Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения
ЭКЗАМЕН НА СЕРТИФИКАТ
1. Санитарно-эпидемиологический режим лечебных учреждений.
Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении является составной частью санитарно-эпидемиологического режима больницы и предусматривает следующие мероприятия.
• Обязательная санитарно-гигиеническая обработка поступающих больных.
• Экстренное извещение сан.-эпидем. службы (по телефону и с заполнением особой формы) и обеспечение всех необходимых мер при обнаружении у больного инфекц. заболевания, пищевого отравления, педикулёза.
Регулярная тщательная влажная уборка помещений и поверхностей предметов.
Применение различных способов дезинфекции (кипячение, использование дез. растворов и ультрафиолетового излучения).
Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения
Строгое выполнение всех требований по поддержанию сан.-эпидем. режима в терапевтическом отделении - обязательное условие профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов.
Внутрибольничная инфекция
Внутрибольничная (нозокомиальная (гр. nosokomeion – больница), госпитальная) инфекция – заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в стационаре (ЛПУ) через 48 ч после поступления или вскоре после выписки (также в течение 48 ч), а также у медработника, занимающегося в больнице лечением и уходом за больным.
Контингент лиц, у которых возможно развитие нозокомиальной инфекции:
1) стационарные больные (инфицирование в больнице);
2) больные, обратившиеся в ЛПУ: дневной стационар, диспансер, консультативный центр, поликлинику, а также вызывавшие скорую помощь и пр.;
3) медперсонал: инфицирование при оказании помощи больным в стационаре и других ЛПУ.
В условиях стационара могут развиваться следующие инфекционные заболевания.
• Гнойно-септические инфекции: пиодермиты.
• Детские инфекции: корь, скарлатина, краснуха, дифтерия, эпидемический паротит и др.
• Вирусные инфекции: грипп, вирусные гепатиты В, С, В, ВИЧ и ДР.
• Кишечные инфекции: сальмонеллёз, амебиаз, шигеллёзы и др.
• Особо опасные инфекции: сибирская язва, чума, брюшной тиф и др.
Основными возбудителями внутрибольничной инфекции выступают следующие патогены.
• Облигатная (лат. obligatus – обязательный) патогенная микрофлора: микроорганизмы, вызывающие детские инфекции – корь, дифтерию, скарлатину, краснуху, эпидемический паротит и др., кишечные инфекции – сальмонеллёз и др., гепатиты В, С и пр.;
• Условно-патогенная микрофлора: золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная палочка, кишечная палочка и пр.
• Цитомегаловирусы, простейшие.
Источниками внутрибольничной инфекции являются медперсонал и сами пациенты, причём источником микроорганизмов могут быть руки, кишечник, мочеполовая система, носоглотка, волосы и кожные покровы, полость рта и пр. Дополнительно микроорганизмы могут поступать из окружающей среды: с инструментарием – особенно опасны изделия из резины (катетеры, дренажные трубки); через оборудование (ингаляторы, ионизаторы), а также лекарственные средства, продукты питания, пыль, воду и пр.
Инфекция передаётся при реализации воздушно-капельного (аэрозольного), контактно-бытового и артифициального механизмов передачи. Основные группы риска развития внутрибольничной инфекции:
1) больные, которым показано большое количество лечебно-диагностических процедур;
2) пациенты с хроническими заболеваниями;
3) больные пожилого возраста;
4) больные с ослабленным иммунитетом.
Основные правила профилактики внутрибольничной инфекции
• Своевременное и правильное использование (в том числе хранение) защитной одежды.
• Адекватная обработка рук медицинского персонала.
• Соблюдение сан.-эпидем. режима в приёмном отделении: правильная санитарно-гигиеническая обработка, осмотр на наличие педикулёза, термометрия и пр.
• Санитарно-гигиен. обработка и контроль за личной гигиеной пациентов (в т.ч. сменой белья) в отделениях.
• Дезинфекция предметов медицинского назначения.
• Соблюдение санитарного режима питания: своевременная санитарно-гигиеническая обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений, в том числе соблюдение правил удаления пищевых отходов и сроков реализации предметов питания. Активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание и соблюдение сроков наблюдения за контактными больными.
