пробирках. Определить чувствительность культуры, результаты внести в таблицу:
Название препарата | 1 | 2 |
Стрептомицин 5 ЕД -//-10 ЕД | ||
ПАСК 5 ЕД -//- 10ЕД | ||
Циклосерин 30 ЕД | ||
Канамицин 30 ЕД |
«+» – рост есть; «–» – роста нет.
Задание № 4
Учесть результаты иммуноферментного анализа, проведенного с патологическим материалом /отделяемое язвы красной каймы губ/ от двух больных с диагнозом: Туберкулезная волчанка?
Этапы постановки реакции:.
1. Антитела к возбудителю туберкулеза в лунке
2. Патологический материал.
3. Антитела к возбудителю туберкулеза, меченные ферментом.
4. Субстрат, изменяющий окраску при воздействии на него фермента. Появление желто-коричневого окрашивания свидетельствует о положительной реакции.
1. Какой использован метод диагностики?
2. С какой целью проведено исследование?
3. Можно ли по результатам исследования подтвердить или снять клинический диагноз?
Сделать заключение.
Задание № 5
Больной С., заболел остро, заболевание началось с назофарингита. Затем произошло ухудшение состояния и больной был госпитализирован в инфекционное отделение с диагнозом: Менингококковый менингит. Промикроскопируйте мазок, приготовленный из спинномозговой жидкости больного и окрашенный метиленовым синим, зарисуйте.
1. Какой метод диагностики применен?
2. Можно ли на основании микроскопии подтвердить диагноз?
3. Являются ли обнаруженные характерные микробы менингококками?
Задание № 6
В отделении челюстно-лицевой хирургии возник случай генерализованной менингококковой инфекции /менингококкцемия/. При обследовании персонала у 2-х человек /медицинской сестры и врача отделения/ из носоглотки выделены нейссерии. Определите по готовым посевам, являются ли медсестра /А/ и врач /Б/ носителями менингококка, или это непатогенные нейссерии – представители нормальной микрофлоры носоглотки. Результаты бактериологического исследования внесите в таблицу.
Обследуемый | Среда с с ристомицином | Сывороточный агар 22 градуса | Сывороточный агар 37 градусов | МПА 37 градусов |
А | ||||
Б |
Результат: + - наличие роста, - - отсутствие роста.
Как можно интерпретировать полученные результаты?
Сделать заключение.
Задание № 7
Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики и специфической профилактики туберкулеза и менингококкового менингита. Данные занести в таблицу (таблицу см. в занятиях выше).
Занятие № 5