Схема обследования больных страдающих заиканием
Схема обследования больных страдающих заиканием
I. Паспортные данные
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Дата и год рождения.
3. Место рождения.
4. Национальность, родной язык; язык на котором общаются в семье; возможное двуязычие.
5. Домашний адрес, номер телефона.
6. Место учёбы (класс, курс), место работы (занимаемая должность; профессия, специальность, полученные в учебном заведении), отсутствие работы.
7. Фамилия, имя, и отчество лиц, с которыми проживает больной.
8. Материальное положение семьи.
II. Жалобы
Задать больному вопрос «На что в связи с речью Вы жалуетесь?»
Выслушать всё, что расскажет пациент, обращая внимание на особенности его речи и поведение во время беседы.
III. Анализ жизни
(Желательна беседа с матерью больного, либо следует проанализировать её ответы на вопросы, заданные в письменной форме и заранее переданные специалисту пациентом).
1. Возраст родителей в момент рождения ребёнка.
2. Какая у матери беременность по счёту? (Если беременность не первая, чем оканчивались предыдущие беременности: роды; аборты; выкидыши и их причины).
3. Течение беременности (условия работы и жизни матери, возможные вредности: заболевания, травмы, психотравмы, химические и лучевые воздействия, отношения с мужем – отцом ребёнка и родственниками при совместном проживании, вредные привычки отца ребёнка, особенности течения беременности вне брака)
4. Роды (срочные, досрочные, с запаздыванием, нормальные, стремительные, затяжные, сухие, со стимуляцией и родовспомогательными средствами).
5. Состояние ребёнка в момент родов (нормальное – по заключению врача; травмы, асфиксия – синяя, белая; когда закричал, проводились ли реанимационные мероприятия; врождённые пороки; масса тела и длина).
6. Грудное вскармливание (на какие сутки принесли кормить; наличие и количество молока; как взял грудь; искусственное вскармливание; длительность грудного вскармливания; в каком возрасте начали ребёнка прикармливать).
7. Физическое развитие (время появления первых зубов, когда сел, встал в кроватке, начал ходить, как прибавлял в весе, координированность движений).
8. Психическое развитие после рождения и состояние нервной системы матери ( был спокойным, беспокойным, много плакал, капризничал; ночной сон: мало, много спал; спокойно мог лежать в постели; был приучен к рукам; тянул руки к игрушкам, фиксировал на них взгляд; узнавал близких, улыбался им; как реагировал на различные звуки и речь; как реагировал на посторонних людей; какая рука, по мнению родителей, была активнее: правая или левая, в каком возрасте начал проситься на горшок).
9. Речевое развитие (время появления гуления, лепетной речи, первых слов, фраз; своеобразие детской речи: аграмматизмы, нарушения произношения; объём понимания обращённой речи; возраст исчезновения особенностей детской речи; была ли необходимость в логопедической помощи при устранении недостатков детской речи).
10. Данные о наследственности, перенесённых заболеваниях и травмах (по заключению врача или материалам истории болезни).
IV. Анамнез болезни
1. Возраст возникновения заикания.
2. Причины возникновения заикания (по мнению родителей).
3. Речевая наследственность (заикание в семье, в роду; ускоренный темп речи родителей; другая речевая патология).
4. Возможность возникновения индуцированного заикания (по подражанию).
5. Лечение заикания в прошлом (лечебные учреждения, консультативная помощь, проведение лечебно – коррекционных курсов, их продолжительность).
6. Результаты проведённого в прошлом лечения (сроки ремиссий).
7. Эмоционально-значимые ситуации речевого общения к моменту обследования (распределение ситуаций по степени сложности).
8. Отношение больного к своему речевому нарушению (относится спокойно, стесняется, боится говорить в определённых ситуациях, очень боится говорить везде и всюду).
V. Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей и близких родственников).
По характеру общительный, имеет много друзей; замкнутый, не общительный, друзей мало или не имеет; спокойный, уверенный в себе; тревожный, мнительный, стеснительный, слезливый; в коллективе является лидером; легко попадает под влияние окружающих; организованный, дисциплинированный, ответственно относится к порученному делу; не организованный, безответственный, не целеустремлённый; работоспособный, легко утомляется; добрый, внимательный, отзывчивый; эгоистичный, злобный, завистливый; отношение к близким; отношения к учёбе, к работе; круг интересов, занятия в свободное время. Вредные привычки (табакокурение, алкоголизация, наркомания).
V группа: общение на работе
17. Если я разговариваю со строгим и придирчивым начальником…
18. Если я разговариваю с подчинённым (или с младшим практикантом)…
19. Если я разговариваю с коллегой, с товарищем по практике…
20. Если мне необходимо выступить на собрании в конфликтной ситуации…
VI группа: общение в учреждениях сферы обслуживания.
21. Если к продавцу, к кассиру, в регистратуру и пр. очереди нет…
22. Если к продавцу, к кассиру, в регистратуру и пр. стоит очередь…
23. Если кто-нибудь в очереди начинает меня торопить…
24. Если меня начинает торопить кассир, продавец, регистратор и пр. …
Шкала оценок
Ситуация речевого общения | 2 3 4 | 5 6 7 | 8 9 10 | |
Группы | (РЗ) без логофобии | I уровень логофобии | II уровень логофобии | III уровень логофобии |
Суммы баллов |
«речевой опросник» может быть применён не только для заикающихся, связанных с проблемами армии. В этом случае врачу логопеду или психологу следует заменить неоконченные предложения X группы на другие 4 неоконченных предложения, отражающие по содержанию наиболее ктуальные в момент обследования эмоционально-значимые ситуации при речевом общении больного. Приведём примеры возможных вариантов (их может быть достаточно много и они формулируются специалистом самостоятельно, но при условии сохранения принципа подбора неоконченных предложений в данной методике):
1. Когда я выясняю отношения с любимым человеком…
2. Когда я выясняю отношения с любимым человеком, предполагая, что у него появилась другая женщина, другой мужчина….
