Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью челове­ка, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«На территории Российской Федерации действуют федераль­ные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным осу­ществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Содержание

1. Общие положения и область применения ........................................................5

2. Требования к участку .........................................................................................7

3. Требования к зданию...........................................................................................7

4. Требования к воздушно-тепловому режиму.....................................................8

5. Требования к естественному и искусственному освещению .........................9

6. Требования к санитарно-техническому оборудованию...................................9

7. Требования к оборудованию помещений.......................................................10

8. Гигиенические требования к режиму дня.......................................................11

9. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий.............................................................................…..12

10. Требования к организации питания...............................................................13

11 .Требования к санитарному состоянию и содержанию оздоровительного учреждения...................................................................…………………………..18

12. Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала..........................................……….19

13.Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительном учреждении...............................................................................……..19

14. Требования к соблюдению санитарных правил и норм..............................21

Приложение I. Акт приемки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием.......................................................................................................…….22

Приложение 2. Таблица выхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке (% от массы блюда до тепловой обработки).................………24

Приложение 3. Нормы питания детей и подростков в

оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей.......................25

Приложение 4. Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов............................................................................................................……..26

Приложение 5. Сроки хранения и реализации скоропортящихся продуктов...............................................................................................................27

Приложение 6. Перечень педикулоцидных средств, допущенных к применению........................................................................................................…………..28

Приложение 7. Примерный набор медикаментов для оказания неотложной помощи..........................................................................................……………….29

Приложение 8. Примерный набор медикаментов и перевязочного материала из расчета на 100 детей в одну смену.............................................…………….30

Приложение 9. Список дезинфицирующих средств, разрешенных к применению........................................................................................................…………..32

Приложение 10. Рекомендуемые учебный план и программа по гигиеническому обучению лиц, отъезжающих в летние оздоровительные учреждения...........................................................................……………………..34

Список литературы...........................................................................................….35

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохране­ния Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

4 октября 2000 г.

Дата введения: 2 февраля 2001 г.

2.4.4. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул

Санитарно-эпидемиологические правила

СП 2.4.4.969-00

Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) определяют гигиенические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима в оз­доровительных учреждениях с дневным пребыванием детей, направ­ленные на оздоровление детей и подростков в период каникул.

1.2. Санитарные правила распространяются на все (кроме пала­точных) оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей и подростков, независимо от их подчиненности и форм собст­венности.

1.3. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей организуются для обучающихся I-IX классов образовательных учреждений всех видов собственности на время летних, осенних, зимних и весенних каникул. Вместимость оздоровительного учреж­дения - не более 250 человек.

Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обу­чающихся одной или нескольких близлежащих школ, подразделя­ются на отряды (группы) не более 25 человек для обучающихся I - IV классов и не более 30 человек для обучающихся V - IX классов. Могут создаваться профильные учреждения юных техников, моря­ков, туристов, натуралистов, спортсменов и другие, объединяющие детей по интересам.

1.4. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей организуются на базе общеобразовательных учреждений, учре­ждений дополнительного образования детей, спортивных сооруже­ний и других при наличии санитарно-эпидемиологического заклю­чения о соответствии их санитарным правилам.

Допускается организация оздоровительных учреждений с дневным пребыванием для детей в возрасте до 10 лет на базе временно не функ­ционирующих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

На базе оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей могут организовываться специализированные смены (группы) с соблюдением требований настоящих санитарных правил и по со­гласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора (да­лее - ЦГСЭН).

Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием подраз­деляются на:

• учреждения с пребыванием детей до 14.30 дня и организаци­ей 2-х разового питания;

• учреждения с пребыванием детей до 18.00 дня и организаци­ей 3-х разового питания, а также организацией дневного сна для детей до 10 лет.

Для оздоровления детей не используются учреждения:

• относящиеся по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия к 3-ей группе;

• расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных организаций.

1.5. Продолжительность смены в оздоровительном учреждении определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня; осенью, зимой и весной не менее 7 дней.

Перерыв между сменами в летнее время для проведения гене­ральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

1.6. Приемка оздоровительного учреждения осуществляется комиссией за 3 - 5 дней до его открытия, в состав которой входят представители госсанэпиднадзора, с последующим оформлением акта.

1.7. Открытие оздоровительного учреждения осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соот­ветствии его санитарным правилам перед началом каждой оздоро­вительной смены.

1.8. Руководитель оздоровительного учреждения должен не­медленно информировать территориальный центр госсанэпиднадзора о случаях возникновения групповых инфекционных заболева­ний, об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, кана­лизации, технологического и холодильного оборудования.