Защитная одежда медперсонала. Маска: может быть изготовлена из 4х слоев марлевой ткани либо из спец. нетканого материала – эффективность защиты от воздушно-капельной инфекции с помощью обычной маски около 10%. В современных многослойных масках одним из слоев является полипропиленовый фильтр, обеспечивающий фильтрацию на 99%. Защитные очки и щитки: защита от попадания на лицо медработника биологического материала больных – крови, слюны и пр. Перчатки: защита от контакта с биологическим материалом – кровью, слюной, мочой, калом и пр.
- В нашей стране широко используются опудренные латексные перчатки. Однако при их использовании существует опасность аллергии на протеины, содержащиеся в натуральном латексе, и на химические добавки – вулканизаторы, катализаторы, антиоксиданты. Пудра, применяемая для облегчения надевания перчаток, из-за своей абразивности может вызвать контактный (неаллергический) дерматит, а также усилить реакции на протеины латекса (она может перемещать по воздуху латексные аллергены). Сегодня всё шире начинают использовать неопудренные перчатки, поверхность которых обрабатывается силиконом, что облегчает их надевание и создаёт доп. защиту от крови пациентов.
- Альтернатива перчаток из латекса - синтетические перчатки из полимерных материалов: неопрена, полиуретана, винила и нитрила. Эти перчатки, не уступая натуральному латексу по физическим параметрам (упругость, эластичность, прочность), не содержат протеинов и химических катализаторов, т.е. являются гипоаллергенными. Они легко надеваются благодаря внутреннему уретановому иономерному покрытию, обеспечивают комфорт и удобство, так как снижают усталость и потливость рук, имеют лучшую по сравнению с латексными перчатками устойчивость к натяжению, проколам и влиянию спирта.
Халат, фартук (в том числе и из материала СМС): профилактика передачи инфекции при уходе за больным.
Дезинфекция
Дезинфекция – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:
• профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;
• очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.
Методы
Механический | Влажная уборка помещений Освобождение помещений от пыли (пылесос, окраска и побелка) Освобождение предметов одежды и постельных принадлежностей от пыли (выбивание) Мытьё рук |
Физический | Проглаживание горячим утюгом, прокаливание Использование солнечных лучей Ультрафиолетовое облучение Обработка кипятком, кипячение; кипячение в дистиллированной воде в течение 30 мин и с добавлением натрия гидрокарбоната в течение 15 мин Пастеризация Обработка в сухожаровом шкафу (воздушный метод) Обработка паром (паровой метод под избыточным давлением) Сжигание мусора |
Химический | Обработка ветоши и медицинских инструментов с помощью дезинфицирующих средств: орошение, протирание, полное погружение, распыление |
Комбинированный (с использованием специальных дез. средств) | Паровоздушный (прогревание горячим паром до температуры 110°С при избыточном давлении), пароформалиновый (прогревание горячим паром до 90°С при избыточном давлении с добавлением в камеру формальдегида) |
Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Государственной системой санитарно-эпидемического нормирования
Основные группы дезинфицирующих средств, применяемых в лечебных учреждениях России
Группы | Средства |
Альдегидсодержащие | Формальдегид, «Септодор», «Гигасепт ФФ» и др. (применяют при дезинфекции изделий из стекла, пластмассы, резины, металла) |
Гуанидины | Хлоргексидин, «Демос», полигексаметиленгуанидин («Полисепт») и др. |
Кислородсодержащие и средства на основе перекиси водорода | Водорода перекись, «Дезоксон-1», «Дезоксон-4»,«Виркон» и др. |
Поверхностно-активные вещества | «Аламинол», «Септабик» и др. |
Спирты Фенолсодержащие | Этиловый (70%), «Октенисепт» и пр. (применяют при дезинфекции изделий из металла) «Амоцид» |
Хлорсодержащие | Хлорная известь, кальция, натрия гипохлорит, хлорамин Б и др. |
Методы дезинфекции медицинских инструментов
К основным методам дезинфекции мед. инструментов относят их кипячение и погружение в дез. растворы.
