Нaрушения сосудистого тонуса.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Артериальная гипертония, атеросклероз и ишемическая болезнь сердца занимают первое место в структуре заболеваемости и смертности населения Земли. Сердечно-сосудистые заболевания сопровождаются расстройством функций всех органов и систем организма. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития этой патологии необходимо врачу любой специальности
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- определение понятий "гипертоническая болезнь" и "симптоматическая гипертония", виды симптоматических гипертоний;
- этиологию и патогенез основных форм гипертонической болезни и симптоматических гипертоний;
- причины возникновения и механизмы развития острых и хронических гипотоний
- основные экспериментальные модели артериальной гипертензии;
- быть готовым к написанию заключения по ЭКГ больного.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала темы студентам необходимо знать:
- основные факторы поддержания уровня АД: объем циркулирующей крови, сосудистый тонус, сердечная деятельность и их взаимодействие;
- нервные и гуморальные механизмы регуляции уровня АД.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Определение понятия "гипертоническая болезнь" (эссенциальная гипертония). Классификация: фазы гипертонической болезни (развития и стабилизации), гемодинамические формы гипертонической болезни, патогенетические формы гипертонической болезни (норморенинная, гиперренинная и гипоренинная).
2. Этиология гипертонической болезни.
А. Причинные факторы, вызывающие перенапряжение нервно-психической деятельности: психическая травма, длительные отрицательные эмоции, климакс, посткоммоционные состояния.
Б. Предрасполагающие наследственные или приобретенные факторы: дефект депонирования норадреналина в симптоматических терминалях, снижение функции почечной антигипертензивной системы, пониженная активность почечных симпатических нервов или пониженная чувствительность почечных альфа-адренорецепторов, возрастное повышение задержки натрия и воды в организме и в сосудистой стенке.
3. Общие механизмы развития гипертонической болезни: а) перенапряжение и истощение корковых процессов регуляции, б) развитие инертного возбуждения в вегетативных центрах гипоталамуса и продолговатого мозга, в) нейрогенное повышение тонуса сосудов, г) включение почечно-надпочечниковой гипертензивной системы, д) изменение обмена натрия и воды в организме, е) гиперкинезия сердца. Особенности патогенеза различных форм гипертонической болезни.
4. Симптоматические гипертонии: рефлексогенные, центрогенные, эндокринные, почечные и гемодинамические. Механизмы их развития.
5. Острые формы гипотонии: шок, коллапс, обморок.
А. Шок, определение понятия, этиология (причинные факторы и способствующие условия). Стадии развития шока (эректильная и торпидная). Патогенез шоковых состояний (перевозбуждение и истощение ЦНС, нарушение регуляции функций всех органов и систем организма).
Б. Коллапс, определение понятия. Этиология и механизмы развития (перенапряжение и истощение компенсаторных механизмов и сосудодвигательного центра, расстройство регуляции сосудистого тонуса).
В. Обморок, определение понятия, этиология (разрешающие факторы и способствующие условия). Патогенез обморока (острое реактивное торможение симпато-адреналовой системы и угнентение компенсаторных механизмов, резкое преобладание холинергических влияний на сердце и сосуды).
6. Хронические формы гипотонии: а) наследственно-конституциональная, б) симптоматическая, в) гипотоническая болезнь. Этиология гипотонической болезни (непосредственно действующие факторы и предрасполагающие состояния организма). Патогенез гипотонической болезни (истощение нервных и гормональных механизмов поддержания сосудистого тонуса, гипокинезия сердца).
7. Принципы патогенетической коррекции нарушений сосудистого тонуса: нормализация психоэмоциональной сферы, воздействие на сосудодвигательный центр и тонус сосудов, регуляция водно-солевого обмена и объема циркулирующей крови.
8. Экспериментальные модели гипертонии: рефлексогенные, центрогенные, почечные и эндокринные.
V. ЛИТЕРАТУРА.
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология. Учебник для стоматологических факультетов медицинских вузов. / под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина. –Т.2 –М.: МЕДпресс, 2000. – с. 183-203
3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских ВУЗов./ под ред.А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада Х, 2000г., стр. 410-417.
б) дополнительная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. В 2т.. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002г., т.2, стр. 122-139.
2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских ВУЗов./ под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. – Томск: ТГУ, 1994. – с.313-317.
3. Патологическая физиология./ под ред. чл.-корр АМН СССР Н.Н.Зайко. – К.: Вища школа, 1994г., стр. 381-389.
4. М.С.Кушаковский Гипертоническая болезнь. – С.-Пб.: АО «Сотис», 1995.
5. В.В.Мурашко, А.В.Струтынский. Электрокардиография. - М.: ООО «МЕДпресс»;- Элиста: АПП «Джангар» 1998, с.7 - 26, 59 - 115, 123 - 147, 154 – 186, 201-229.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1) Определение понятия "гипертоническая болезнь" и "симптоматическая гипертония".
2) Гемодинамические формы гипертонической болезни.
3) Причины и предрасполагающие факторы гипертонической болезни.
4) Общие патогенетические механизмы развития гипертонической болезни.
5) Основные механизмы действия катехоламинов в патогенезе гипертонии.
6) Роль натрия в развитии гипертоний.
7) Роль почечных механизмов в развитии гипертонии.
8) Особенности патогенеза гипоренинной формы гипертонической болезни.
9) Механизмы развития симптоматических гипертоний.
10) Основные формы хронической гипотонии и механизмы их развития.
11) Причины возникновения и механизмы развития шоковых состояний.
12) Причины возникновения и механизмы развития коллапса.
13) Причины возникновения и механизмы развития обморока.
14) Принципы патогенетической коррекции нарушений сосудистого тонуса.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Составить и записать схемы этиологии и патогенеза гипоренинной и гиперренинной форм гипертонической болезни.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ.
1. Проверка выполнения обязательного задания
2. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
3. Самостоятельное решение проблемных задач.
4. Индивидуальный анализ ЭКГ больного.
5. Фронтальный разбор решений проблемных задач и заключений по ЭКГ.