Требования к участку

2.1. Участок оздоровительного учреждения должен быть благоустроен, озеленен, иметь удобные подъездные пути и разделен на зоны (физкультурно-оздоровительную, административно-хозяй­ственную, для отдыха), с оборудованием площадок для отдыха, за­нятий спортом, игр детей.

На территории участка оздоровительного учреждения предусматриваются средства защиты от солнца.

2.2. Для оздоровления детей целесообразно использовать парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, бас­сейны, естественные водоемы.

2.3. Используемое спортивное и игровое оборудование должно быть безопасно, исправно, надежно, устойчиво закреплено и соот­ветствовать росту и возрасту детей.

Требования к зданию

3.1. Оздоровительное учреждение следует размещать не выше третьего этажа.

Набор помещений оздоровительного учреждения должен включать: игровые комнаты, помещения для занятий кружков, спальные комнаты для дневного отдыха детей, медицинский каби­нет, спортивный зал, пищеблок, раздевалку для верхней одежды, кладовую спортинвентаря, игр и кружкового инвентаря, библиоте­ку, помещение санитарной комнаты, санузлы и умывальники.

В зависимости от климатических и географических условий необходимо предусмотреть помещение для сушки одежды и обуви.

Площади, оборудование и отделка помещений должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к детским оздоровительным учреждениям.

3.2. Размещение детей в спальных комнатах проводится из рас­чета не менее 3 м2 на 1 человека, но не более 15 человек в одном помещении. Спальные помещения для мальчиков и девочек устраива­ются раздельными независимо от возраста.

3.3. Игровые (из расчета не менее 1 м2 на 1 человека) и кружко­вые комнаты (из расчета 1 помещение площадью не менее 36 м2 на 50 человек) располагаются в помещениях, площадь и конфигурация которых могут обеспечить правильную расстановку мебели, благо­приятные условия для зрительной работы.

3.4. В кружковых помещениях должна быть полностью исклю­чена возможность поражения детей электрическим током, химика­тами, взрывчатыми веществами и другими вредными и поражаю­щими факторами.

Работа в слесарных, столярных, скульптурных, художественных мастерских проводится детьми только в спецодежде.

3.5. Стены и полы помещений оздоровительных учреждений долж­ны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Покрытие полов игровых, кружковых, спальных, медицинских, спортивных помещений, коридора и других помещений для пребы­вания детей допускается дощатое, паркетное или из линолеума и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.

Полы в помещениях пищеблока, душевых и санитарных узлах выстилают керамической или мозаичной шлифованной плиткой.

Требования к воздушно-тепловому режиму

4.1. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Наличие сетки на окнах, фрамугах в летнее время обяза­тельно.

4.2. Окна помещений, кроме ориентированных на северные румбы горизонта, во избежание перегрева, оборудуются солнцеза­щитными устройствами или шторами.

4.3. В игровых комнатах, помещениях кружков, спальнях следу­ет соблюдать режим проветривания. Сквозное проветривание про­водится в отсутствии детей, одностороннее - в присутствии детей. Длительность проветривания зависит от сезона года, температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения.

Температура воздуха в спальных, игровых, кружковых поме­щениях должна быть не ниже +18 °С (при ленточном остеклении +20 °С); в спортзале - не ниже +17 °С.

В основных помещениях оздоровительного учреждения относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40 - 60 %.

4.4. Санузлы оборудуются канальной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.

Требования к естественному и искусственному освещению

5.1. Все основные помещения оздоровительных учреждений должны иметь естественное освещение.

5.2. Искусственное освещение должно обеспечивать следующие уровни освещенности в зависимости от назначения помещений:

Наименование поме­щений Освещенность (в лк) Поверхность, к ко­торой относятся нормы освещенно­сти
при люм. лампах при лампах накаливания
кружковые (игровые) комнаты на рабочей поверх­ности стола
спальные комнаты на уровне 0,5 м от пола
физкультурный зал пол
рекреации пол

5.3. Для общего освещения кружковых и других помещений рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛБ (белого цвета) и ЛЕ (естественного цвета).

При использовании в качестве источников света ламп накали­вания наличие плафонов обязательно. В спальных помещениях до­пускаются плафоны закрытого типа.

5.4. Светильники необходимо очищать перед началом работы оздоровительного учреждения. Дети и подростки к данной работе не привлекаются.

Неисправные люминесцентные лампы собираются и хранятся до сдачи в местах, недоступных детям.

