Какие мероприятия и с какой целью проведены врачом?
3.На базе городской психиатрической больницы были открыты лечебно – трудовые мастерские для больных, страдающих хроническими психическими расстройствами. В мастерских под руководством инструктора больные выполняют простые виды работ: шьют, клеют конверты, ремонтируют неисправные электроприборы и т. д. Кроме того, выделена ставка для специалиста, который будет заниматься с ними танцедвигательной терапией и другими активизирующими методами воздействия.
Как называются произведенные мероприятия и на что они направлены?
4.В институте заведующим кафедрой физического воспитания были организованы для преподавателей «группы здоровья», участники которых имели возможность выбирать различные виды физических нагрузок. Нагрузки подбирались в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных предпочтений. После 1 – 2 месяцев занятий у участников групп улучшилось психическое и физическое состояние, повысились работоспособность и настроение.
Какие мероприятия были проведены?
5.В женской консультации были созданы группы, в состав каждой из которых входили несколько семей, ожидающих рождения ребенка. С участниками групп работали психологи и психотерапевты. В ходе занятий обсуждались проблемы семей и каждого из ее членов; проводились теоретические занятия, включающие в себя изучение различных вопросов семейных взаимоотношений и особенностей развития ребенка; тренинги, направленные на коррекцию конфликтных отношений между членами семьи. Значимое место уделялось также подготовке к родам, в которой участвовали и беременные женщины, и их мужья.
К каким мероприятиям относится создание таких групп?
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Психогигиена детского и подросткового возраста.
2. Психогигиена юношеского возраста.
3. Психогигиена зрелого возраста.
4. Психогигиена позднего возраста.
5. Психогигиена при оказании медицинской помощи.
6. Психопрофилактика психогенных расстройств.
7. Психопрофилактика эмоционального выгорания.
8. Психопрофилактика зависимого поведения.
9. Разработка плана первичной психопрофилактики никотиновой зависимости.
10. Разработка плана первичной психопрофилактики пивного алкоголизма.
ЗАНЯТИЕ 19.
1. Тема «Вопросы частной медицинской психологии».
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение механизмов и особенностей влияния различных хронических заболеваний на психику пациента.
· Профессиональное –овладение навыками диагностики структуры нарушений психики пациента при различных заболеваниях.
· Личностное -формирование целостной личности врача-стоматолога и воспитание профессиональной культуры личности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать основные закономерности изменениях психики при различных заболеваниях, уметь анализировать особенности структуры нарушений психики пациента при различных заболеваниях.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (письменный опрос).
4.2. Защита рефератов, подготовленных студентами.
4.3. Обсуждение
4.4. Итоговый контроль знаний (тестирование, решение ситуационных задач)
5. Основные понятия и положения темы:
Частная медицинская психология. Особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств. Особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринными, неврологическими). Психология больных хирургического профиля на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде, Особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии, Психология больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития. Психология пациентов косметологических клиник. Психология больных, обращающихся за стоматологической помощью. Проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией. Социальную ситуация развития в условиях болезни и ее составляющие
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Безотчетный страх смерти, тревога и тоска чаще встречаются при локализации инфаркта:
a. на передней стенке миокарда;
b. на задней стенке миокарда;
c. на боковой стенке;
d. при комбинированных поражениях.
2. При внезапном остром приступе бронхиальной астмы чаще всего проявляются:
a. гипонозогнозические реакции;
b. депрессивные реакции;
c. страх смерти от удушья или остановки сердца;
d. истероформные расстройства.
3. Наиболее часто встречающимися психическими изменениями при различных заболеваниях является:
a. ипохондрический синдром;
b. астенический синдром;
c. фобические реакции;
d. истерические реакции.
4. Преморбидными особенностями лиц, страдающих неспецифическим язвенным колитом, являются:
a. сдержанность, целеустремленность, уравновешенность;
b. аккуратность обязательность трудности в социальных контактах;
c. мягкость с чертами повышенной тормозимости и выраженное чувство неполноценности;
d. амбициозность стремление к успеху одержимость работой.
5. Феномен «погружения в ребенка» встречается у:
a. женщин в первом триместре беременности;
b. женщин в втором триместре беременности;
c. женщин в третьем триместре беременности;
d. недавно родивших женщин.
6. Синдром «ожидания беременности» является типичным для больных с:
a. предменструальным синдромом;
b. невротическими расстройствами;
c. бесплодием;
d. шизофренией.
7. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:
a. предоперационная депрессия;
b. предоперационный стресс;
c. предоперационная фрустрация;
d. предоперационная тревога.
8. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на предположение о наличии у него злокачественного новообразования:
a. неврастенический;
b. ипохондрический;
c. апатический;
d. анозогнозический.
9. Идеи отношения и обидчивость чаще встречаются при:
a. дефекте органов зрении;
b. дефекте органов слуха;
c. сексуальных расстройствах;
d. заикании.
10. Наиболее частой реакцией родителей на заболевание ребенка является:
a. тревога, озабоченность состоянием ребенка;
b. отрицания болезни ребенка;
c. реакция недоверия врачам;
d. чувство вины.
· Ситуационные задачи:
1.Больная С., 34 года, инвалид 2 группы (в прошлом – учительница). Диагноз: порок митрального клапана. Заболела в возрасте 15 лет. После продолжительного периода повышенной утомляемости, слабости, плохого самочувствия и повышенной раздражительности был обнаружен порок сердца. С 20 лет периодически наступало состояние декомпенсации. Больная связывает это с большой физической и интеллектуальной нагрузкой. Появились слабость, утомляемость, отеки на ногах, одышка при быстрой ходьбе. Стала отвлекаемой (с трудом усваивала учебный материал), раздражительной, плаксивой, обидчивой. При поступлении в стационар обычно бывала вялой, безучастной ко всему, лежала, отвернувшись к стене, с врачом и больными разговаривала неохотно.