Характерологический опросник Смишека
Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера по Леонгарду. Он включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Текст опросника
(взрослый вариант)
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если кто-нибудь вас обидит?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий или переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу также медленно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли животных?
48. Уйдете ли с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случиться какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы обещаете?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть в даль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради. если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Обработка результатов:
При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.
1. Демонстративность/демонстративный тип:
«+» : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
«-» : 51.
Сумму ответов умножить на два.
2. Застревание/застревающий тип:
«+» : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
«-» : 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на два.
3. Педантичность/педантичный тип:
«+» : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
«-» : 36.
Сумму ответов умножить на два.
4. Возбудимость/возбудимый тип:
«+» : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на три.
5. Гипертимность/гипертимный тип:
«+» : 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на три..
6. Дистимность/ дистимический тип:
«+» : 9, 12, 43, 75, 87.
«–» : 31, 53, 65
Сумму ответов умножить на три.
7. Тревожность/тревожно-боязливый тип:
«+» : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
«-» : 5.
Сумму ответов умножить на три.
8. Экзальтированность/аффектно-экзальтированный тип:
«+» : 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на шесть.
9. Эмотивность/эмотивный тип:
«+» : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
«-» : 25.
Сумму ответов умножить на три.
10. Циклотимность/циклотимный тип:
«+» : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножить на три.
Интерпретация:Максимальная сумма баллов после умножения – 24. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 19 баллов. Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Описание типов акцентуаций по Леонгарду:
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и возбуждениями.
5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций и духовной жизни человека.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
2. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.
3. Проблема нормы и патологии в развитии личности.
4. Культурно-исторический подход к изучению личности.
ЗАНЯТИЕ 7.
1. Тема: «Теории личности»
Значение изучения темы
· Учебное –изучение основных теорий личности.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о теориях личности как тщательно выверенных гипотезах о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о теориях личности, о значении понимания теорий личности для успешного обучения и профессиональной деятельности; должен знать современные теории личности, основные положения теорий личности; уметь анализировать различные теории личности, объяснять поведение человека с точки зрения той или иной теории.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос).
4.2. Защита рефератов и обсуждение.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Решение ситуационных задач или тесты по теме.
5. Основные понятия и положения темы:
Теории личности. Основные функции теорий личности. Группы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские теории; психологические, социологические и социопсихологические теории; экспериментальные и неэкспериментальные теории; структурные и динамические теории.
Теория черт личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Айзенк). Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Аналитическая теория К.Юнга. Теория оперантного научения (Б. Скиннер). Теория социального начения (Дж. Роттер). Феноменологическая теория К Роджерса. Гуманистическая теория А. Маслоу.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теорияличности:
a. аналитическая;
b. гуманистическая;
c. когнитивная;
d. деятельностная.
2. Основным в когнитивной теории личности является понятие:
a. «схема»;
b. «модель»;
c. «конструкт»;
d. «установка».
3. Ключевое понятие аналитической психологии - это:
a. артефакт;
b. архетип;
c. знак;
d. символ.
4. Автором психологии личностных конструктов считается:
a. Э. Эриксон;
b. Г. Айзенк;
c. К. Роджерс;
d. Дж. Келли.
5. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
a. его физической конституции;
b. тех моделей, которым он подражает;
c. факторов, контролирующих его поступки;
d. его индивидуально-психологических особенностей.
6. Принцип функциональной автономии обоснован:
a. К. Роджерсом;
b. А. Маслоу;
c. Г. Олпортом;
d. К. Юнгом.
7. Теория личности К.Спенса – это теория личности:
a. бихевиористская;
b. психоаналитическая;
c. гуманистическая;
d. ассоционистская.
8. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
a. подвижность/уравновешенность;
b. экстраверсия/интроверсия;
c. экстрапунитивность/интропунитивность;
d. психотизм/депрессия.
9. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:
a. К. Юнг;
b. А. Адлер;
c. 3. Фрейд;
d. К. Роджерс.
10. Основоположником психодинамической теории личности является:
a. К. Юнг;
b. А. Адлер;
c. 3. Фрейд;
d. Э. Фромм.
· Ситуационные задачи:
1. Центральное понятие теории – понятие «Я-концепции», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя, намечает перспективы собственного развития. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании (уважении со стороны других), условия ценности (условия, в которых переживается позитивное внимание) и безусловное позитивное внимание (человека принимают таким, каков он есть).