Изучение жевательной эффективности проводят при помощи функциональных (жевательных) проб, позволяющих получить более правильное представление о нарушении этой функции.
Первая функциональная проба была разработана Христиансеном. Он предложил определять жевательную способность путем исследования степени измельчения пищи определенных консистенции и массы. Исследуемому давали жевать 5 г лесного или кокосового ореха. После 50 жевательных движений он выплевывал пищевую массу; ее высушивали и просеивали через сито для определения степени измельчения. Жевательную способность вычисляли по остатку на сите.
При пробе Мэнлипродолжительность жевания составляет 20
движений, тестовая порция - 3 г арахиса. Определяется отношение
массы, оставшейся в сите с диаметром круглых отверстий 2,4 мм
после просеивания под потоком воды и высушивания к общей массе
продукта, извлеченного из полости рта.
Далбергом была предложена следующая проба: тестовая порция 3г арахиса обрабатывалась в течение 40 жевательных движений. При анализе порция измельченного тестового материала просеивалась через набор сит с диаметром круглых отверстий от 10 до 1 мм с последующим перемножением массы полученных остатков на коэффициенты и вычислением соотношения площади поверхности измельченных
частиц к их объему.
С.Е.Гельман разработал и упростил методику жевательной пробы Христиансена. Вместо лесного ореха он взял 5 г миндаля, а вместо 50 движений предлагал больному жевать в течение 50 с. Дальнейшую разработку функциональной жевательной пробы проводил
И.С.Рубинов.Он считал, что разжевывание 5г ядер миндаля ставит
перед жевательным аппаратом задачу, выходящую за пределы нормы.
Поэтому И.С.Рубинов предлагает больному 0,8 г ореха, что примерно равно массе одного ядра миндаля. Пробу проводят следующим образом. Испытуемому дают 0,8 г лесного ореха и просят разжевывать его до появления рефлекса глотания. Как только у испытуемого появится желание проглотить разжеванный орех, ему предлагают выплюнуть содержимое в почковидный тазик. Время жевания ореха отсчитывают по секундомеру. В результате функциональной пробы получают два показателя: процент разжеванной пищи (жевательная способность) и время разжевывания. Исследования показали, что при ортогнатическом прикусе и интактных зубных рядах 0,8 г ореха полностью пережевывается за 14 с. По мере потери зубов время жевания удлиняется; одновременно увеличивается остаток на сите. При анализе результата пробы всегда следует учитывать время жевания и процент разжеванной пищи.
А.Н.Ряховский в 1992 году предложил следующую жевательную пробу. Продолжительность жевания - 20 жевательных движений. Анализ - определение полезной работы дробления, регистрация времени жевания и суммарной биоэлектрической активности жевательных мышц, с последующим вычислением жевательного эффекта, жевательной способности и жевательной эффективности.В качестве тестовой порции предлагались 2 цилиндра из 20% желатины диаметром 16 мм и высотой 10,5 мм. Энерготраты на жевание оценивались по суммарной биоэлектрической активности жевательных и височных мышц.
19. Роль органов полости рта и дыхания в формировании речи. Влияние стоматологических заболеваний на речеобразовательную функцию.
Речь - специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми, неразрывно связанная с сознанием, мышлением, всей психикой человека, с его трудовой деятельностью.
У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для речеобразования он использует органы дыхания, глотания и жевания. Однако для голосовой составляющей речи у человека имеется специализированный голосовой аппарат, куда относится гортань с имеющимися голосовыми связками. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы: 1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей) и 2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным относятся гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным - зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи. Все эти образования с точки зрения периферического механизма речеобразования можно представить как три взаимосвязанных отдела - генераторный, резонаторный и энергетический. Различают два генератора
- тоновый (гортань) и шумовой (за счет создания щелей в полости рта); два модулирующих резонатора - рот и глотка и один немодулирующий - носоглотка с придаточными полостями; два энергодатчика - скелетные межреберные мышцы, диафрагмы, живота и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева.