Метод кипячения.Кипячение рекомендуют для мед. изделий из стекла, металла, термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15 мин.
Метод погружения в дез. раствор.Для дезинфекции методом погружения используют следующие растворы.
• 3% раствор хлорамина Б с погружением мед. инструментов на 60 мин (для обработки инструментов в туберкулёзных стационарах – в 5% раствор хлорамина на 240 мин).
• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор – на 90 мин.
• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.
• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин.
Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими факторами.
Предстерилизационной очистке должны подвергаться все мед. изделия многократного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, а также лек. препаратов.
Разъёмные изделия подлежат предстерилизационной очистке разобранном виде в следующем порядке.
• Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.
• Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при полном погружении изделия в течение 15 мин при 50°С
• Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в моющем комплексе в течение 30 с.
• Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-медицинского» в течение 10 мин.
• Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.
• Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.
Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инструментария
Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой пробы.
Раствор для проведения амидопириновой пробы:перед проведением пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Амидопирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.
Раствор для азопирамовой пробы:для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разводят солянокислый анилин в 95% этиловом спирте. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике 2 мес., при комнатной температуре (18–23°С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свете или вблизи нагревательных приборов.
Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее затем в синее, реактив годен к употреблению.
Технология постановки пробы(применяют для многоразовых мед. инструментов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. Затем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяется цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).
Интерпретация результата:при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-зелёное (+амидопириновая проба) или фиолетово-синее (+ азопирамовая проба) окрашивание.
Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения
3-кратного отрицательного результата.
Самоконтроль в ЛПУ проводят не реже 1 раза в неделю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц. Сотрудники сан.-эпидем. станции контроль качества предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.
Дезинфекция помещений, предметов обстановки процедурного кабинета
Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хлорамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.
Обработка ветоши:
1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор кальция гипохлорита) на 60 мин перед использованием;
2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин.
Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует немедленно перейти на режим обработки с использованием 3% раствора хлорамина Б.
Текущая уборка процедурного кабинета.Её проводят 2 раза в день с применением 1% раствора хлорамина Б. УФО и проветривание кабинета осуществляют 4 раза в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стационарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).
Генеральная уборка процедурного кабинета.Её выполняют 1 раз в неделю с применением 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.
Приготовление рабочих дезинфицирующих хлорсодержащих растворов
Хлорсодержащие дез. растворы применяют для обеззараживания различных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды, выделений пациентов и пр. Приготовление дезрастворов должно проводиться централизованно в специально оборудованных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию.
Необходимое оснащение.
• Защитная одежда (длинный халат, шапочка, клеёнчатый фартук, респиратор, защитные очки, резиновые перчатки, сменная обувь).
• Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).
• Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для дез. растворов с обязательной маркировкой.
• Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.
• Деревянная лопатка для размешивания раствора.
• Вода.
• Средства личной гигиены (полотенце, мыло).
Порядок приготовления 10% раствора хлорной извести.
1. Подготовиться к приготовлению дез. раствора: надеть спецодежду, проверить оснащение, отметить время начала процедуры.
2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.
3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно размешать, разминая комочки.
4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.
5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном помещении; раствор необходимо перемешать несколько раз в течение суток.
6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру проводить в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате приготовления и хранить в тёмном месте.
7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.
Порядок приготовления 1% раствора хлорной извести.
1. Подготовиться к приготовлению дез. раствора: надеть спецодежду, проверить оснащение, отметить время начала процедуры.
2. Налить в ёмкость 1 л 10% р-ра хлорной извести (для получения 0,5% раствора хлорной извести - 0,5 л).
3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.
4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате приготовления.
5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки. Такой раствор используют для работы сразу после его приготовления.
Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться с соблюдением всех правил ТБ, в защитной одежде и с обязательной маркировкой ёмкостей с жидкостью. Для получения 1% р-ра хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б сначала тщательно размешать в спец. ёмкости и долить водой до метки 1 л.
Обеспечение здорового микроклимата
1. Для поддержания здорового микроклимата (в плане физических параметров в помещении) в лечебном учреждении необходимо соблюдать определённые требования, предъявляемые к основным параметрам, обеспечивающим здоровый фон окружающей пациента среды.
