Нарушения общего кровообращения.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Различные виды сердечно-сосудистой патологии проявляются сердечной недостаточностью и расстройством общего кровообращения. Знание причин возникновения и особенностей патогенеза различных видов сердечной недостаточности и форм расстройства общего кровообращения позволяет врачу целенаправленно проводить патогенетическую терапию и реабилитацию больных с нарушениями общего кровообращения.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- основные сердечные и внесердечные резервы кровообращения и механизмы их включения;
- стадии развития компенсаторной гиперфункции сердца и механизмы развития кардиосклероза при гипертрофии миокарда;
- причины сердечной недостаточности и их классификацию;
- механизмы развития сердечной недостаточности;
- патогенез основных проявлений при сердечной форме расстройства общего кровообращения;
- этиологию и патогенез сосудистой формы расстройства общего кровообращения;
- этиологию и патогенез перикардиальной формы расстройства общего кровообращения.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала данной темы студентам необходимо знать из курса нормальной физиологии:
- особенности метаболизма миокарда (циклический характер обмена веществ, способность утилизировать жиры из крови, способность миоцитов к интенсивной внутриклеточной регенерации);
- роль электролитов в формировании возбуждения и сокращения миоцитов;
- механизмы сокращения миофибрилл (характер взаимодействия актиновой и миозиновой нитей). Объяснение закона Франка-Старлинга для миокарда с позиций взаимодействия актина с миозином.
- нервные и гуморальные механизмы регуляции сердечной деятельности;
- причины коронарной недостаточности (из предыдущей темы);
- патогенез острых форм сосудистой недостаточности (из предыдущей темы).
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Сосудистая недостаточность кровообращения. Этиология (шок, коллапс, гипотонический симптомокомплекс и т. д.). Патогенез (падение тонуса сосудов, нарушение возврата крови к сердцу, уменьшение систолического и минутного объема крови).
2. Сердечная недостаточность кровообращения.
А. Этиология:
- факторы, вызывающие переутомление миокарда;
- факторы, вызывающие гипоксию миокарда;
- токсико-химические и инфекционно-аллергические поражения миокарда;
- нарушение нервно-гуморальной регуляции трофики и функции миокарда.
Б. Механизмы развития сердечной недостаточности:
- нарушение минерального обмена и функции клеточных мембран;
- нарушение образования, транспорта и использования энергии;
- истощение и недостаточность инотропных факторов;
- перерастяжение миокарда и возрастание его внутреннего трения.
В. Компенсаторные механизмы, противостоящие развитию сердечной недостаточности:
- Сердечные резервы: резерв ударного объема и сердечной производительности, коронарный и метаболический резервы, компенсаторная гиперфункция сердца (КГС). Стадии КГС. Механизмы перехода гипертрофии сердца в стадию декомпенсации и миокардиострофию.
- Экстракардиальные компенсаторные механизмы: изменение сосудистого тонуса и кровотока, изменение дыхания, мобилизация резервов крови.
Г. Формы (левожелудочковая и правожелудочковая) и клинические проявления сердечной недостаточности.
Д. Патогенез расстройств кровообращения при сердечной недостаточности в соответствии с застойной теорией и теорией недостаточности сердечного выброса.
Е. Общие проявления недостаточности кровообращения: одышка, тахикардия, замедление скорости кровотока, отеки, цианоз. Механизмы развития общих проявлений недостаточности кровообращения.
Ж. Принципы патогенетической коррекции сердечной недостаточности: улучшение сократительной функции миокарда, снижение перегрузки сердца путем уменьшения общего периферического сопротивления сосудов и коррекции ОЦК, восстановление энергообеспечения и белкового обмена в миокарде, коррекция ионного балланса.
3. Перикардиальная недостаточность общего кровообращения. Этиология (экссудативный перикардит, гидроперикард, гемоперикард). Патогенез (нервнорефлекторные и механические механизмы).
V. 5. ЛИТЕРАТУРА.
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология. Учебник для стоматологических факультетов медицинских вузов. / под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина. –Т.2 –М.: МЕДпресс, 2000. – с. 170-183.
3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских ВУЗов./ под ред.А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада Х, 2000г., стр. 418-421.
б) дополнительная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. В 2т.. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002г., т.2, стр. 106-107, 140-157.
2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских ВУЗов./ под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. – Томск: ТГУ, 1994. – с.294-298, 307-313.
3. Патологическая физиология./ под ред. чл.-корр АМН СССР Н.Н.Зайко. – К.: Вища школа, 1994г., стр. 365-377.
4. В.В.Мурашко, А.В.Струтынский. Электрокардиография. - М.: ООО «МЕДпресс»;- Элиста: АПП «Джангар» 1998, с. 7 - 26, 59 - 115, 123 - 147, 154 – 186, 201-229, 234-251.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1) Сердечная недостаточность и причины ее развития.
2) Сердечные механизмы (резервы), противостоящие развитию сердечной недостаточности.
3) Резервы ударного объема и сердечной производительности.
4) Стадии компенсаторной гиперфункции сердца и механизмы ее развития.
5) Механизмы развития прогрессирующего кардиосклероза гипертрофированного миокарда.
6) Общие механизмы развития сердечной недостаточности.
7) Основные этапы нарушения обмена энергии, обусловливающего сердечную недостаточность.
8) Механизмы снижения сердечной деятельности при нарушениях обмена натрия, калия, кальция.
9) Основные внесердечные компенсаторные механизмы, включающиеся при сердечной недостаточности.
10) Основные причины и механизмы развития сосудистой формы недостаточности кровообращения.
11) Основные причины и механизмы развития перикардиальной формы недостаточности общего кровообращения.
12) Механизмы развития расстройств гемодинамики согласно теории недостаточности сердечного выброса.
13) Механизмы развития сердечной недостаточности при врожденных и приобретенных пороках сердца.
14) Принципы патогенетической коррекции сердечной недостаточности.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Представить в виде схем:
1. Патогенез развития функциональных расстройств при сердечной недостаточности.
2. Этиологию и патогенез обморока.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ.
1. Проверка выполнения обязательного задания
2. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
3. Определение работы изолированного сердца при различных нагрузках и при патологии согласно ООД.
4. Самостоятельное решение проблемных задач.
5. Индивидуальный анализ ЭКГ больного
6. Фронтальный разбор решений проблемных задач и заключения по ЭКГ.