Акустические сигналы, производимые речью или пением, обладают двумя независимыми переменными параметрами, один из которых обеспечивает информацию о высоте звука, а другой - о его фонемном составе (характеристика гласного звука в слоге). Оба эти параметры обеспечиваются двумя различными механизмами. Первый контролирует высоту звука и называется фонацией, он локализован в гортани, его физической основой является колебание связок. Второй параметр, определяющий фонемную структуру звука, получил название артикуляции. Он работает в так называемом голосовом тракте, который охватывает глоточную, носовую и ротовую полости и сильно варьирует по форме. Его конфигурация может существенно меняться за счет изменения полости глотки, носоглотки и особенно полости рта. Изменение объема полости рта обусловлено положением языка и нижней челюсти, что обеспечивается мускулатурой неба, жевательных мышц и особенно мышцами языка. Язык может разделить полость рта на две части и занять во рту практически любое положение. Физической основой механизма артикуляции является резонанс полых пространств. Подтверждением наличия этих двух механизмов является шепотная речь. При шепоте нет звукового тона (голоса), т. е. фонация отсутствует и речь обеспечивается только лишь механизмом артикуляции.
Перед началом речи или пения происходит подготовка к выдоху. При этом голосовая щель закрыта или слегка приоткрыта. В результате этого в грудной клетке образуется высокое подсвязочное давление воздуха величиной около 40-60 Па (4-6 см вод. ст), но может достигать и 200 Па (20 см вод. ст.) и более. При закрытой голосовой щели голосовые связки под действием этого давления выгибаются, и в этот момент воздух проходит через голосовую щель в ротовую часть глотки. Голосовая щель является сужением на пути выдыхаемого воздуха, его скорость в ней значительно выше, чем в трахее. По закону Бернулли давление в голосовой щели при этом
снижается, она закрывается и весь процесс начинается сначала.
Так происходит колебание голосовых связок. Воздушный поток постоянно прерывается в ритме этих колебаний, образуя слышимый звук-голос с основной частотой (высотой). Поскольку открывание и закрывание голосовой щели не может синусоидально модулировать воздушный поток, возникающий звук является не чистым тоном, а смесью тонов, богатых гармониками, т. е. он содержит большое число обертонов, частота которых превышает основную частоту в 2, 3, 4, 5 и более раз. Наличие обертонов и придает голосу тот или иной тембр звука, определяющий индивидуальность человека. Число открываний и закрываний голосовой щели за единицу времени (основная часть звука) зависит в первую очередь от натяжения голосовых связок и во вторую - от подсвязочного давления. Оба эти параметра могут быть изменены произвольно в результате сокращения мышц гортани и грудной клетки. При этом усиление натяжения голосовых связок или повышение подсвязочного давления вызывает повышение высоты образующегося звука.. Таким способом основная высота звука при речи или пении может регулироваться сознательно.
Периодическое прерывание потока воздуха в голосовой щели - не единственное акустическое явление в фонации. В других местах голосового тракта за счет срабатывания механизма артикуляции образовывающиеся разного рода сужения щели или быстроослабляемые затворы при большой скорости выдоха создают турбулентные завихрения, производящие шум в широком диапазоне частот. Отдельные полости голосового тракта имеют различные собственные частоты колебаний в зависимости от их конфигурации в данный момент. Эти частоты проявляются, если приводят в колебательное движение воздух. Шум, возникающий в сужениях голосового тракта, и обогащенный обертонами звук голоса, формирующегося голосовыми связками, также содержат эти частоты. В этом случае голосовой тракт начинает резонировать, усиливает их до отчетливой слышимости. Каждая из полостей, образующаяся при различных конфигурациях голосового тракта, обладает специфической собственной частотой колебаний. При каждой артикуляционной позиции, т. е. при каждом особом положении челюстей, языка, мягкого неба, возникают специфические частоты и группы частот, которые становятся слышимыми, когда полости вступают в резонанс. Полосы частот, характерные для того иди иного положения голосового тракта, называются формантами. Они зависят только от конфигурации голосового тракта, а не от того, как формируется голос в гортани. Таким образом, каждая фонема, которая формируется, обладает определенным набором формант, форманты являются как бы акустическими эквивалентами отдельных гласных и некоторых согласных.