Особое внимание рекомендуется уделять следующим факторам:
• освещению: естественному (солнечный свет), искусственному;
• вентиляции: проветриванию, кондиционированию),
• отоплению (может быть водяным, паровым, воздушным).
Санитарно-гигиеническая уборка помещений
Тщательная влажная уборка больничных помещений и содержание в чистоте оборудования, мед. инвентаря, предметов по уходу, мебели – обязательное условие соблюдения правил сан.-гигиен. режима в ЛПУ.
Общие правила санитарно-гигиенической уборки больничных помещений
Мероприятия по санитарно-гигиенической уборке | Основные требования к санитарно-гигиенической уборке | Кратность проведения уборки |
Влажная уборка Протирание внутренних оконных стёкол Протирание оконных стёкол снаружи | Мытьё полов, протирание дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования; обязательно применение моющих и дез. растворов Использование жидких моющих средств Использование жидких моющих средств | 2 раза в сутки и чаще Не реже 1 раза в месяц Не реже 1 раза в 4 мес. |
Генеральная уборка палат и кабинетов | Мытьё стен, полов, дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования, светильников, защитных жалюзи, обработка потолков и пр.; обязательно применение моющих и дез. растворов | Не реже 1 раза в месяц |
Генеральная уборка процедурных и перевязочных | Влажная уборка с освобождением помещений от оборудования и мебели | 1 раз в неделю |
Проветривание палат, кабинетов | Проветривание с открыванием форточек и оконных створок | Не менее 4 раз в сутки |
Уборка пищеблока | Мытьё стен, осветителей; дезинфекция помещений с применением 1% раствора хлорной извести (1% раствора хлорамина Б") | Ежедневно |
Уборка буфетной | Мытьё посуды горячей водой с дез. раствором и стерилизация её (в воздушном стерилизаторе) в течение 1 ч при 180°С; уборка помещения с применением растворов дез. средств | После каждой раздачи пищи |
Смена белья в палатах | Грязное бельё собирают в специальные клеёнчатые мешки или бельевые тележки | Не реже 1 раза в 7 дней и по мере загрязнения |
Уборка санузлов | Мытьё ванн после каждого больного тёплой водой с моющим (мыльным) раствором, затем обработка 0,5% раствором хлорной извести или 1-2% раствором хлорамина Б; мытьё унитазов 0,5% раствором хлорной извести | Несколько раз в день и по мере загрязнения |
Обработка подкладных суден и мочеприемников | Замачивание суден (мочеприёмников) в дез. растворе (время выдержки зависит от применяемого раствора, например в 0,5% растворе хлорной извести следует выдерживать 60 мин) и промывание под струёй горячей воды с помощью ёршиков | Постоянно (по мере использования) |
Уборку проводят щёткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующим раствором.
Уборка палат.Уборку начинают с прикроватных тумбочек: стирают пыль, убирают всё лишнее, оставляют мыло, зубную пасту, печенье, варенье, конфеты, книги. Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. Затем вытирают пыль с поверхности кроватей, радиаторов, труб, с подоконников, плафонов, мебели. Во время уборки должно быть тихо. Движения младшей медсестры не должны беспокоить больных. Убирать следует чисто, не пропуская углы и труднодоступные места. Подметать палату нужно по направлению к двери, мусор подбирать совком и выносить в мусоропровод или сжигать.
Уборка коридоров.В коридорах протирают влажной тряпкой двери, панели, мебель, ручки, завершают уборку мытьём пола раствором хлорной извести.
Оснащение и уборка туалетных комнат.Туалетные комнаты должны быть хорошо изолированы от прочих помещений, иметь промежуточный шлюз, надёжно действующую вытяжную вентиляцию, достаточное освещение. Здесь следует разместить закрытые шкафы для суден, мочеприёмников, посуды для сбора кала и мочи. Уборочный инвентарь должен быть отдельным для палат и туалетных комнат, применяться строго по назначению. Он должен иметь маркировку, содержаться в чистоте. Щётки, ветошь, тазы регулярно промывают горячей водой, а ветошь просушивают. Ерши для мытья суден и мочеприёмников («уток») также промывают водой и дезинфицируют. Ванны, подкладные судна, мочеприёмники моют и дезинфицируют после каждого употребления 0,5% раствором хлорной извести. Судна, «утки» тщательно промывают горячей водой и дезинфицируют 2% раствором хлорамина Б.