Требования к санитарно-техническому оборудованию

6.1. Здание оздоровительного учреждения должно быть обору­довано водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией.

В случае их отсутствия выбор источника водоснабжения и спо­собы удаления нечистот и отходов подлежат согласованию с терри­ториальным центром госсанэпиднадзора.

Предусматривается наличие резервных источников горячей во­ды на пищеблоке.

6.2. Оздоровительные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требова­ниями, предъявляемыми к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

6.3. Здания оздоровительных учреждений должны быть обору­дованы только системами центрального отопления и вентиляции. Печное и газовое отопление не используется.

6.4. В зависимости от метеоусловий в качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками, кроме вы­полненных из древесно-стружечных плит, а также других материа­лов, при нагревании которых может происходить эмиссия вредных веществ в воздух помещения.

6.5. Перед обеденным залом оборудуются умывальники (с под­водкой горячей и холодной воды) из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест. Каждый умывальник обеспечивается мылом, электрополотенцами или бумажными рулонами, или индивидуаль­ными полотенцами.

6.6. Санитарная комната (для мытья ног перед сном) оборуду­ется скамейками, емкостью для теплой воды, тазами, ковшиками, деревянными решетками.

6.7. Санитарные узлы организуются раздельными для мальчи­ков и девочек из расчета 1 очко на 15 - 20 человек.

Требования к оборудованию помещений

7.1. Спальни оборудуют стационарными одноярусными крова­тями или раскладушками с твердым покрытием.

При организации спальных помещений на базе ДОУ (в соот­ветствии с п. 1.3 настоящего документа) допускается использование встроенных 2-х ярусных кроватей.

Стационарные 2-х и 3-х ярусные кровати не используются.

7.2. Каждое спальное место обеспечивается комплектом по­стельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, байковое или шерстяное одеяло) и не менее чем 1 комплектом по­стельного белья (наволочка, простыня, пододеяльник, 2 полотенца).

7.3. Смена постельного белья проводится по мере загрязнения, но не реже чем один раз в 7 дней. По согласованию с территориальными ЦГСЭН стирка постельного белья может осуществляться индивидуаль­но родителями детей, находящихся в оздоровительном учреждении.

7.4. Гардеробные оборудуются вешалками или шкафами для верхней одежды детей и персонала.

7.5. Помещения для кружковой работы и игровые оборудуются столами и стульями с учетом видов деятельности в соответствии с ростовыми данными детей.

Табуретки, скамейки, лавки вместо стульев не используются.

7.6. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в игровой комнате телевизора с рядами стульев. Расстояние от экрана телевизора до первых рядов стульев должно быть не менее 2 метров.

8. Гигиенические требования к режиму дня

8.1. Режим дня в оздоровительном учреждении с дневным пре­быванием разрабатывается в соответствии с гигиеническими требо­ваниями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрас­тных групп и предусматривает максимальное пребывание их на све­жем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, куль­турных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регу­лярное 3-х разовое питание (перерыв между приемами пищи не бо­лее 3,5 - 4,0 часов) и послеобеденный (дневной) сон для детей до 10 лет (в соответствии с п. 1.3 настоящего документа).

Режим дня разрабатывается с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года.

8.2. В оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей рекомендуется следующий режим дня:

Элементы режима дня Время проведения
пребывание до 14.30 пребывание до 18.00
Сбор детей, зарядка 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00
Утренняя линейка 9.00 - 9.15 9.00 - 9.15
Завтрак 9.15 - 10.00 9.15 - 10.00
Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций 10.00 - 12.00 10.00 - 12.00
Оздоровительные процедуры 12.00 - 13.00 12.00 - 13.00
Свободное время 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30
Обед 13.30 - 14.30 13.30 - 14.30
Уход домой (для ОЗ площадок) 14.30  
Послеобеденный (дневной) сон   14.30 - 15.30
Полдник   15.30 - 16.00
Культурно-массовые и спортивные меро­приятия, работа кружков и секций   16.00 - 18.00
Вечерняя линейка, уход домой   18.00

8.3. Все кружковые, секционные, клубные, экскурсионные, игро­вые, коммуникативно-познавательные, физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия, по возможности, следует проводить на воздухе, используя в ненастную погоду тенты, навесы, веранды.

8.4. Посещение одним ребенком более 2-х кружков (секций) раз­ного профиля не рекомендуется. В случае посещения ребенком 2-х кружков предпочтительно совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий не более 2 раз в неделю в одном кружке.

