Результаты проведения реанимации при асфиксии
№ вариантов опыта | Длительность закрытия дыхательных путей | Время начала реанимационных мероприятий | Характер и объем реанимационных мероприятий | Результаты реанимации |
До окончания экспираторной одышки | Сразу после восстановления проходимости дыхательных путей | Восстановление проходимости дыхательных путей | ||
До полного прекращения терминального дыхания | Через 1 мин после прекращения терминального дыхания | Восстановление проходимости дыхательных путей, вдувание воздуха в легкие и ритмичное сдавливание грудной клетки | ||
До полного прекращения терминального дыхания | Через 3 мин после прекращения терминального дыхания | Восстановление проходимости дыхательных путей, вдувание воздуха в легкие и ритмичное сдавливание грудной клетки |
Анализ полученных результатов. Объяснить механизмы, обеспечивающие особенности восстановления дыхания в зависимости от времени начала реанимации, а также от характера и объема реанимационных мероприятий. Сделать вывод.
Оформление протокола. Протокол оформить по форме представленной работы и сделать общее заключение об эффективности реанимационных мероприятий.
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Этиология как учение о причинах и условиях возникновения болезней является ведущим разделом медицины и имеет большое значение в практической деятельности врача. Знание причин и условий возникновения болезней обеспечивает успешное лечение и особенно профилактику заболеваний. Изучение общей этиологии позволяет выяснить роль причины, условий и реактивности организма в возникновении болезней, а также уяснить патофизиологическую основу профилактики различных заболеваний.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- определение понятия "этиология" и классификации причин болезней,
- основные механизмы действия социальных факторов как этиологического фактора возникновения болезней,
- роль причины, условий и реактивности организма в возникновении болезни.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения темы "Общая этиология" студент должен иметь четкое понимание общебиологического закона о детерминизме и знать особенности биологической и социальной эволюции человека.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Причины возникновения болезней. Классификация причин болезней: по свойствам этиологического фактора (механические, физические, химические, биологические), по характеру ответной реакции организма на действие раздражителей (патогенные, "индифферентные" и "психогенные" факторы). Относительность понятия "болезнетворный фактор". Значение слова в развитии болезни (ятрогенные заболевания).
2. Условия возникновения болезни, внешние и внутренние. Механизмы влияния условий внешней среды на возникновение, течение и исход болезни.
3. Социальные факторы в возникновении болезней. Роль производственных отношений, научно-технического прогресса в возникновении болезней и эволюции заболеваемости населения.
4. Роль причин, внешних условий и реактивности организма в возникновении болезней. Проблема полиэтиологичности в патологии.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: МЕДпресс, 1998. – Т.1 - С. 17-30.
б) дополнительная:
1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. - Т. 1. – С. 37-40, 44-45.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 18-19.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 8-11.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Определение понятия "этиология" и обоснование основных его положений.
2. Значение причины и условий в возникновении болезней.
3. Современное понимание роли "внешних" и "внутренних" причин в возникновении болезней.
4. Характеристика классификаций причин болезни.
5. Механизмы действия "индифферентного" фактора.
6. Роль социальных факторов в возникновении и предупреждении болезней.
7. Проблема полиэтиологичности в патологии.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Схематично изобразить роль причинного фактора, условий и организма в возникновении патологии.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы в объеме вопросов самоконтроля.
3. Самостоятельное выполнение студентами экспериментальных работ.
4. Самостоятельное решение проблемных задач.
5. Фронтальный разбор решений проблемных задач.
ООД
к выполнению работы "Зависимость тяжести поражения
от силы чрезвычайного раздражителя"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Анализ результатов опыта. 4. Оформление протокола. | 1. Лягушку декапитировать, положить на левую ладонь вниз животом и краниальным концом к себе. Ввести остроконечную браншу в пищевод, сделать продольные разрезы по околопозвоночным линиям и удалить позвоночник. Лягушку положить на дощечку расправить пищевод и слизистую его промыть физ. раствором (0,6% раствором хлорида натрия). 2. Определить время движения кусочка пробки от голосовой щели до входа в желудок. Затем последовательно подействовать на слизистую 10%, 50% и 96% спиртом и вновь после каждого воздействия определить время движения пробки. Перед действием спиртом новой концентрации слизистую необходимо отмывать физиологическим раствором. 3. Результаты опыта объяснить, исходя из механизмов действия спирта на биологические субстраты. 4. Протокол оформить по рекомендуемой схеме, данные представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод. |
ООД
к выполнению работы "Зависимость характера и тяжести поражения
от природы и силы патогенного фактора"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Выполнение эксперимента. 2. Анализ результатов опыта. 3. Оформление протокола. | 1. После выполнения предыдущей работы препарат лягушки уложить на дощечке и нанести на кожу голени одной лапки каплю 10% раствора кислоты, на кожу голени второй лапки - 10% раствор щелочи. Одновременно на кожу бедер нанести по капле концентрированной кислоты и щелочи. Через 10 мин экспозиции изучить характер и выраженность поражений кожи и подлежащих тканей; определить глубину и обширность некроза. 2. Объяснить особенности поражения тканей, исходя из характера взаимодействия кислот и щелочей с живыми тканями. 3. Данные представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод. |
ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Патогенез – это учение о механизмах и общих закономерностях развития, течения и исхода заболевания. Знание общих закономерностей развития болезни имеет большое значение для практической медицины, т.к. это позволяет проводить рациональное лечение больных. Значение патогенетической терапии, т.е. целеустремленного и сознательного вмешательства в механизмы течения болезни, резко возрастает в тех случаях, когда применение этиологической терапии невозможно. Эффективность патогенетической терапии определяется знанием конкретных и общих механизмов развития болезни.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- роль этиологического фактора в патогенезе;
- характер первичного повреждения и роль его локализации в патогенезе;
- роль морфологических и функциональных изменений в патогенезе;
- сущность основного звена патогенеза, причинно-следственные отношения и значение "порочного круга" в патогенезе;
- общие патогенетические механизмы и их взаимодействие в развитии болезни;
- взаимоотношения между разрушительными и защитно-приспособи-
тельными механизмами в патогенезе;
- механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций организма.