Если у больного обнаружено инфекционное кишечное заболевание, кал заливают 20% раствором хлорной извести на 2 ч, а потом опорожняют судно. Чистые судна, «утки» хранят в туалетных комнатах в специальных гнёздах. В некоторых больницах имеются машины для мойки суден.
Туалетные комнаты убирают по мере надобности и хорошо проветривают, чтобы не было запаха. Раковины, унитазы, писсуары, баки для хранения воды, плевательницы моют ежедневно горячей водой с мылом, 2% содовым раствором и дез. раствором; бурые пятна протирают уксусной кислотой. Уборку туалетных комнат младшая медсестра должна проводить в резиновых перчатках. После уборки она должна мыть руки с мылом и с помощью 2% раствора хлорамина Б, который должен быть в каждой туалетной комнате.
Приём и регистрация больных
В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.
• Машиной СМП: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хрон. заболеваний.
• По направлению участкового врача в случае неэффективного лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), и по направлению военкомата.
• Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией).
• «Самотёком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.
В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают 3 вида госпитализации:
1) плановая госпитализация;
2) экстренная госпитализация;
3) госпитализация «самотёком».
Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести или в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медсестра обязана оказать больному первую (врачебную) мед. помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить все врачебные назначения.
Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медсестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую мед. документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.
Если больной доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, то медсестра после осмотра его врачом оказывает экстренную мед. помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в отделение милиции и бюро несчастных случаев. В телефонограмме указывают приметы поступившего (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет больной. Во всех документах до выяснения личности больной должен числиться как «неизвестный».
Медсестра обязана дать телефонограмму родственникам и сделать запись в «Журнале телефонограмм», если:
• больной доставлен в больницу по поводу внезапного заболевания, которое возникло у него вне дома;
• больной умер в приёмном отделении.
Порядок раздачи пищи
Выдачу пищи из пищеблока проводят строго по установленному для каждого отделения времени. Её начинают только после того, как дежурный врач стационара снимет пробу с пищи.
Буфетчица устанавливает бачки с пищей на спец. передвижные столики и доставляет их в буфетную, где хранится столовая посуда и установлены электрическая плита для подогрева пищи (при необходимости), титаны для горячей воды (кипятильники для воды большой ёмкости) и моечная. Затем после доставки пищи в отделение в соответствии с порционным требованием начинается её раздача буфетчицей, младшей медсестрой и палатной медсестрой. Если до раздачи пищи младшая медсестра осуществляла мероприятия по уходу за больными (помогала совершать утренний туалет, занималась уборкой палат и др.), она должна переодеться в спец. одежду и тщательно обработать руки. Медперсоналу должны быть выделены отдельные халаты со спец. маркировкой «Для раздачи пищи».
Больные с общим (свободным) режимом обедают в столовой, где их рассаживают по принципу диетических столов. После еды столы убирают, после ужина – моют горячей водой с мылом. Посуду моют двукратно горячей водой с горчицей или содой, обязательно дезинфицируют 0,2% осветлённым раствором хлорной извести, ополаскивают горячей водой и ставят в сушильные шкафы. Пищевые отбросы помещают в промаркированные закрытые вёдра или бачки. Больным, находящимся на палатном режиме, пишу доставляют в палату. По палатам пищу развозят на специальных каталках. Не допускается раздача пищи техническим персоналом, убирающим больничные помещения.
10. Принципы лечебного питания.
1. Индивидуализация питания, основанная на соматометрических данных (рост, масса тела и др.) и результатах исследований обмена веществ у конкретного больного.
2. Обеспечение пищеварения при нарушении образования пищеварительных ферментов. Например, при дефиците в кишечнике фермента пептидазы, расщепляющей белок глютен пшеницы, ржи, ячменя, овса (глютеновая болезнь), или повышенной чувствительности к глютену (целиакия) из диеты следует исключить все продукты, содержащие белок указанных злаков.