8.5. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет.

Для отдельных видов кружков (туристический, юных натурали­стов, краеведческий и т. п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.

8.6. Оптимальная наполняемость групп при организации круж­ковой, секционной, клубной и т. п. работы не более 15 человек, до­пустимая - 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, ор­кестровых и других).

8.7. После кружковой деятельности с ограниченной двигатель­ной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и т. п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе.

8.8. Организация занятий с использованием компьютерной тех­ники проводится в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычи­слительным машинам.

8.9. Суммарная продолжительность просмотра телепередач в день рекомендуется не более 1,5 часов для обучающихся I - IV клас­сов и не более 2,5 часов для обучающихся V - IX классов.

8.10. Дети и подростки к уборке санитарных узлов, мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов и коридоров), мытью окон, протирке светильников не привлекаются.

8.11. С учетом особенностей работы оздоровительного учреж­дения в режим дня могут быть внесены изменения по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.

9. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий

9.1. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

9.2. Физкультурно-оздоровительная работа согласуется с медицинским работником и предусматривает следующие мероприятия:

• утренняя гимнастика;

• занятия физкультурой в кружках, секциях, обучение плаванию;

• общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

• спортивные соревнования и праздники;

• занятия на тренажерах.

9.3. Спортивно-оздоровительные мероприятия могут прово­диться на базе стадиона и спортзала школы или школы-интерната, спортивных сооружений районного, местного или городского зна­чения, спортивных школ и других объектов, выделенных для оздо­ровительного учреждения.

9.4. Распределение на медицинские группы для занятий физ­культурой проводится медицинским работником. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без огра­ничения.

С детьми подготовительной медицинской группы проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости.

9.5. Для целенаправленного совершенствования функций и раз­вития мышечных групп в практику физического воспитания в дет­ских оздоровительных учреждениях необходимо внедрять тренаже­ры и тренажерные устройства.

Рекомендуется использование велотренажеров, гимнастических комплексов, переносных тренажеров и другого спортивного обору­дования.

Помимо помещений тренажеры можно устанавливать на от­крытых игровых и спортивных площадках, зонах здоровья.

Требования к организации питания

10.1. Питание детей и подростков организуется на базе столо­вой, работающей на сырье, столовой-доготовочной, или буфетной-раздаточной функционирующего учреждения, а также близлежащих объектов общественного питания при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, с выделением отдельного зала, инвентаря и посуды для детей и определения графика приема пищи.

10.2. Постоянный контроль за качеством поступающих продук­тов, сроком их реализации и условиями хранения осуществляет ме­дицинский работник или лицо его замещающее, прошедшее курс гигиенического обучения.

Периодический контроль осуществляется территориальным центром госсанэпиднадзора.

10.3. При организации питания детей следует руководствовать­ся примерным меню для загородных оздоровительных лагерей при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответст­вии его санитарным правилам.

При составлении меню не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня; одноименные блюда и гарниры в те­чение двух дней подряд. Меню-раскладка составляется с учетом норм питания.

10.4. На основании примерного меню могут быть разработаны и согласованы другие варианты рационов питания применительно к конкретным условиям и с учетом наличия продуктов.

10.5. В целях сохранения пищевой ценности продуктов и предупреждения пищевых отравлений следует соблюдать правильную технологию приготовления блюд.

10.6. Закладка продуктов проводится по весу согласно меню-раскладке в присутствии медицинского работника. При изготовле­нии штучных блюд (котлеты, сырники, булочки, пирожки и т. д.) взвешивание их проводится поваром до термической обработки. Запеканка, омлет, рулет нарезаются в готовом виде весом, указан­ным в меню-раскладке. Жидкие блюда раздаются по объему, а гар­нир по весу.

10.7. С-витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно из расчета

20 мг в летний период 50 мг в весенне-зимний для детей до 10 лет
25 мг в летний период 50 - 70 мг в весенне-зимний для детей старше 10 лет

Витаминизацию компотов следует проводить после их охлаж­дения до температуры от +12 до +15 °С перед реализацией.

Витаминизация готовых блюд проводится под контролем медицинского работника и регистрируется в специальном журнале.

10.8. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником. Оценка качества блюд проводится по органолептическим показателям (пробу снимают непосредствен­но из емкостей, в которых приготавливается пища). В бракеражном журнале необходимо отмечать закладку основных продуктов, вку­совые качества, готовность блюда и разрешение на выдачу.

