Физическая деятельность человека
По характеру физический труд (работу мышц) можно разделить на два вида – статический и динамический. Статическая работа связана с действием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног, при удержании груза, при выполнении работы стоя или сидя. При статической работе повышается обмен веществ, увеличивается затрата энергетических ресурсов, но в меньшей мере, чем при динамической. Особенностью такого вида труда является его выраженное утомляющее действие, которое предопределено долговременным сокращением и напряжением мышц, отсутствием условий для кровообращения, в результате чего происходит накопление конечных и промежуточных продуктов обмена и т.п. Это очень быстро приводит к развитию усталости.
Динамическая работа связана с перемещением в пространстве тела или его частей. В итоге энергия, которая тратится, превращается в механическую и тепловую. Динамические сокращения мышц имеют прерывный характер, способствующий полноценному кровоснабжению и кислородному обмену, а это, в свою очередь, приводит к меньшей утомляемости.
Работоспособность мышц зависит также и от объема нагрузки – чем он больше, тем быстрее устают мышцы. Вопрос утомляемости мышц и влияния ее на работоспособность человека, ритма сокращений и нагрузки изучал российский физиолог И.М. Сеченов. Он установил, что для выполнения физической работы очень важным является подбор средней величины ритма и нагрузки. Это приведет к повышению производительности и снижению периода утомляемости (усталость наступит позже).
В процессе работы любой части тела к ней поступает больше крови, чем в состоянии покоя. Чем большую работу осуществляют мышцы, тем более питательных веществ и кислорода будет поступать к ним с помощью крови. Чем больше физического труда, занятий физической культурой, спортом, тем быстрее растут мускульные волокна, человек становится более сильным. Физические упражнения хорошо влияют на весь организм, крепят здоровье, закаляют человека, делают его способным выдерживать разные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Физические нагрузки предопределяют повышение уровня обменных процессов, который растет с ростом самой нагрузки. При интенсивной нагрузке минутный объем сердца растет по сравнению с состоянием покоя в 6 раз, количество усвоения кислорода – в 3 раза. Вследствие этого увеличивается снабжение кислородом тканей в 18 раз.
Как только человек начинает конкретную работу, независимо от уровня ее интенсивности, появляется потребность в увеличении количества кислорода в организме человека из-за его дефицита. Каждому человеку присуща индивидуальная величина максимального потребления кислорода (МПК). Чем выше величина МПК, тем выше работоспособность, стойкость к влиянию экстремальных факторов. У обычных мужчин в возрасте до 25 лет МПК составляет приблизительно 2,8–3,0 л/мин., а у спортсменов – 5,0–6,0 л/мин. Потребление кислорода растет с увеличением нагрузки на организм человека. Через определенный промежуток времени увеличение нагрузки не приводит к увеличению концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородной границей. Соответственно, такая нагрузка за небольшой промежуток времени полностью истощает человека (за 5–10 мин).
Величина физической работы зависит от конкретной профессиональной деятельности, соответствующих особенностей человека, степени тренированности, физического развития и т.п.
Таким образом, интенсивный физический труд ставит высокие требования к функциям основных органов и систем человека. Наиболее полно резервы организма раскрываются в результате постоянных тренировок и физических нагрузок. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, а постоянная физическая активность улучшает их функции.
Умственная деятельность
К умственному труду принадлежат управление, творчество, преподавание, науки, учеба. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, которые нуждаются в подавляющем напряжении внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения.
Управленческий труд определяется избыточным ростом объема информации, ростом дефицита времени для ее переработки, повышением личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.
Труд преподавателя – постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения. Это обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд студента (ученика) требует развитой памяти, внимания, восприятия и характеризуется наличием стрессовых ситуаций.
В отличие от физической, умственная деятельность сопровождается меньшими расходами энергетических запасов, но это не говорит о ее легкости. Основным работающим органом во время такого вида труда выступает мозг. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и составляет 15–20% от общего объема в организме. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга в 5 раз больше, чем расходы скелетными мышцами того же веса при максимальной нагрузке. При чтении в слух затраты энергии повышаются на 48%; при выступлении с публичной лекцией – на 94%; у операторов вычислительных машин – 60–100%. Во время умственной деятельности значительно активизируются аналитические и синтетические функции ЦНС, осложняется прием и переработка информации, возникают функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, растет роль функций внимания, памяти, напряжения зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них. Для умственной деятельности характерны напряжения внимания, восприятия, памяти, большое количество стрессов, малоподвижный образ жизни, вынужденная однообразная поза – все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшается снабжение мозга кислородом, растет потребность в глюкозе. Ухудшаются также функции зрительного анализатора: стойкость ясного виденья, острота зрения, зрительная работоспособность, увеличивается время зрительно-моторной реакции.
Для людей умственного труда присуща наибольшая степень напряжения внимания – в среднем в 5–10 раз выше, чем при физическом труде. Завершение рабочего дня совсем не перерывает процесса умственной деятельности. Развивается особое состояние организма – усталость, которая со временем может превратиться в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологичного функционирования организма. При выполнении умственного труда имеют место сдвиги вегетатив-ных функций человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела. По окончании умственного труда усталость остается дольше, чем при физическом труде.
Люди, которые занимаются умственным видом деятельности, даже в состоянии переутомления способны долгое время исполнять свои обязанности без особого снижения уровня работоспособности и производительности.
В основном, люди умственной деятельности не в состоянии выключить механизм переработки информации на ночь; они работают не только 8–12 часов в сутки, а почти постоянно, с короткими переключениями. Это и является подтверждением так называемой информативной теории, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию, полученную в период активной бодрости
Физический и умственный виды деятельности требуют разного напряжения определенных функциональных систем организма. Потому нагрузку необходимо классифицировать соответственно тяжести и напряженности. Тяжесть труда – это напряжение функциональных систем, которое обусловлено физической нагрузкой. Напряженность, в свою очередь, характеризует уровень напряжения центральной нервной системы.