Тест Томаса на поведение в конфликте

Инструкция: «Выберите в каждом случае одно из двух утверждений».

1-А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

1-Б. Чем обсуждать то, о чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

2-Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных..

3-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3-Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

4-Б. Иногда я жертвую своими собственными ' интересами ради интересов другого человека.

5-А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

5-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6-А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

6-Б. Я стараюсь добиться своего.

7-А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

7-Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

8-Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9-А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

9-Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10-А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

10-Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

11-Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

12-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13-А. Я предлагаю среднюю позицию.

13-Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14-А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

14-Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15-А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

15-Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

16-Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17-А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

17-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18-А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

18-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и спорные вопросы.

19-Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20-А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

20-Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21-А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

21-Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22-А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

22-Б. Я отстаиваю свои желания.

23-А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

23-Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24-А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

24-Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25-А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

25-Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26-А. Я предлагаю среднюю позицию.

26-Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

27-Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

28-Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29-А. Я предлагаю среднюю позицию.

29-Б. Думаю, что не всегда стоит, волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

30-Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ:

Соперничество:

3-А, 6-Б, 8-А, 9-Б, 10-А, 13-Б, 14-Б, 16-Б. 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А;

Сотрудничество:

2-Б, 5-А, 8-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 27-Б, 23- А, 26-Б, 28-Б, 30-Б;

Компромисс:

2-А, 4-А, 7-Б, 10-Б, 12-Б, 13-А, 18-Б, 20-Б, 22-А, 24-Б, 26-А, 29-А;

Избегание:

1-А, 5-Б, 6-А, 7-А, 9-А, 12-А, 15-Б, 11-Б. 19-Б, 21-А, 27-А, 29-Б;

Приспособление:

1-Б, 3-Б, 4-Б, ,17-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 23-Б, 24-А, 25-Б, 21-Б, 30-А.

Оптимальный набор тактик - в "коридоре" от 5-ти до 7-ми баллов.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.

3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности

ЗАНЯТИЕ 26.

1. Тема: «Межличностные отношения в группах и коллективах».

2. Значение изучения темы:

· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявления межличностных взаимоотношений в группах и коллективе.

· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о закономерностях общения в группах и коллективе.

· Личностное – формирование гуманистической направленности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь целостное представление о процессах взаимоотношений, происходящих в группах и коллективах; должен знать виды и характер межличностных отношений в группе, группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива, факторы эффективности групповой деятельности.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Работа в парах. Исследование межличностных отношений в малой группе с помощью методик: «Семантический дифференциал» и «Определение психологического климата группы»

· Составление заключений по исследованию.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка заключений по исследованию;

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Понятие группы. Отличительные признаки группы, выделяющие её из простого скопления людей. Классификация групп. Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, индивидуальный состав (композиция), групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат. Структура группы и ее измерение, формально-статусное, социометрическое, модели коммуникативных сетей, позиция власти, лидерство. Стили лидерства. Авторитет руководителя.

Механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, "идиосинкразический кредит", психологический обмен. Детерминанты возникновения малой группы. Модели развития малой группы. Нормативное поведение в группе. Социальные санкции. Конформное поведение. Изучение групп в контексте медицинской профессии. Врач как член профессиональной группы. Здоровье и положение человека в системе межличностных взаимоотношений и взаимодействий. Терапевтические группы.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты:

1. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что ее участники находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга:

a. рациональный;

b. фронтальный;

c. иерархический;

d. цепной.

2. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что здесь имеется не менее двух уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе деятельности, а часть нет:

a. рациональный;

b. фронтальный;

c. иерархический;

d. цепной.

3. Какие группы объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы:

a. лабораторные;

b. условные;

c. реальные;

d. естественные.

4. Группы, которые возникают и действуют вне рамок официальных организаций, называют:

a. референтные;

b. неформальные;

c. официальные;

d. неофициальные.

5. Отношения, возникающие между людьми на должностной основе, регулируемые положениями, соответствующими правилами и нормами называют:

a. неофициальными;

b. официальными;

c. деловыми;

d. рациональными.

6. Взаимоотношения, характеризующиеся тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа – триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения называются:

a. гармоничными;

b. конфликтными;

c. противоречивыми;

d. несовместимыми.

7. Противоречивые отношения бывают:

a. идеальные и согласованные;

b. полно – конфликтные;

c. часто конфликтными;

d. совместимые и несовместимые.

Положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь- это

a. любовь;

b. дружба;

c. вражда;

d. партнерство.

9. Отношения, в которых на первый план выступают знания друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие называют:

a. рациональными;

b. эмоциональными;

c. деловыми;

d. неофициальными;

10. На начальном этапе группового развития отношения бывают:

a. конфликтными;

b. коллективистскими;

c. безразличными;

d. корпоративными.

· Ситуационные задачи:

1.Преподаватель, ведущий занятия в группе, отмечает, что группа единая, сплоченная, часто говорит о себе «мы», «наша группа». При этом иногда могут быть грубыми по отношению друг к другу. Со студентам других групп контактируют очень неохотно, даже вынужденно.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

2.Студенческая группа активна, сплоченная, ориентирована на учебный процесс. Если у кого-то что-то не получается, то остальные пытаются помочь ему. Группа всегда участвует в общеинститутских мероприятиях.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

3.Преподаватель ведет занятие. Группа инертная, малоактивная, студенты не проявляют особого интереса ни к занятиям, ни друг к другу.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

4.В компании был создан новый отдел, куда пригласили новых сотрудников со стороны. Однако, несмотря на огромный опыт работы и высокую квалификацию этих сотрудников полгода отдел не показывает больших результатов.

Наши рекомендации