10.9. Ежедневно оставляется суточная проба готовой пищи. От­бор и хранение суточных проб проводится под контролем медицин­ского работника. Пробу следует отбирать в объеме порции в стерильную банку с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посу­ду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 до +6 °С.

10.10. При наличии в оздоровительном учреждении столовой-доготовочной или сырьевой столовой медработник должен вести бракеражный журнал скоропортящихся продуктов, в котором отме­чается наименование поступившего продукта, его количество, но­мер накладной, срок реализации по накладной и реальный срок реализации продукта, остаток и его реализация.

10.11. В целях предупреждения возникновения и распростране­ния инфекционных заболеваний и массовых отравлений в питании детей:

а) не используются:

• остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приготовленную накануне;

• фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

• творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения);

• рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.);

• прокисшее молоко «самоквас»;

• напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;

• изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

• мясо, не прошедшее ветеринарный надзор;

• яйцо и мясо водоплавающих птиц;

• грибы;

• консервированные продукты домашнего приготовления;

• консервированные продукты в томатном соусе;

• порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста, сухие концентраты для приготовления гарниров.

б) не изготавливаются:

• сырковая масса, творог;

• макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мя­сом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмаг из сельди, залив­ные блюда (мясные и рыбные);

• макароны с рубленным яйцом, яичница-глазунья;

• кремы, кондитерские изделия с кремом;

• изделия во фритюре.

в) не включаются: острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов.

г) не принимается мясо 2 - 3 категории; непотрошеные куры;

недоброкачественные продукты; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и пр.); консервы с нарушением герметично­сти (бомбаж, хлопуши); овощи, фрукты, ягоды с признаками порчи;

продукты, поврежденные грызунами, а также загрязненные их испражнениями.

В зависимости от эпидемической ситуации по решению территориального центра госсанэпиднадзора перечень продуктов и гото­вых блюд, не используемых в оздоровительном учреждении с днев­ным пребыванием детей, может быть расширен.

10.12. Сметана, йогурт и творог, выработанные молокоперерабатывающими организациями в мелкой фасовке, не требуют специ­альной термической обработки.

10.13. Мясные, рыбные консервы в масле и собственном соку могут использоваться в течение оздоровительной смены несколько раз (в т. ч. при отсутствии натурального мяса и рыбы) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их са­нитарным правилам.

10.14. Хранение и реализация пищевых продуктов осуществля­ется в соответствии с действующей нормативно-технической доку­ментацией при соответствующих параметрах температуры и влаж­ности.

10.15. Неочищенные отварные овощи могут храниться не более 6 часов при температуре +2 - +6 °С, очищенные отварные овощи - не более 2 часов. Заправка салатов производится непосредственно перед их выдачей.

10.16. Хлеб хранят в лотках на стеллажах. Дверцы в шкафах для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции, уборка в шкафу проводится за 1 час перед каждой загрузкой хлеба с 1 %-ным рас­твором столового уксуса.

10.17. Колода для рубки мяса изготавливается из твердых по­род дерева, устанавливается на металлическую подставку, окраши­вается снаружи масляной краской в 2 слоя. По окончании работы рабочую поверхность зачищают ножом и посыпают солью (емкость с солью для обработки колоды хранится в мясном цехе), боковую часть моют горячей водой. При появлении глубоких зарубов разрубочную поверхность спиливают.

10.18. Разделочные доски и ножи маркируют: С (сельдь), PC (рыба сырая), КС (куры сырые), МС (мясо сырое), ОС (овощи сы­рые), РВ (рыба вареная), ОВ (овощи вареные), MB (мясо вареное), KB (куры вареные), Х (хлеб), Г (гастрономия). Доски изготавливают из твердых пород дерева.

Необходимо иметь достаточный запас разделочных досок и ножей. Разделочные доски очищают ножом, моют горячей водой с добавлением моющих средств, ошпаривают кипятком и хранят по­ставленными на ребро непосредственно на рабочих местах либо в подвешенном состоянии.

10.19. Количество комплектов посуды должно быть не менее 2-х по числу детей в смену. Посуду в процессе приема пищи не домывают.

Алюминиевая, дюралюминиевая посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи.

Допускается использовать столовую посуду из фаянса, фарфо­ра, мельхиора, эмалированную, из нержавеющей стали.

Не используется посуда с трещинами и отбитыми краями, а также эмалированная посуда с поврежденной эмалью.

В походных условиях допускается использование пластмассо­вой посуды, разрешенной к применению в установленном порядке.