3. Когда я выясняю отношения с любимым человеком твёрдо зная, что он мне изменяет…
4. Когда я выясняю отношения с любимым человеком в ситуации разрыва…
1. Когда я обсуждаю с товарищами по работе вопросы, связанные с задержкой зарплаты, возможностью сокращения штатов или закрытием предприятия, учреждения и т.п. …
2. Когда я обсуждаю с товарищами аналогичные проблемы, после того, как нас предупредило руководство на собрании…
3. Когда меня официально предупредил руководитель о предстоящем сокращении моей должности, об упразднении отдела, закрытии цеха, предприятия, рекомендовал мне уйти в неоплачиваемый отпуск и подыскать новую работу…
4. Когда мне сообщил руководитель о моём увольнении… и т.п.
Источник: Миссуловин Л.Я. Заикание. Особенности возникновения течения и терапии.1999
Схема обследования больных страдающих заиканием
I. Паспортные данные
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Дата и год рождения.
3. Место рождения.
4. Национальность, родной язык; язык на котором общаются в семье; возможное двуязычие.
5. Домашний адрес, номер телефона.
6. Место учёбы (класс, курс), место работы (занимаемая должность; профессия, специальность, полученные в учебном заведении), отсутствие работы.
7. Фамилия, имя, и отчество лиц, с которыми проживает больной.
8. Материальное положение семьи.
II. Жалобы
Задать больному вопрос «На что в связи с речью Вы жалуетесь?»
Выслушать всё, что расскажет пациент, обращая внимание на особенности его речи и поведение во время беседы.
III. Анализ жизни
(Желательна беседа с матерью больного, либо следует проанализировать её ответы на вопросы, заданные в письменной форме и заранее переданные специалисту пациентом).
1. Возраст родителей в момент рождения ребёнка.
2. Какая у матери беременность по счёту? (Если беременность не первая, чем оканчивались предыдущие беременности: роды; аборты; выкидыши и их причины).
3. Течение беременности (условия работы и жизни матери, возможные вредности: заболевания, травмы, психотравмы, химические и лучевые воздействия, отношения с мужем – отцом ребёнка и родственниками при совместном проживании, вредные привычки отца ребёнка, особенности течения беременности вне брака)
4. Роды (срочные, досрочные, с запаздыванием, нормальные, стремительные, затяжные, сухие, со стимуляцией и родовспомогательными средствами).
5. Состояние ребёнка в момент родов (нормальное – по заключению врача; травмы, асфиксия – синяя, белая; когда закричал, проводились ли реанимационные мероприятия; врождённые пороки; масса тела и длина).
6. Грудное вскармливание (на какие сутки принесли кормить; наличие и количество молока; как взял грудь; искусственное вскармливание; длительность грудного вскармливания; в каком возрасте начали ребёнка прикармливать).
7. Физическое развитие (время появления первых зубов, когда сел, встал в кроватке, начал ходить, как прибавлял в весе, координированность движений).
8. Психическое развитие после рождения и состояние нервной системы матери ( был спокойным, беспокойным, много плакал, капризничал; ночной сон: мало, много спал; спокойно мог лежать в постели; был приучен к рукам; тянул руки к игрушкам, фиксировал на них взгляд; узнавал близких, улыбался им; как реагировал на различные звуки и речь; как реагировал на посторонних людей; какая рука, по мнению родителей, была активнее: правая или левая, в каком возрасте начал проситься на горшок).
9. Речевое развитие (время появления гуления, лепетной речи, первых слов, фраз; своеобразие детской речи: аграмматизмы, нарушения произношения; объём понимания обращённой речи; возраст исчезновения особенностей детской речи; была ли необходимость в логопедической помощи при устранении недостатков детской речи).
10. Данные о наследственности, перенесённых заболеваниях и травмах (по заключению врача или материалам истории болезни).
IV. Анамнез болезни
1. Возраст возникновения заикания.
2. Причины возникновения заикания (по мнению родителей).
3. Речевая наследственность (заикание в семье, в роду; ускоренный темп речи родителей; другая речевая патология).
4. Возможность возникновения индуцированного заикания (по подражанию).
5. Лечение заикания в прошлом (лечебные учреждения, консультативная помощь, проведение лечебно – коррекционных курсов, их продолжительность).
6. Результаты проведённого в прошлом лечения (сроки ремиссий).
7. Эмоционально-значимые ситуации речевого общения к моменту обследования (распределение ситуаций по степени сложности).
8. Отношение больного к своему речевому нарушению (относится спокойно, стесняется, боится говорить в определённых ситуациях, очень боится говорить везде и всюду).
V. Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей и близких родственников).
По характеру общительный, имеет много друзей; замкнутый, не общительный, друзей мало или не имеет; спокойный, уверенный в себе; тревожный, мнительный, стеснительный, слезливый; в коллективе является лидером; легко попадает под влияние окружающих; организованный, дисциплинированный, ответственно относится к порученному делу; не организованный, безответственный, не целеустремлённый; работоспособный, легко утомляется; добрый, внимательный, отзывчивый; эгоистичный, злобный, завистливый; отношение к близким; отношения к учёбе, к работе; круг интересов, занятия в свободное время. Вредные привычки (табакокурение, алкоголизация, наркомания).