Патофизиология надпочечников

И ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Надпочечники обеспечивают активацию приспособительных защитных реакций организма, неспецифически повышая устойчивость к неблагоприятным влияниям среды. Первичное поражение надпочечников встречается редко, но вторично они вовлекаются в патологию при всех эндокрин­ных и неэндокринных заболеваниях. Это требует от врачей всех специальностей знания причин и механизмов развития всех форм патологии этих желез и патофизиологического объяснения рациональной терапии патологии надпочечников.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен:

- знать причины возникновения и механизмы развития нарушений функции надпочечников;

- уметь объяснить нарушения обмена веществ и функций организма при различных формах гиперфункции надпочечников, острой и хронической надпочечниковой недостаточности;

- знать стоматологические проявления заболеваний надпочечников.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для успешного усвоения темы студентам необходимо знать:

- анатомо-физиологические особенности надпочечников и вилочковой железы.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Этиология и патогенез нарушений функции коркового слоя надпочечников.

2. Стоматологические проявления заболеваний коры надпочечников.

3. Этиология и патогенез функции мозгового слоя надпочечников.

4. Роль надпочечников в формировании адаптационных реакций организма. Стресс, дистресс.

5. Тимико-лимфатическое состояние.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Северьянова Л.А. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы. Учебное пособие для студентов медицинского университета. – Курск, КГМУ. – 2006. – С. 52–67.

2. Гормональная регуляция основных физиологических функций организма и механизмы ее нарушения: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов / Под редакцией проф. Г.В. Порядина. – Курск: КГМУ, 2004. – 52 с.

3. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы: Учебное пособие / Под редакцией Л.А. Северьяновой. – 1997. - С. 32-45.

4. Патологическая физиология / Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина. – Т. 2. – М.: МЕДпресс, 2000. – С. 413–426.

5. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. – Томск, 2000. – С. 384–390.

6. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. – С. 507–510, 512–516.

б) дополнительная:

1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – С. 231–318.

2. Кветной И.М., Ярилин А.А., Полякова В.О., Князькин И.В. Нейроиммуноэндокринология тимуса. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2005. – 160 с.

3. Клиническая эндокринология: руководство (3-е изд.) / Под ред.
Н.Т. Старковой. – СПб: Питер, 2002. – С. 306–387, 406–410.

4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 2. – С. 332–345, 386.

5. Харченко В.П., Саркисов Д.С., Ветшев П.С., Галил-Оглы Г.А., Зайратьянц О.В. Болезни вилочковой железы. – М.: Триада-Х, 1998. – 232 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Гормоны коркового слоя надпочечников, их биологическое значение.

2. Гормоны мозгового слоя надпочечников, их биологическое значение.

3. Причины нарушений коркового слоя надпочечников.

4. Причины нарушений мозгового слоя надпочечников.

5. Патогенез эндокринопатий, связанных с пучковой зоной коркового слоя надпочечников.

6. Патогенез эндокринопатий, связанных с клубочковой зоной коркового слоя надпочечников.

7. Патогенез эндокринопатий, связанных с сетчатой зоной коркового слоя надпочечников.

8. Стоматологические проявления гормонально-активных опухолей коры надпочечников.

9. Патогенез эндокринопатий, связанных с мозговым слоем надпочечников.

10. Тотальная надпочечниковая недостаточность: формы, причины и механизмы развития.

11. Стоматологические проявления болезни Аддисона и врожденной дисфункции коры надпочечников.

12. Этиология и патогенез тимико-лимфатического состояния.

13. Роль надпочечников в развитии стресс-реакции.

14. Этиология и патогенез дистресса.

15. Клинические синдромы при патологии тимуса.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

1. Схема нарушений функций организма при дистрессе.

2. Схема патогенеза нарушений обмена веществ и функций организма при болезни Иценко-Кушинга.

3. Схема патогенеза стоматологических нарушений при болезни Аддисона.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельное исследование студентами роли надпочечников в развитии стресс-реакции.

3. Самостоятельное решение проблемных задач с последующим их фронтальным разбором.

ООД

к выполнению работы

"Изменение количества адреналина в крови животных при стрессе"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка животного к опыту. 1. Крысе дается рауш-наркоз (эфиром). Затем крыса взвешивается и ей в/м или в/б вводится гексенал из расчёта 0,2 мл 5% раствора гексенала на 100 г массы. Крыса фиксируется к лабораторной доске и ей в/м вводится 2,0мл 3% раствора цитрата натрия.
2. Выполнение экспери­мента. 2. В три чистые пробирки вносят по 0,5 мл 3% раствора цитрата натрия. Первая пробирка оставляется в качестве контроля, во вторую набирают 2 кап. крови из хвоста крысы, для чего ножницами отсекают кончик хвоста. На задние конечности крысы накладывают электроды от прибора для пропускания электрического тока (синий и фиолетовый) и нажимают кнопку №1, пропуская через задние конечности крысы электрический ток в течение 3 сек. Сразу после этого отсекают еще кончик хвоста и в третью пробирку набирают 2 кап. крови, 2-ю и 3-ю пробирки помещают во вкладыши центрифуги, уравновешивают их на весах, добавляя водопроводную воду во вкладыши (не в пробирки). Центрифугируют при 3000 оборотах в минуту в течение 2-3 мин. Надосадочную жидкость из пробирки № 2 осторожно отсасывают и переносят в пробирку № 4, из № 3 (другим шприцем) - в № 0. В пробирки № 1, 4, 0 добавляют по одной капле 10% раствора хлорида железа и по одной капле 10% раствора NаОН.
3. Оценка результа­тов опыта. 3. Оценивают цвет раствора и количество осадка в пробирках. Появление коричневого окрашивания раствора и хлопьевидного осадка свидетельствует о наличии в растворе адреналина. Выраженность окрашивания и осадка зависит от количества адреналина в растворе.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЩИТОВИДНОЙ
И ПАРАЩИТОВИДНЫХ ЖЕЛЕЗ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Щитовидная и паращитовидные железы оказывают многостороннее влияние на обмен веществ и физиологические функции организма. Патология щитовидной железы является наиболее частым нарушением функции эндокринной системы. Первичный гипертиреоз всегда сопровождается включением в патологию надпочечников, островкового аппарата поджелудочной железы и других желез внутренней секреции. Гипофункция щитовидной железы увеличивает частоту поражения зубов кариесом, а при тиреотоксикозе развивается остеопороз челюстей и костей черепа. Гипопаратиреоз в детском возрасте может привести к системной гипоплазии постоянных зубов. Поэтому знание причин возникновения гипер- и гипофункции щитовидной и паращитовидных желез, а также механизмов их влияния на обмен веществ и функцию других органов и систем организма необходимо врачу любой специальности, в особенности, стоматологу.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен:

- знать причины возникновения и механизмы развития гипо- и гиперфункции щитовидной железы;

- уметь объяснить механизмы развития расстройства обмена веществ и функции организма при гипо- и гипертиреозе;

- знать этиологию и патогенез эндемического зоба;

- знать стоматологические проявления заболеваний щитовидной железы;

- знать причины возникновения и механизмы развития гипо- и гиперфункции паращитовидных желез;

- уметь объяснить механизмы развития расстройства обмена веществ и функции различных органов и систем при гипо- и гиперпаратиреозе;

- знать стоматологические проявления заболеваний паращитовидных желез.

Наши рекомендации