10.20. Обработка посуды проводится после каждого приема пищи с использованием разрешенных в установленном порядке к применению для этих целей моющих и дезинфицирующих средств.

Мытье посуды проводится по этапам: мытье чайной посуды;

мытье столовой посуды; мытье столовых приборов; мытье кухонной посуды.

Для мытья посуды не используются: стиральный порошок, мо­чалки, губки. Допускается использование для этих целей металличе­ских и пластмассовых ершей (щеток).

10.21. Металлические ерши для мытья посуды, ветошь для протирания столов кипятят 15 мин или замачивают в 0,5 %-ном освет­ленном растворе хлорной извести, или замачивают 30 мин в 1 %-ном растворе хлорамина, сушат и хранят в специально отведенном мес­те. Ветошь, моющие средства, дезсредства (применяются по эпидпоказаниям) хранят в промаркированных емкостях. В моечных отде­лениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и ин­вентаря.

10.22. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт.

10.23. Содержание помещений пищеблока, его оборудование, производственный инвентарь, режим мытья посуды, а также хране­ние продуктов должны соответствовать гигиеническим требовани­ям, предъявляемым к организациям общественного питания, вклю­чая кондитерские цеха и организации, вырабатывающие мягкое мо­роженое.

11. Требования к санитарному состоянию и содержанию оздоровительного учреждения

11.1. Территория оздоровительного учреждения содержится в чистоте; в летнее время поливается водой, в зимнее - очищается от снега и льда.

Оборудование участка (столы, скамейки, физкультурное оборудование), во избежании травматизма, должно быть в исправном состоянии и надежно закреплено.

Мусоросборники ежедневно очищают при заполнении не более 2/3 объема.

11.2. Все помещения оздоровительного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, с протиранием подоконников, шкафов, столов и т. д. При уборке реко­мендуется использовать пылесосы. Уборка помещения проводится при открытых окнах и фрамугах в летний период и открытых фор­точках и фрамугах в другие сезоны.

11.3. Уборку помещений рекомендуется проводить: спальных помещений - после дневного сна; обеденного зала - после каждого приема пищи; физкультурного зала - после каждого занятия; ос­тальных помещений - по мере необходимости и в конце дня.

11.4. В умывальных и санитарных узлах проводят уборку по мере их загрязнения, но не реже 2-х раз в день горячей водой с при­менением моющих и дезинфицирующих средств. Унитазы обраба­тывают квачами (щетками) с использованием препарата «Санитар­ный» или 2 %-ном раствором соляной кислоты с последующим обильным промыванием их водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.

Санузлы убирают специально выделенным инвентарем (тряпки, ведра, щетки), который имеет сигнальную маркировку красного или оранжевого цвета и хранится отдельно от остального уборочного инвентаря в туалетной комнате в специальном шкафу.

11.5. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами.

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных помещениях, не доступных для детей; дезсредства хра­нят в темном месте, в темной посуде с плотно закрывающейся крышкой.

11.6. Генеральная уборка всех помещений проводится перед на­чалом и после окончания каждой смены.

11.7. Ремонтные работы в период функционирования оздоровительного учреждения не проводятся.

11.8. При проведении ремонтных работ в подготовительный период допускается применение отделочных материалов (лаков, красок, мастик, линолеума, отделочных плиток и др. синтетических отделочных материалов) разрешенных в установленном порядке.

12. Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала

12.1. Все работники оздоровительных учреждений проходят предварительный при поступлении на работу и периодические про­филактические медицинские осмотры в соответствии с порядком, определенным федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.

12.2. К работе с детьми в оздоровительных учреждениях допус­каются только сотрудники, привитые против дифтерии.

12.3. Работники оздоровительных учреждений проходят гигиеническую подготовку в установленном порядке.

12.4. Персонал оздоровительного учреждения должен соблю­дать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в гардеробной; коротко стричь ногти; после каждого посещения туалета тщательно мыть руки с мылом.

Медицинский персонал и работники пищеблока перед началом работы должны тщательно мыть руки с мылом, надевать спецодеж­ду и убирать волосы под колпак.

Персонал пищеблока не должен во время работы носить коль­ца, серьги, закалывать спецодежду булавками, покрывать ногти ла­ком, принимать пищу, курить на рабочем месте.

Все работники пищеблоков ежедневно осматриваются медра­ботником на наличие гнойничковых заболеваний и катаральных явлений. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, а также больные от работы отстраняются. Результаты осмотра заносятся в журнал установленной формы.

13. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительном учреждении

Наши рекомендации