Какое свойство внимания проявляется в данном случае, как необходимое условие для профессиональной деятельности.
3. У студента отсутствует интерес к предмету и в связи с этим частые отвлечения на посторонние предметы.
Какое свойство внимания страдает?
4.В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.
В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах и почему?
5 Пациент не помнит события, происшедшие с ним недавно, но при этом сохранены воспоминания, которые имели место в далеком прошлом.
Как называется это нарушение? Какой вид памяти нарушен?
· Методики вида деятельности:
1. Исследование памяти.
Проба на запоминание 10 слов.
Используется для оценки состояния памяти испытуемого, утомляемости, активности внимания.
Для проведения пробы необходимо иметь набор из 10 одно- или двусложных слов, подобранных так, чтобы между ними трудно было установить какие-либо смысловые отношения. Иначе больной может облегчить себе задание, используя мнемотехнические приемы. Например: «Гора, игла, роза, кошка, часы, вода, дом, книга, дуб, кран».
Инструкция: «Я сейчас прочитаю вам 10 слов, вам нужно повторить столько, сколько вы запомнили в любом порядке». Слова произносятся четко, в среднем темпе. Пробу продолжают до тех пор, пока больной не назовет все 10 слов. В протоколе опыта отмечаются слова называемые больным правильно или ошибочно. Через 40-60 мин. больному предлагают повторить запомнившиеся ему слова без предъявления.
Протокол:
через час | ||||||||
ГОРА | + | + | + | + | + | + | ||
ИГЛА | + | + | + | + | ||||
РОЗА | + | + | + | + | + | |||
КОШКА | + | + | + | + | + | |||
ЧАСЫ | + | + | + | |||||
ВОДА | + | + | + | + | + | + | ||
ДОМ | + | + | + | + | ||||
КНИГА | + | + | + | |||||
ДУБ | + | + | + | + | ||||
КРАН | + | + |
5 6 7 8 10 6
Интерпретация: Обычно здоровые обследуемые воспроизводят все 10 слов уже после 2-3 повторений, а через 1 час - 8-10 слов. В норме кривая запоминания носит равномерно возрастающий характер. Кривая с резким спуском вниз указывает на ослабление активного внимания или на выраженную утомляемость испытуемого. Зигзагообразный характер кривой говорит о неустойчивости внимания, о его колебаниях. Кривая в форме плато свидетельствует об эмоциональной вялости больных, отсутствии заинтересованности в запоминании. Число слов, удержанных и воспроизведенных исследуемым час спустя отражает память в узком смысле слова, т.е. фиксацию следов воспринятого.
Воспроизведение рассказа.
Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей речи испытуемых. Для проведения методики нужно иметь заранее заготовленный текст. Для исследования применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи.
Инструкция: «Я расскажу вам короткий рассказ. Вы должны пересказать его как можно ближе к тексту».
Устный пересказ испытуемого дословно записывается в протокол. При этом обращают внимание на характер изложения (словарный запас, возможное наличие парафазий, темп речи, особенности построения образа, лаконичность или наоборот чрезмерная обстоятельность).
Интерпретация: Нормой считается, если испытуемый пересказывается все основные смысловые моменты рассказа. Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц другими, в слиянии и смешении событий, в искажении обстоятельств наблюдаются у больных, страдающих органическими заболеваниями головного мозга. Иногда при воспроизведении рассказа испытуемые допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту. Такого рода ошибки наблюдаются при аггравации расстройств памяти.
Пиктограмма.
Этот метод, предложенный А. Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций больных.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 14—16 слов и выражений для запоминания. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:
Веселый праздник
Тяжелая работа
Вкусный ужин
Развитие
Разлука
Богатство
Сомнение
Ядовитый вопрос
Смелый поступок
Глухая старушка
Печаль
Болезнь
Дружба
Война
Надежда
Страх
Любовь
Зависть
Справедливость
Счастье
Отчаяние
Обман
Больному говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать - «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «веселый праздник»?»
Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если больной заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если больной легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:
Заданные выражения | Рисунок и объяснение больного | Воспроизведение через час |
Если же больной сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?»
Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной ни устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.
После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают больному припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку. Обязательно следует спросить, как удалось больному вспомнить слово, чем помог ему рисунок.
В норме через час испытуемый должен точно воспроизвести 13-14 понятий.
2. Исследование внимания.
Отсчитывание по Крепеллину.
Обнаруживаются возможности осуществления счетных операций, определяется состояние внимания.
Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа (3, 7 или 13).
Инструкция: «Вам нужно отнимать от 100 все время по 7, считать нужно про себя, вслух называть только полученный при очередном вычитании результат». В промежутках между называнием больным чисел исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж), можно фиксировать длительность пауз секундомером.
Протокол ведется по схеме: (30-3)
30.27.....24........21..........19.........16......13.....................10.............6....3..0
Интерпретация: При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок.
Первый - ошибки в единицах, при переходе через десяток - свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности. Второй - ошибки в десятках - характерен, главным образом, для больных с неустойчивым вниманием.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Методика использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).
Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 50x50 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер.
Больному мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу, и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если больной не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу.) Затем экспериментатор открывает таблицу и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»
Пока больной показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда больной называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.
После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций больному предлагают таким же образом отыскивать числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах.
Протокол опыта приобретает следующий вид:
Таблица | Время в секундах | Примечания |
В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли больной отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.
При оценке результатов, прежде всего, становятся заметны различия в количестве времени, которое больной тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40—42 секунды.
В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время. Заметное увеличение времени отыскивания чисел на последних (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости больного, а ускорение — о медленном «врабатывании».
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Взаимосвязь ивзаимодействие различных видов памяти у человека.
2. Психологические теории внимания.
3. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
4. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.
5. Приёмы и средства развития внимания.
6. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Тема: «Мышление. Речь. Интеллект»
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение особенностей и закономерностей процессов мышления и интеллектуальных способностей.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего знаниями, умениями и навыками по анализу и оценке интеллектуальной и мыслительной сферы.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь целостное представление о процессе мышления, о роли и месте речи в этом процессе, об интеллекте как системе всех познавательных способностей человека; должен знать: физиологическую основу мышления, виды мышления, мыслительные операции и процессы мышления, формы интеллектуального поведения и составляющие интеллект способности; уметь проводить исследование мышления с помощью психологических методик.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Исследование мыслительной сферы с помощью методик: «Понимание переносного смысла пословиц, метафор, рассказа»; «Исключение лишнего»; «Сравнение понятий».
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Мышление в общей структуре познавательных процессов. Мышление как процесс. Стратегии мышления. Мыслительные операции. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления.
Интеллект как способность индивида адаптироваться к окружающей среде. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Факторы интеллектуального развития (врожденные факторы, факторы окружающей среды). Интеллект и творчество.
Учет особенностей познавательных процессов пациентов в работе врача. Характеристика мыслительных процессов врача.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира:
a. мышление;
b. мысль;
c. интуиция;
d. интеллект.
2. Одной из мыслительных операций является:
a. понятие;
b. образное мышление;
c. синтез;
d. мышление.
3. Процесс мышления:
a. наглядно-действенное мышление;
b. умозаключение;
c. сравнение;
d. обобщение.
4. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных ценностей:
a. язык;
b. память;
c. рассуждение;
d. речь.
5. Мышление – это:
a. деятельность коры, осуществляемая во взаимодействии двухсигнальных систем;
b. условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью;
c. процесс «расчленения» предмета или явления на составные части;
d. высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.
6. Уровень мышления, оперирующий понятиями, суждениями, символическими обобщениями и иными отвлеченными категориями:
a. наглядно-действенный;
b. образный;
c. абстрактно-логический;
d. все ответы верны.
7. К мыслительным операциям относят:
a. суждение, умозаключение, определение понятий;
b. анализ, сравнение, обобщение;
c. интуиция, интеллект;
d. речь, язык.
8. Установление сходства и (или) различия между объектами мышления - это:
a. конкретизация;
b. обобщение;
c. абстракция;
d. сравнение.
9. Что не является составляющей интеллект способностью:
a. счетная способность;
b. вербальная гибкость;
c. пространственное восприятие;
d. суждение.
10. Форма интеллекта, составной частью которой является умение адаптироваться к окружающей обстановке называется:
a. вербальный интеллект;
b. практический интеллект;
c. способность решать проблемы;
d. счетная способность.
· Ситуационные задачи:
1.Рассказывая о строении сердца, студент мысленно представлял себе модель сердца, которую незадолго до этого видел.
Какой вид мышления при этом функционировал?
2.Шофер разобрал карбюратор. Потом долго не мог собрать его, хотя и пользовался схематическим изображением и описанием. Тогда он стал манипулировать деталями, объединял их по-разному. Наконец собрал карбюратор.