3. Учёт взаимодействия пищевых веществ в ЖКТ и организме: необходимо обязательно предусмотреть сбалансированность питательных элементов, способных оказывать влияние на их усвояемость – например, всасывание Ca из кишечника ухудшается при избытке в пище жиров, фосфора, магния, щавелевой кислоты.
4. Стимулирование восстановительных процессов в органах и тканях путём подбора необходимых пищевых веществ, особенно аминокислот, витаминов, микроэлементов, незаменимых жирных кислот.
5. Компенсация пищевых веществ, теряемых организмом больного. При анемиях, в частности после кровопотери, в диете должно быть увеличено содержание микроэлементов, необходимых для кроветворения (железо, медь и др.), ряда витаминов и полноценных белков животного происхождения.
6. Направленное изменение режима питания в целях своеобразной тренировки биохимических и физиологических процессов в организме (режим частого приёма пищи пониженной энергетической ценности при ожирении).
7. Использование в питании методов щажения (при раздражении или функциональной недостаточности органа или системы) – ограничение в питании химических, механических или температурных раздражителей.
8. Использование в питании методов постепенного расширения строгих диет за счёт менее щадящих блюд и продуктов.
9. Использование в питании методов разгрузки и «контрастных дней» – применение на фоне основной лечебной диеты «контрастных дней» – нагрузочных (например, добавление в рацион исключённых пищевых веществ) и разгрузочных дней. Нагрузочные дни не только способствуют толчкообразной стимуляции функции, но и служат пробой на функциональную выносливость. Цель разгрузочных дней – кратковременно облегчить функции органов и систем, способствовать выделению из организма продуктов нарушенного обмена веществ. По преобладанию пищевых веществ разгрузочные диеты подразделяют на белковые (молочные, творожные, мясо-овощные), углеводные (фруктовые, сахарно-овощные), жировые (сливки, сметана), комбинированные (состоящие из различных продуктов). Для назначения определённой разгрузочной диеты
существуют строгие показания. Так, при хронической сердечной недостаточности можно назначать белковую, углеводную, комбинированную разгрузочную диеты или чередовать их.
11. Виды искусственного питания.
Под искусственным питанием понимают введение в организм больного пищи (питательных веществ) энтерально) - через ЖКТ, и парентерально – минуя ЖКТ.
Основные показания для искусственного питания.
• Поражение языка, глотки, гортани, пищевода: отёк, травматическое повреждение, ранение, опухоль, ожоги, рубцовые изменения и пр.
• Расстройство глотания: после соответствующей операции, при поражении мозга – нарушении мозгового кровообращения, ботулизме, при черепно-мозговой травме и пр.
• Заболевания желудка с его непроходимостью.
• Коматозное состояние.
• Психическое заболевание (отказ от пищи).
• Терминальная стадия кахексии.
Энтеральное питание– вид нутритивной терапии (лат. nutricium – питание), используемой при невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путём. При этом питательные вещества вводят через рот, либо через желудочного или внутрикишечный зонд. Ранее использовали и ректальный путь введения пит. веществ – через прямую кишку, однако в современной медицине его не применяют, поскольку доказано, что в толстой кишке не всасываются жиры и аминокислоты. В ряде случаев (при резком обезвоживании вследствие неукротимой рвоты) возможно ректальное введение физ. раствора (0,9% раствора NaCl), раствора глюкозы и пр. Подобный метод - питательная клизма.
Организацию энтерального питания в ЛПУ осуществляет бригада нутритивной поддержки, включающая врачей анестезиологов-реаниматологов, гастроэнтерологов, терапевтов и хирургов, прошедших специальную подготовку по энтеральному питанию.
