Санитарно-эпидемиологическая служба на воздушном транспорте

Аэропорт является воздушными воротами нашего государства, который принимает сотни тысяч пассажиров и грузы из разных стран мира. Являясь стратегическим объектом, он является и особо важным эпидемиологически значимым объектом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этой связи санитарно-эпидемиологическая служба на воздушном транспорте осуществляет контрольные функции по санитарной охране Государственной границы Республики Казахстан от завоза и распространения инфекционных, особо опасных и карантинных заболеваний, завоза потенциально опасных для здоровья человека продукции.

Санитарно-эпидемиологическая служба на воздушном транспорте разделена на Юго-Восточный и Северо-Западный межрегиональные Департаменты. Если не считать в структуре наличие санитарно-карантинных пунктов (СКП), то в остальном сходны с типичными управлениями ГСЭН.

Авиационная гигиена – изучает воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм человека во время полетов в целях разработки профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее оптимальных условий труда, обеспечение высокого уровня работоспособности и сохранение здоровья лиц летного состава и других авиаспециалистов.

Задачей авиационной гигиены является изучение санитарно-гигиенических особенностей полетов, характера и организации труда авиаспециалистов (непосредственно управляющие воздушным судном, бортпроводники; управляющие воздушным движением; инженерно-технический состав), санитарно-гигиенических условий труда (метеорологические условия, загрязнения воздушной среды вредными химическими веществами, радиоволновое, ионизирующее излучения, шумы, вибрации, инфра – и ультразвук, освещенность, изменения барометрического давления и др.), изменение физиологических функций в процессе работы в наземных условиях и в полетах, состояние здоровья работников гражданской авиации и влияние полетов на пассажиров, состояние и эффективность санитарно-технических и санитарно-бытовых устройств, средств индивидуальной защиты, источников повышенной опасности.

Контроль за санитарным состоянием самолетов включает в себя обследования на следующих этапах:

- непосредственно перед вылетом, в полете, после прилета;

- после трудоемких регламентных работ;

- в период выполнения работ по техническому обслуживанию;

- поступления с заводов;

- выполнения рейса на новой авиалинии;

- подготовки литерных рейсов (обслуживание высокопоставленных и охраняемых лиц).

Также подлежат санитарно-гигиеническому надзору аэровокзальный комплекс, авиатехнические базы эксплуатационных предприятий гражданской авиации, авиаремонтный завод, ангары, цеха бортового питания и службы по подготовке самолета к рейсу и т.д.

Работник санитарно-карантинного пункта на участке пересечения через государственную границу РК является первым ответственным лицом государства, осуществляющий важные, и зачастую весьма деликатные функции.

Функциональные обязанности дежурного сотрудника СКП:

1 Участвовать в приеме и отправлении прибывающего из-за границы и убывающего за границу воздушного судна, независимо от его государственной и ведомственной принадлежности, согласно Правилам осуществления санитарно-карантинного контроля и обеспечения санитарной охраны границы и территории Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан № 1168 от 22.11.2003 г.

2 Производить санитарный осмотр воздушного судна, медицинский опрос членов экипажа и пассажиров, в необходимых случаях, медицинский осмотр их, а также санитарный осмотр багажа и грузов, находящихся на воздушном судне или выгруженных с него. Проверять медико-санитарные документы у пассажиров и членов экипажа воздушного судна и санитарную декларацию на воздушное судно и грузы.

3 Запрещать отправление из аэропорта воздушных судов при наличии санитарных или эпидемиологических показаний, впредь до их устранения.

4 Запрещать пассажирам и членам экипажа воздушных судов, прибывшим из районов, неблагополучных по карантинным заболеваниям, покидать территорию аэропорта, до получения на это соответствующего разрешения.

5 Отстранять от вылета за границу граждан Республики Казахстан не имеющих международного свидетельства о проведении профилактических прививок, а также пассажиров и членов экипажа воздушных судов при выявлении у них инфекционных заболеваний, указанных в «Правилах осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и перечня инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин» №139 от 05.02.2004 г.

6 Организовать проведение в необходимых случаях прививок против отдельных инфекционных заболеваний, в порядке установленном Министерством здравоохранения Республики Казахстан, пассажирам и членам экипажа воздушных судов Республики Казахстан.

7 Осуществлять контроль за своевременностью профилактических прививок против карантинных заболеваний летному составу гражданского воздушного флота Республики Казахстан и работникам аэропорта, связанным с обслуживанием пассажиров и грузов поступающих из неблагополучных стран.

8 Организовать по эпидемиологическим показаниям проведение на воздушных судах международных воздушных линий дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. В случае необходимости, требовать от администрации аэропорта проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ на объектах, связанных с международными перевозками.

9 Информировать руководителей авиакомпаний, командиров воздушных судов и членов экипажа о состоянии заболеваемости карантинными инфекциями в аэропортах назначения дальнего и ближнего зарубежья.

10 Требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и медико-санитарные документы, необходимые для выяснения санитарного и эпидемиологического состояния воздушного судна, объектов и территории аэропорта.

11 Выдавать документы командирам воздушных судов Республики Казахстан и отдельным гражданам при применении к ним санитарно-карантинных мер.

12 Давать командирам воздушных судов, администрации аэропорта и отдельным гражданам, обязательные для них предложения по проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий, с указанием сроков их исполнения.

13 Проводить инструктаж командиров и экипажа воздушных судов, в т.ч. бортпроводников, работников служб аэропорта, связанных с международными перевозками, по клинике и профилактике карантинных и других опасных инфекций для человека.

14 Обеспечить своевременное (телеграфно, по телефону) извещение санитарно-эпидемиологического управления по месту назначения и при необходимости по маршруту следования о лицах, за которыми установлено медицинское наблюдение.

15 Требовать от администрации аэропорта:

- Представления графика прилета и вылета самолетов на следующий день, с последующим уточнением за 30 минут до прилета и за 1 час до вылета этих самолетов;

- Не производить посадку экипажа и пассажиров в воздушное судно и отправку из аэропорта, без разрешения санитарно-карантинного пункта.

16 Применять к пассажирам, отказывающимся от выполнения требований санитарно-карантинного пункта, административно-санитарные меры, предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами «Санитарная охрана границы и территории Республики Казахстан».

17 При необходимости организовать силами здравпункта аэропорта первую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа воздушных судов, следующих по международным воздушным линиям.

18 Обследовать объекты авиатранспорта при возникновении на них инфекционных заболеваний, групповых вспышек или при возникновении на них другой чрезвычайной ситуации.

Дежурный сотрудник СКП имеет право:

1 Планово обследовать объекты авиатранспорта с применением лабораторных исследований на соответствие их санитарным нормам и правилам и другим нормативным документам.

2 Участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях, санэпидсоветах, проводимых вышестоящими органами и учреждениями.

3 Требовать от администрации аэропорта:

- своевременной информации (за 30 минут до прибытия) санитарно- карантинного пункта командиром судна о наличии на борту больного.

- проведение в установленные сроки дератизации на объектах аэропорта, связанных с международными перевозками.

4 Давать администрации аэропорта предложения по наведению санитарного порядка на воздушных судах и территориях аэропорта.

5 Требовать от юридических, должностных лиц и отдельных граждан предоставление сведений и материалов, необходимых для выяснения вопросов эпидемиологического характера при выполнении мероприятий, направленных на локализацию, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости, устранения нарушений на объектах и проведения вакцинации лицам по возрасту и по эпидемиологическим показаниям.

Наши рекомендации