Историяразвитияортопедическойстоматологии. Роль отечественныхученыхвеестановлении
Зубное протезирование было известно еще до нашей эры. При раскопках на территории Древнего Египта и Междуречья были найдены зубные протезы, изготовленные 4500 лет назад. Золотая проволока использовалась не только для фиксации протезов, но и для шинирования подвижных зубов. Зубное протезирование было развито в Римской Империи. В эпоху Возрождения выдающиеся зубоврачевателем был французский хирург Амбруаз Паре.
В 1728 г. вышло в свет руководство по зубоврачеванию Пьера Фошара «Зубная хирургия, или трактат о зубах». Многие (и не без основания) считают Фошара основателем научного зубоврачевания. Ему принадлежит разработка ряда методик зубного протезирования, например, крепления полных съемных протезов пружинами. Фошар, кроме того, усовершенствовал небный обтуратор, соединив его с протезом. Ему также принадлежит идея конструкции штифтовых зубов. Он пытался исправлять неправильное расположение передних зубов при помощи лигатуры и примитивного аппарата. Для протезов Фошар, как и его предшественники, использовал слоновую и бычью кости, золото, зубы обезьян и человека.
Протезированием долгое время занимались не врачи, а цирюльники, банщики и ювелиры. По истечении веков ортопедические вопросы перешли в руки хирургов. С появлением дантистов ортопедическая стоматология стала формироваться самостоятельно. До начала нынешнего столетия все специалисты этой области имели среднее специальное образование. Позже произошла реформа и образование стало высшим.
В Россиипервая книга по зубоврачеванию «Даптистика, или зубное искусство о лечении зубных болезней, с приложением детской гигиены». Позднее вышли другие работы: «Зубопротезная техника» (Перельман, 1910), «Патологическая анатомия полости рта и зубов человека» (Абрикосов, 1914).
В первую мировую войну зубной врач киевского госпиталя С. С. Тигерш-тедт предложил метод шинирования отломков челюстей, который описал в монографии «Военно-полевая система лечения и протезирования огнестрельных челюстных ранений" (1916).
Постепенно складывались теоретические основы ортопедической стоматологии. Они нашли отражение в работах: "Симптоматическое значение аномалий зубной системы" (Агапов, 1929), "Основы протезного зубоврачевания" (Гофунг, 1923), "Архитектура нижней челюсти" (Катц, 1931), "К этио-логии так называемых аномалий прикуса" (Ванкевич, 1938). Изучение нарушений функции жевания ознаменовалось созданием статической системы определения жевательной способности Н.И. Агаповым и метода функциональной
пробы Тельмана.
В 1940 г. вышел первый учебник по ортопедической стоматологии (Н.А-Астахов. Е.М. Гофунг и А.Я. Катц). Изданием этого учебника закончилось оформление советской ортопедической стоматологии как науки, и она по праву заняла свое место в ряду других медицинских дисциплин.
В 1936 году в Ленинграде был открыт стоматологический институт. Там была кафедра ортопедической стоматологии. В 1954 году по решению ЦК КПСС Ленинградской стоматологический институт был переведен в г.Калинин. В 1959 году в 1 ЛМИ им.акад.И.П.Павлова открыли стоматологический факультет с кафедрой ортопедической стоматологии, которую возглавил профессор И.С.-Рубинов. Как последователь физиологического направления в ортопедической стоматологии он совершенствовал методы обследования — миотонометрию, электромиографию, гнатодинамометрию. После него кафедрой заведовал профессор Л.М.Перзашкевич. В 1989 году его сменил В.Н.Трезубов.
К настоящему времени сформировалось несколько отечественных ортодон-
тических школ:
Московская(Курляндский, Копейкин); Ленинградская-Петербургская(Катц, Рубинов, Перзашкевич, Костур, Цимбалистов, Трезубов); Тверская(Гаврилов); Казанская, Нижегородская(Жулев).
Перечисленные деятели - профессора - занимались научными исследованиями, подготовкой научных кадров, участвовали в научных съездах, конференциях, форумах российского и международного уровня. Имеют много научных публикаций, являются авторами учебников.
ВОПРОС 3
РольЛенинградской (Санкт-Петербургской) ортопедической стоматологическойшколывразвитииспециальности
См. вопрос 2, раздел 1
ВОПРОС 4