По оценке санитарно-гигиенического состояния объекты санитарного надзора распределяют на три группы.
Первая группа - санитарное состояние отвечает санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормам и правилам, отсутствуют превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ или предельно допустимых уровней (ПДУ).
Вторая группа - санитарно-гигиеническое состояние не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и правилам, но отсутствует превышение ПДК или ПДУ.
Третья группа - санитарное состояние объектов не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и правилам, при этом имеет место превышения ПДК и ПДУ.
При осуществлении текущего санэпиднадзора заполняют многочисленные учетные документы, а именно:
-акт санитарного обследования;
-акты отбора проб воды, пищевых продуктов, кулинарных изделий;
-акт расследования профотравления и профзаболевания;
-протоколы исследований питьевой воды, воздуха населенных пунктов, воздуха закрытых помещений, грунта, измерений шума и вибрации и т.п..
Административно-правовая деятельность СЭС включает в себя:
-констатация факта нарушение санитарного законодательства
-рекомендация мероприятий по улучшению состояния здоровья и окружающей среды
-применение мер принуждения относительно улучшения состояния здоровья и окружающей среды
Методы работы врачей.
-Динамическое санитарное и эпидемиологическое наблюдение за территорией, отдельными объектами (с целью гигиенической и эпидемиологической оценки и прогнозирования, планирования профилактических мероприятий
-Лабораторные и инструментальные исследования
-Экспертные оценки санитарно-эпидемической ситуации
-Статистический метод (с целью оценки состояния здоровья населения, анализа эпидемических процессов, оценки объема и качества работы СЕС, анализа эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
-Социологический метод (опрос, анкетирование с целью получения информации для медико-социального анализа)
Обеспечение санитарного и эпидемического благополучия зависит от согласованных действий учреждений здравоохранения разных служб и ведомств и органов власти.
Органы и учреждения государственной санэпидслужбы выполняют координирующую, организаторскую и контролирующую функции относительно проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения.
Выполнение их требует сотрудничества с исполнительной властью, с экологической и ветеринарной инспекциями, Госстандартом, Госатомнадзором, и санэпидслужбами других министерств и ведомств.
Общая работа органов и учреждений санэпидслужбы, других ведомств и служб требует четкого распределения функций, прав и обязанностей сторон. Это касается также согласование действий разных учреждений системы здравоохранения. Например, осуществление противоэпидемических мероприятий требует определение ответственности и обязанностей ЛПУ и СЭС:
Взаимодействие СЭС
с лечебно-профилактическими учреждениями
№ пп | Элементы взаимодействия | |
СЭС | ЛПУ | |
При осуществлении противоэпидемиологических мероприятий | ||
1. | Учет инфекционных заболеваний | Ранняя диагностика инфекцион-ных заболеваний |
2. | Анализ инфекционной заболевае-мости | Обеспечение изоляции инфекци-онных больных (при необхо-димости — изоляция их) |
3. | Эпидемиологическое обследова-ние очага инфекционного за-болевания | Лечение больных дома (если это целесообразно |
4. | Лабораторное обследование кон-тактных лиц | Своевременное направление в СЭС экстренного сообщения |
5. | Эвакуация инфекционных боль-ных | Наблюдение за лицами, которые контактировали с инфекционным больным |
6. | Контроль проведения профилак-тических прививок | Организация текущей дезинфек-ции |
7. | Снабжение препаратами для профилактических прививок, контроль за их надлежащим сохранением и использованием | Проведения профилактических прививок |
8. | Контроль за проведением текущей дезинфекции и проведение заключительной дезинфекции в очагах инфекционных забо-леваний | Проведение дегельминтизации на-селения |
9. | Контроль за соблюдением в стационарах противоэпидемичес-кого режима | Соблюдение противоэпидемичес-кого режима в стационаре |
При осуществлении мероприятий первичной профилактики | ||
10. | Участие в формировании здорового образа жизни | -Участие в формировании здорового образа жизни -Активное наблюдение за состоянием здоровья населения |
11. | Разработка мероприятий оздоровления окружающей среды и производственной среды, контроль за их проведением | -Выявление факторов риска возникновения заболеваний -Проведение медицинских профилактических осмотров |
Основы планирования здравоохранения
Многочисленные ответственные и многоплановые задачи, которые должны выполнять органы и учреждения санэпидслужбы, обуславливают необходимость планирования не только собственной работы. Возникает потребность разработки санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер для разных служб, ведомств, предприятий, организаций.
В связи с этим разрабатываются планы-задания для определенных объектов с целью обеспечения такой их деятельности, которая бы не создавала опасности для здоровья населения.
Необходимо также координировать усилие учреждений санэпидслужбы и лечебно-профилактических учреждений, других служб и ведомств.
Все эти факторы обуславливают потребность составления разных планов.
По объему и направленности различают такие виды планов'.
-планы по санэпидслужбе;
-комплексные планы санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
-план-задания для отдельно значимых объектов.
По времени выполнения планы могут быть
текущие и перспективные,
по принципам разработки — функционально-отраслевые и проблемно-тематические.
При планировании собственной работы чаще применяют функционально-отраслевой подход. Например, планируя работу определенной СЭС на год, разрабатывают конкретные мероприятия для каждого подразделения, с детализацией сроков выполнения.
На основе плана работы СЭС составляют оперативные (поквартальные, ежемесячные) планы подразделений, индивидуальные планы-графики работы сотрудников.
Планы-задания разрабатывают для отдельных объектов в случае, если нужно предусмотреть проведение санитарно-технических мероприятий, которые требуют определенных ассигнований. При их составлении целесообразно определять срок выполнения конкретных мероприятий, исходя из реальности их осуществления. Тем не менее, при определении сроков надо учитывать также значимость запланированных мероприятий по влиянию их на окружающую среду, на состояние здоровья работающих на том или другом объекте, на населении.
Комплексные планы составляются как проблемно-тематические, поскольку в их выполнении должны принимать участие учреждения санэпидслужбы, лечебно-профилактические учреждения, предприятия разных областей и т.п.. .
Контрольные вопросы
1.История становления сан-эпидслужбы.
2.Номенклатура учреждений санитарно-эпидемиологической службы Украины.
3.Нормативно-правовая база сан-эпидслужбы.
4.Основные принципы санитарно-эпидемиологического обеспечения:
5.Категории СЭС определяются в зависимости от количества населения. Структура городской СЭС
6.Задача сан-эпидслужбы.
7.Основные задачи государственного сан.-эпид. надзора:
8.Методы работы врачей.
9.Основы планирования санитарно-эпидемиологической службы Украины.
Приложение 1
ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
а)органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы системы МОЗ:
-главное санитарно-эпидемиологическое управление МОЗ;
-управление по медицинским проблемам аварии на Чернобыльской АЭС МОЗ;
- центральная санитарно-эпидемиологическая станция МОЗ;
-Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция;
-областные, городские, районные и районные в городах санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные станции;
-центральная санитарно-эпидемиологическая станция на железнодорожном транспорте (СЭС на железных дорогах, линейные СЭС на железных дорогах);
-центральная санитарно-эпидемиологическая станция на воздушном транспорте;
-центральная санитарно-эпидемиологическая станция на водном транспорте (СЭС бассейнов и портов);
-санитарно-карантинные подразделения;
-специализированные учреждения и учреждения МОЗ для борьбы с особо опасными инфекциями;
-санитарно-эпидемиологические станции объектов, которые имеют особый режим работы;
б) Санитарно-эпидемиологические учреждения, соединения, части и подразделения ГСЭ службы Минобороны, МВД, СБУ.
Приложение 2