ТЕМА: «Психология развития ребенка.
Психология развития младенцев и детей младшего детского возраста»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск
Занятие № 6
Тема:«Психология развития ребенка. Психология развития младенцев и детей младшего детского возраста».
2. Форма организации занятия: семинарское.
3. Значение изучения темы.
Проблема индивидуального подхода к личности растущего человека продолжает оставаться актуальной. Психический онтогенез, даже при самых благоприятных внешних и внутренних условиях развития человека, имеет свои особенности, соответствующие возрастным периодам, которые врач должен знать и учитывать в работе с пациентами.
4. Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
- учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос.
1. Пренатальный период.
2. Период новорожденности. Младенчество.
3. Психологические особенности ребенка на протяжении пренатального и младенческого возраста.
4. Психологические особенности ребенка преддошкольного возраста.
5. Кризис 3-х лет.
Основные понятия и положения темы.
Кризис новорожденности (0 – 2;3 мес).
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь ребенка становиться индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.
Появляется комплекс оживления (2; 3 мес.), который включает в себя 4 компонента:
1. Реакция замирания (при виде взрослого ребенок замирает).
2. Улыбка в ответ на знакомое лицо.
3. Гуление.
4. Двигательные реакции.
Появление этого комплекса говорит о том, что ребенок стал младенцем.
Младенчество (2;3 мес. – 1г.).
Новообразования:
1.К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
2.Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь.
В 3 мес. можно ожидать появление гуления.
7 – 9 мес. у ребенка появляется лепет, появление слогов - па, ма, ба и т.д.
9мес. – 1г. появляется пассивная речь, ребенок повторяет за тобой. К концу 1г. в словарном запасе ребенка 20 – 30 слов.
К 1,5г. у ребенка возникает активная речь.
К 2г. ребенок может построить предложение.
К 5г. овладевает фонетикой (правильно произносит слова и ставит ударение).
К 6г. ребенок овладевает грамматическим строением устной речи.
Стратегия родителей: говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать ребенку навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность.Связана с развитием движения у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
1.Движения глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредотачиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого.
2. Выразительные движения (комплекс оживления).
3.Перемещение в пространстве. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
4.Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
5.Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
6.Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.
7. Указательный жест.
8.Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – для предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. С помощью взрослого, ребенок постепенно усваивает
· назначение предмета;
· способы действия с предметами;
· технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находиться в соответствии с ведущими деятельностями (сначала в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности).
Умственное развитие и особенности личности.Согласно Ж. Пиаже (швейцарский психолог), ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития –сенсомоторном– согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
Упражнение рефлексов. Дети « упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
Первичные круговые реакции. (1 – 4 мес. жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению.
Вторичные круговые реакции(4 – 8 мес.). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия объекта. С этим качеством связано появление в 7 – 8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
Координация вторичных схем. (8 – 12 мес.). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста.Потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Ученые выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша.
Кризис одного года.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До тех пор организм ребенка регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности, эмоции примитивные. При этом наблюдается:
· нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
· нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувство голода);
· эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис одного года не относится к числу острых, так что некоторые родители его просто не замечают.