Шумовые компоненты согласных возникают вследствие трения струи воздуха при прохождении через суженный участок ротовой полости -фрикативные согласные, или отрывистого размыкания закрытой ротовой полости -взрывные согласные. К фрикативным согласным относятся звуки, производимые прохождением струи воздуха через щель, образованную приближением языка к верхним зубам (Д,
Т), к твердому небу (3, Ж,Ч, Ш), к мягкому небу (Г, К), через щель, образованную сближенными губами (В, Ф) или зубами (С,Ц). К взрывным согласным относятся звуки, образующиеся при отрывистом размыкании губ (Б, П).
Шепотная речь осуществляется без участия голосовых связок, т. е. состоит исключительно из шумовых звуков. Для произнесения шепотом тех или иных гласных и согласных звуков в голосовом тракте полости рта, глотки и носа в результате артикуляции придается такое положение, какое является характерным для этих звуков при обычном громком произношении. Проходящий через них воздух формирует "шепотной голос".
Контролирующим аппаратом речеобразования являются слуховые и мышечные рецепторы, которые входят в состав так называемых речеслухового и кинестетического (речедвигательного) анализаторов. Именно за счет слуховой и кинестетической импульсации осуществляется обратная афферентация, несущая в себе признаки слова. Звуковые и кинестетические рецепторы, осуществляя контроль, сами настраиваются на восприятие определенных параметров слова, именно за счет этой настройки и происходит целенаправленная селекция речи. Так, если человек неверно произнес какое-то слово, он сразу это воспринимает и в ходе речепроизводства его исправляет.
Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голосового тракта также оказывает определенное влияние на речепроизводство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах голосового тракта. Так, обильная секреция в носоглотке создает затруднение для воспроизводства носовых звуков, придает им оттенок гнусавости. Чрезмерное отделение слюны влияет на формирование всех звуков, в которых участвуют полость рта, зубы, язык и губы. Эта сфера уже стоматогенного аспекта речеобразования, на что врач-стоматолог должен обращать внимание.
Нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой группы, приводит к изменению и затруднению в формировании зубных звуков (Д, Т, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т. д. Патологические образования на спинке языка приводят к затруднению воспроизводства фрикативных звуков (3, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушения в области губ осложняют производство взрывных (Б, П), фрикативных звуков (В, Ф) и др. На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при открытом, перекрестном прикусах, прогнатии и прогении. Нарушения фонации при различных изменениях в полости рта получили соответствующие названия. Так, нарушение, связанное с расщелиной твердого неба, называется палатолалией. При аномалиях строения и функции языка возникающие артикуляционные растройства получили название глоссолалий. Неправильное строение зубов и их расположение в альвеолярных дугах, особенно передней группы (резцы, клыки), часто являются причиной дислалий. Все это должен учитывать врач-стоматолог при выполнении лечебных мероприятий в полости рта.
Особенно важно знание механизмов артикуляции для стоматолога-ортопеда. Производство съемных протезов, особенно при обширных адентиях или полном отсутствии зубов, приводит к изменению артикуляционных соотношений в полости рта, что, естественно, сказывается и на резонирующей функции голосового аппарата и, следовательно, на словообразовании. Завышение прикуса при протезировании, неправильная постановка искусственных зубов и даже хорошо изготовленный протез всегда на первых этапах привыкания к нему приводят к затруднению речеобразования. Часто у больных со съемными протезами проявляются те или иные признаки дислалий, которые выражаются в затруднении звукообразования фонем, дополнительного пришептывания, шепелявости, присвистывания и т. д. Все это необходимо учитывать при конструировании и создании зубных протезов, особенно людям, которые в своем трудовом процессе активно используют речь (артисты, певцы, лекторы, дикторы, педагоги).
Таким образом, зная механизмы работы системы речеобразования, ее компонентов, врач-стоматолог должен восстанавливать или предупреждать не только нарушение функции пищеварения в полости рта, но и функции речеобразования в так называемом стоматогенном аспекте, диагностируя причины дислалий, прогнозируя их проявление при терапевтических, хирургических и ортопедических вмешательствах.