Тема: местное обезболивание при операциях на верхней

ЧЕЛЮСТИ.

Учебная цель: изучить методы местного обезболивания при хирургических операциях на верхней челюсти, осложнения и способы их профилактики.

Время: 4 учебных часа.

Место: учебная комната.

Метод: классно-групповое занятие.

Учебно-материальное обеспечение:

а) Литература

б) Наглядные пособия: череп, шприц, таблицы, методическая литература, фантом.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Выход II ветви тройничного нерва из полости черепа и ее деление в крылонебной ямке.

2. Образование крылонёбного узла.

3. Нервы, отходящие от крылонёбного узла.

4. Иннервация зубов верхней челюсти.

5. Иннервация твёрдого и мягкого нёба.

6. Инфильтрационное обезболивание на верхней челюсти.

7. Обезболивание верхних задних альвеолярных ветвей на бугре верхней челюсти

(туберальная анестезия).

8. Обезболивание передних и средних ветвей (подглазничная анестезия).

9. Обезболивание переднего нёбного нерва (нёбная анестезия).

10. Обезболивание II ветви тройничного нерва у круглого отверстия (подскуловой,

подскулокрыловидной, глазничный, нёбный, надскуловой методы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Определение уровня исходных знаний студентов. Рассматривается топографическая анатомия II ветви тройничного нерва и зоны иннервации. Затем разбираются методы обезболивания при операциях на верхней челюсти. Определяются точные топографо-анатомические ориентиры для нахождения места введения анестетика, разбирается подробно техника различных видов проводникового обезболивания на верхней челюсти.

В конце занятия студенты отрабатывают методы обезболивания на фантомах.

З А Н Я Т И Е 4

ТЕМА: МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ НА

НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ.

Учебная цель: Обучить студентов методам обезболивания при операциях на нижней челюсти.

Время: 4 учебных часа.

Место: учебная комната.

Метод: классно-групповое занятие.

Учебно-материальное обеспечение:

а) литература;

б) наглядные пособия: таблицы различных видов проводникового обезболивания на

нижней челюсти, электрофицированный фантом для отработки метода

обезболивания: череп, шприц.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Топографическая анатомия III-й ветви тройничного нерва.

2. Аподактильный метод мандибулярной анестезии, анатомические предпосылки.

3. Подактильный метод мандибулярной анестезии, анатомические предпосылки.

4. Внеротовые методы обезболивания нижнего альвеолярного нерва.

5. Обезболивание нижней челюсти на нижнечелюстном возвышении по С.М.Вайсбрему (торусальная анестезия), анатомические предпосылки.

6. Обезболивание щёчного нерва.

7. Обезболивание подбородочного нерва (внутриротовой и внеротовой методы).

8. Обезболивание язычного нерва.

9. Выключение двигательных волокон III ветви тройничного нерва (анестезия по Берше. Анестезия по Дубову и Уварову).

10. Анестезия III ветви тройничного нерва у овального отверстия.

11. Ошибки и осложнения при местном обезболивании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Определяется уровень исходных знаний по теме. Рассматривается топографическая анатомия III ветви тройничного нерва и зоны иннервации. Разбираются методы обезболивания при операциях на нижней челюсти.

Определяются ориентиры для нахождения места введения анестетика и анатомические предпосылки анестезии. В конце занятия студенты отрабатывают методы обезболивания на фантомах.

З А Н Я Т И Е 5

ТЕМА: ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБОВ И КОРНЕЙ. ИНСТРУМЕНТЫ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБОВ.

ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАЦИИ УДАЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП

ЗУБОВ И КОРНЕЙ.

Учебная цель: Изучить технику операции удаления различных групп зубов и корней, инструменты, применяющиеся для этой операции, возможности осложнения и их профилактику.

Место: специально оборудованная комната (фантомный курс).

Учебно-материальное обеспечение:череп, зубы, набор инструментов для удаления зубов и корней, методическая литература.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. История операции удаления зуба, роль советских и российских учёных.

2. Топографическая анатомия корней зубов.

3. Показания и противопоказания к операции удаления зуба.

4. Инструменты, применяемые для удаления зубов и корней.

5. Щипцы для удаления зубов и корней. Принцип действия, строение, признаки.

6. Способы держания щипцов.

7. Положение врача и больного при операции удаления зуба щипцами.

8. Отдельные приёмы удаления зубов щипцами.

9. Методика удаления корней.

10. Особенности удаления верхних резцов и клыков.

11. Особенности удаления верхних премоляров.

12. Особенности удаления верхних моляров.

13. Особенности удаления нижних резцов и клыков.

14. Особенности удаления нижних премоляров.

15. Особенности удаления нижних моляров.

16. Обработка раны поле удаления зуба. Уход за раной.

17. Заживление лунки после удаления зуба.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В начале занятия проводится опрос. Обращается внимание на то, что операция удаления зуба является хирургическим вмешательством, сопровождающимся определёнными изменениями в жизненно-важных органах и системах организма больного. Разбирается устройство, признаки и принципы действия щипцов для удаления зубов и корней. Положение больного и врача при удалении зуба, а также положение левой и правой руки хирурга.

Разбираются особенности удаления различных групп зубов и корней на нижней и верхней челюстях в зависимости от иннервации, выбора метода обезболивания и топографо-анатомические особенности.

Способы держания щипцов и элеваторов, отдельные приёмы операции. В конце занятия студенты отрабатывают методику операции удаления зуба на специальных фантомах.

Обращается внимание на обработку раны после удаления зуба, уход за ней и особенности заживления лунки. Проводится приём тематических больных.

З А Н Я Т И Е 6

Наши рекомендации