Система здравоохранения в Украине
Для решения проблемы сохранения здоровья и работоспособности человека, продолжения его жизни в масштабах государства создана система здравоохранения (СЗ), которая является совокуп-ностью взаимосвязанных подсистем: санитарно-профилактических, лечебно-профилактических, физкультурно-оздоровительных, санитарно-курортных, аптечных, научно-медицинских, санитарно-эпидемиологических.
Одна из стратегий системы здравоохранения - осуществление так называемой первичной профилактики, которая является массовой и эффективной (например, строительство очистительных сооружений или соответствующие изменения технологического процесса на предприятиях, загрязняющих атмосферный воздух) и приводит к резкому снижению уровня злокачественных новообразований, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и других заболеваний.
Второе направление системы здравоохранения сложнее, потому что оно проводится на индивидуальном уровне. Сущность решения этой проблемы заключается в определении форм, методов и средств профилактики, лечения, реабилитации, а также организации отдыха человека.
Важную роль в деле сохранения здоровья населения должна определять информация об опас-ности окружающей среды. Такая информация должна содержать значения показателей негативности среды, токсикологических выбросов производства, состояния здоровья населения. Наличие такой информации позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, использовать методы и средства защиты от действия опасностей. Но быть или не быть здоровому – это, в первую очередь, зависит от самого человека: его активности или пассивности, индивидуальных особенностей, темперамента, характера, привычек, отношения к другим людям, образа жизни.
На основе вышесказанного можно согласиться с утверждением римского философа Сенеки ( 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): “Умение продлить жизнь – в умении не сокращать его”.
Анализ международного опыта свидетельствует, что от 60 до 90 % аварий, катастроф, травм на производстве и в быту происходят по вине самого человека (гибель “Титаника”, авария на Чернобыльской АЭС и т.п.).
Как известно, любой вид деятельности человека порождает возникновение разнообразных видов опасностей. Наибольшее количество опасностей возникает, в первую очередь, в процессе трудовой деятельности. Это обусловлено двумя причинами:
- первая – весь промежуток активного времени на протяжении суток человек занимается трудовой деятельностью (работа, учеба, спорт, активный отдых и т.д.), то есть повышается вероятность проявления опасностей;
- вторая – производственные процессы, в которых осуществляется превращение веществ, энергии и информации и возникают основные техногенные опасности.
В любой трудовой деятельности человека можно выделить два компонента: физиологический и психический.
Физиологический компонент связан с физиологическими возможностями каждого индивидуума и определяется работой его мышц, системы кровообращения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Действие этих систем координируется (поневоле) центральной нервной системой (ЦНС). В этом процессе тратится большое количество энергии и кислорода для активизации обменных процессов. Отрасль физиологии, которая изучает изменения функционального состояния человека в зависимости от характера и типа трудовой деятельности и разрабатывает самые оптимальные режимы (условия) труда и отдыха, называется физиологией труда.
Психический компонент определяется психическими процессами и психическими свойствами личности. Психологи выделяют познавательные процессы, с помощью которых человек познает мир (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), и психические свойства (или состояние личности), которые регулируют общение людей друг с другом, непосредственно руководят поступками и действиями (способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, мотивация и воля). Психологические состояния отличаются разнообразием и характером. Они обусловливают особенности психической деятельности в конкретный период времени и могут положительно или отрицательно влиять на течение всех психических процессов.
Отрасль науки психологии, которая изучает психологические особенности разнообразных видов трудовой деятельности в зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов обучения труда и психологических качеств личности, называется психологией труда.
Течение психических и физиологических процессов в ходе трудовой деятельности человека и требования, выдвигаемые к этим процессам в разных видах труда, изучает психофизиология труда.
В последнее время значительное внимание при решении проблем безопасности жизнедеятель-ности уделяют психофизиологическим опасностям, возникающим в процессе деятельности человека.
Психология безопасности изучает психические процессы, свойства и анализирует разнообраз-ные формы психических состояний, которые наблюдаются в процессе деятельности.
Деятельность человека с позиции анализа опасностей мы рассматриваем как систему, состоящую из двух подсистем: “человек” (организм – личность) и “жизненная среда”.
Опасности, которые формируются в подсистеме “человек”, определяются антропометричес-кими; физиологическими; психологическими; психофизиологическими возможностями человека выполнять любую деятельность.
Человеческая деятельность носит разнообразный характер и по выполняемым функциям делится на две группы: физическую и умственную. Физическая деятельность – это деятельность, связанная с конкретными предметными действиями и выполнением человеком энергетических функций (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.); а умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.
Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние мотивы, а также соотношение мотивов с целями, которые хочет достичь человек в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности может побуждать или личное обогащение (удовлетворение личных потребностей), или невозможность физического существования без труда.