Основные показания:
• новообразования, особенно в области головы, шеи и желудка;
• расстройства ЦНС – коматозные состояния, нарушения мозгового кровообращения;
• лучевая и химиотерапия;
• заболевания ЖКТ – хронический панкреатит, неспецифический язвенный колит и др.;
• заболевания печени и желчевыводящих путей;
• питание в пред- и послеоперационные периоды;
• травма, ожоги, острые отравления;
• инфекционные заболевания – ботулизм, столбняк и др.;
• психические расстройства – нервно-психическая анорексия (упорный, обусловленный психическим заболеванием отказ от приёма пищи), тяжёлая депрессия.
Основные противопоказания: кишечная непроходимость, острый панкреатит, тяжёлые формы мальабсорбции (нарушение всасывания в тонкой кишке одного или нескольких питательных веществ), продолжающееся желудочно-кишечное кровотечение; шок; анурия (при отсутствии острого замещения почечных функций); наличие пищевой аллергии на компоненты назначенной питательной смеси; неукротимая рвота.
В зависимости от продолжительности курса энтерального питания и сохранности функционального состояния различных отделов ЖКТ выделяют следующие пути введения питательных смесей.
1. Употребление питательных смесей в виде напитков через трубку мелкими глотками.
2. Зондовое питание с помощью назогастральных, назодуоденальных, назоеюнальных и двухканальных зондов (последние – для аспирации желудочно-кишечного содержимого и интракишечного введения питательных смесей, преимущественно для хирургических больных).
3. Путём наложения стом (созданный оперативным путём наружный свищ полого органа): гастростомы (отверстие в желудке), дуоденостомы (отверстие в 12-типерстной кишке), еюностомы (отверстие в тощей кишке). Стомы могут быть наложены хирургическим лапаротомическим или хир. эндоскопическим методами.
Существует несколько способов энтерального введения питательных веществ:
• отдельными порциями (фракционно) согласно назначенной диете (8 раз в день по 50 мл; 4 раза в день по 300 мл);
• капельно, медленно, длительно;
• автоматически регулируя поступление пищи с помощью специального дозатора.
Для энтерального кормления используют жидкую пищу (бульон, морс, молочную смесь), минеральную воду; также могут быть применены гомогенные диетические консервы (мясные, овощные) и смеси, сбалансированные по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Используют следующие питательные смеси для энтерального питания.
1. Смеси, способствующие раннему восстановлению в тонкой кишке функции поддержания гомеостаза и поддержанию водно-электролитного баланса организма: «Глюкосолан», «Гастролит», «Регидрон».
2. Элементные, химически точные питательные смеси – для питания больных с выраженными нарушениями пищеварительной функции и явными метаболическими расстройствами (печёночная и почечная недостаточность, сахарный диабет и др.): «Вивонекс», «Травасорб», «Hepatic Aid» (с высоким содержанием разветвлённых аминокислот – валина, лейцина, изолейцина) и пр.
3. Полуэлементные сбалансированные питательные смеси (в их состав входит и полный набор витаминов, макро- и микроэлементов) для питания больных с нарушением пищеварительных функций: «Nutrilon Pepti», «Reabilan», «Peptamen» и др.
4. Полимерные, хорошо сбалансированные питательные смеси (искусственно созданные питательные смеси, содержащие в оптимальных соотношениях все основные питательные вещества): сухие питательные смеси «Оволакт», «Унипит», «Nutrison» и др.; жидкие, готовые к употреблению питательные смеси («Nutrison Standart», «Nutrison Energy» и др.).
5. Модульные питательные смеси (концентрат одного или нескольких макро- или микроэлементов) применяют в качестве дополнительного источника питания для обогащения суточного рациона питания человека: «Белковый ЭНПИТ», «Фортоген», «Диета-15», «АтланТЭН», «Пептамин» и др. Различают белковые, энергетические и витаминно-минеральные модульные смеси. Эти смеси не применяют в качестве изолированного энтерального питания больных, так как они не являются сбалансированными.
Выбор смесей для адекватного энтерального питания зависит от характера и тяжести течения заболевания, а также от степени сохранности функций ЖКТ. При нормальных потребностях и сохранности функций ЖКТ назначают стандартные питательные смеси, при критических и иммунодефицитных состояниях – питательные смеси с высоким содержанием легкоусвояемого белка, обогащённые микроэлементами, глутамином, аргинином и омега-3 жир