Игра «Потерпевшие кораблекрушение.

Цель: исследование процесса принятие решения группой, обучение эффективному поведению, для достижения согласия при решении групповой задачи.

Задание: «Представьте, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение не известно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находить на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания: поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15, наименее важного для вас. На это вам дается 10 минут».

  Индивидуал. выбор Групповой выбор Стандарт
Секстант      
Зеркало для бритья      
5-литровая канистра с водой      
Противомоскитная сетка      
Коробка с армейским рационом      
Карты Тихого океана      
Надувная подушка      
2-лутровая канистра нефтегазовой смеси      
Маленький транзисторный радиоприемник      
Репеллент, отпугивающий акул      
20 кв. м. непрозрачного пластика      
Бутылка пуэрто-риканского рома, крепостью 80 градусов      
15 м. нейлонового каната      
2 коробки шоколада      
Рыболовные снасти      

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 15 минут для принятия группового решения. Руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Нужно стараться дать каждую оценку так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. При обсуждении необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1. подходить к задаче логически, аргументировать свое мнение;

2. избегать менять свое мнение только ради достижения согласия, поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

3. избегать таких методов уменьшения конфликта как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия;

4. рассматривать различия мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения.

После того, как группа проранжировала 15 предметов, преподаватель называет стандартный порядок классификации. В обсуждении сравниваются данные индивидуального и группового выборов, и анализируется поведение каждого из участников групповой дискуссии.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Клиническая беседа.

2. Интервьюирование в психоаналитической модели.

3. Интервьюирование в когнитивно-бихевиоральной модели.

4. Интервьюирование в гуманистической модели.

ЗАНЯТИЕ 23.

1. Тема: «Приёмы присоединения к пациенту».

2. Значение изучения темы:

· Учебное: изучение психологических особенностей приёмов присоединения и значения его в профессиональной деятельности врача.

· Профессиональное: овладение навыками присоединения к пациенту.

· Личностное: формирование целостной личности врача-стоматолога и воспитание профессиональной культуры личности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать приемы присоединения и уметь их использовать в процессе взаимодействия с пациентом.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты по теме).

4.2. Самостоятельная работа по теме (работа в микрогруппах):

· Присоединение к позе;

· Присоединение к дыханию;

· Определение основной репрезентативной системы;

· Определение ведущей репрезентативной системы.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка практических навыков;

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Особенности первого впечатления. Источники ошибок первого впечатления: мнения других лиц; галло-эффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние, доминирующая потребность, проекция и эмпатия, упрощение. Каузальная атрибуция. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола, новизны и первичности, стереотипизапии и др.

Понятие социальной перцепции. Эмпатия. Виды эмпатии. Сопереживание и сочувствие. Приемы присоединения. Репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Предикаты речи. Глазодвигательные паттерны.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты:

1. Социальная перцепция - это:

a. восприятие, оценка и понимание себя;

b. восприятие, оценка и понимание других людей;

c. восприятие, оценка и понимание самих групп;

d. восприятие, оценка и понимание себя и других.

2. Особенностью социального восприятия является:

a. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на моментах порождения образа;

b. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на оценочных интерпретациях объекта восприятия;

c. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на эмоциональных состояниях объекта восприятия;

d. происходит слияние познавательных, эмоциональных и мотивационно-смысловых структур деятельности объекта восприятия.

3. В основе первого впечатления лежит:

a. дифференцированное восприятие деталей человека;

b. дифференцированное восприятие деталей человека на чувственном уровне;

c. недифференцированное общее восприятие человека;

d. недифференцированное общее, тотальное восприятие человека на чувственном уровне.

4. Источниками ошибок первого впечатления является:

a. мнение других людей, галло-эффект, эффект снисходительности, стереотипы;

b. доминирующая потребность, проекция, эмпатия, упрощение;

c. особое психическое состояние;

d. все вышеперечисленное.

5. Эмпатия – это:

a. способность понравиться другому человеку

b. быстрое реагирование на эмоциональное состояние человека

c. понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания

d. знание того, что о тебе думает другой человек.

6. Эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого, называется:

a. рефлекторная;

b. эмоциональная;

c. эстетическая;

d. этическая.

7. Переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, называется:

a. сочувствие;

b. сожаление;

c. переживание;

d. сопереживание.

8. Целью присоединения является создание:

a. доверительных отношений;

b. аналогового восприятия;

c. эмпатии;

d. симпатии.

9. Формирование мнения о частных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем – это:

a. галло-эффект;

b. эффект снисходительности;

c. проекция;

d. упрощение.

10. Тенденция оценивать других людей в сравнении со своей "Я- концепцией" – это:

a. галло-эффект;

b. эффект снисходительности;

c. проекция;

d. упрощение.

· Ситуационные задачи:

1. Пациент, перед тем как войти в кабинет врача услышал о его некомпетентности. В процессе общения с врачом он убедился в этом.

Наши рекомендации