Шкала тревожности Спилбергера - Ханина

Используется для исследования уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

Инструкция: « Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий по Вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному Вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: Г) нет, 2) скорее нет, 3) скорее да, 4) да. Вопросы есть? Начинаем».


Текст опросника

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

После того, как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов:

«Для следующих 20 утверждений, которые будут Вам предложены,
варианты ответов другие: 1) почти никогда, 2) иногда, 3) часто, 4) почти всегда.
Вы также выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему
число».

21.Я испытываю удовольствие.

22.Я очень быстро устаю.

23.Я легко могу заплакать.

24.Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25.Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

26.Обычно я чувствую себя бодрым.

27.Я спокоен, хладнокровен и собран.

28.Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.

29.Я слишком переживаю из-за пустяков.

30.Я вполне счастлив.

31.Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32.Мне не хватает уверенности в себе.

33.Обычно я чувствую себя в безопасности.

34.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

35.У меня бывает хандра.

36.Я доволен.

37.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38.Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

39.Я уравновешенный человек.

40.Меня охватывает сильное беспокойство, когда думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,17, 18 - (Σ1), затем сумма остальных цифр: №1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (Σ2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

РТ = Σ1 - Σ2 + 35

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

ЛТ = Σ1 - Σ2 + 35

где Σ1 – сумма цифр-ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.

а Σ2 – сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Интерпретация: Если полученная сумма меньше 30 - это показательнизкой тревожности, 31 - 45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.

2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

3. Эмоции и современное художественное творчество.

4. Основные направления и пути развития воли.

5. Становление волевой регуляции поведения у детей.

ЗАНЯТИЕ 6.

1. Тема: «Личность»

Значение изучения темы

· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявлений личности.

· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о личности, формирование которой социально обусловлено, о структуре личности и ее источниках активности.

· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о личности как человеке, взятом в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных отношениях; должен знать структуру личности, источники активности личности, основные формы направленности личности, понятие гармоничной личности; уметь проводить психологическое исследование и анализ личностных качеств.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Работа в парах. Исследование личности с помощью опросника Смишека;

· Составление заключений по исследованию.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка заключений по исследованию;

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Понятие личности.Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Индивид, личность, индивидуальность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий. Биологическое и социальное в личности. Психология индивидуальных различии. Личность в современных психологических школах. Структура личности. Самосознание. Я-образ. Я-концепция.

Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Понятие о способностях; общие и специальные способности. Понятие о характере. Структура характера. Понятие об акцентуациях характера, их дифференциальная диагностика. Степени выраженности акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Диагностика типов акцентуаций. Методы медико-психологического воздействия. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте. Условия психопатического развития на почве акцентуаций.

Задания для уяснения темы занятия.

· Тесты:

1. Индивидуальность – это…

a. сочетание психологических особенностей человека, составляющих его разнообразие;

b. совокупность личностного и социального;

c. совокупность всех представлений человека о самом себе;

d. верно все.

2. Какому типу личности, по концепции К. Юнга, свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки:

a. экстраверт;

b. интроверт;

c. сангвиник;

d. холерик.

3. Самоактуализация – это процесс:

a. постоянного развития и практической реализации своих возможностей;

b. реализации высших ценностей;

c. удовлетворения человеческих потребностей;

d. осуществления деятельности.

Наши рекомендации