Государственное регулирование в сфере здравоохранения.
Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» содержит 32 главы, 10 разделов и 186 статей, в которых подробно излагаются правовые нормы отношений в области здравоохранения.
Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее системой факторов, охватывающей как те факторы и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.
Здоровье достигается путем постоянных усилий всех государственных и общественных структур, граждан, участвующих в общественном процессе. Фактически речь идет о взаимоотношениях между государственной (муниципальной) властью, здравоохранением (как частью публичной власти), общественным и индивидуальным здоровьем. Характер этих взаимоотношений определяет или детерминирует состояние здоровья индивида и общества.
Система здравоохранения относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и опосредованно определяет экономическое и социальное благополучие общества.
Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший).
Актуальность проблем охраны здоровья граждан и их многогранность приводят к необходимости интеграции результатов, полученных в других отраслях знаний. Так, результаты комплексного исследования, проведенного по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), показали, что в области изучения здоровья «стыкуется» более ста различных научных дисциплин. Связано это с целесообразностью создания четкого механизма охраны здоровья людей, защиты их прав и законных интересов в современных условиях посредством комплексного правового регулирования данных отношений. Законодательство может оказаться эффективным регулятором правоотношений, складывающихся в здравоохранении.
По мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно:
· Устанавливать официальную политику государства;
· Определять функции здравоохранения;
· Регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения;
· Управлять условиями работы и обеспечивать необходимую структуру;
· Предъявлять определенные требования к субъектам, рассматриваемых общественных отношений;
· Ассигновать средства на подготовку и развитие персонала и другие.
Медицинская помощь – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.). Конституция Республики Казахстан провозглашает приоритет личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства, заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности.
Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность, являются:
ü Установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него;
ü Правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов;
ü Регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги;
ü Регулирование статистической и иной отчетности;
ü Контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций;
ü Бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением;
ü Разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов.
Государственная политика в области здравоохранения проводится на основе принципов:
1) Обеспечения равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи;
2) Солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;
3) Охраны материнства и детства;
4) Обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
5) Приоритетности профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения;
6) Доступности медицинской помощи;
7) Постоянного повышения качества медицинской помощи;
8) Обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
9) Преемственности деятельности организаций здравоохранения при оказании медицинской помощи;
10) Обеспечения непрерывности и преемственности медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий обучения;
11) Государственной поддержки отечественной медицинской науки, внедрения передовых достижений науки, техники и мирового опыта в области здравоохранения;
12) Поощрения добровольного безвозмездного донорства;
13) Государственной поддержки отечественных разработок и развития конкурентоспособной медицинской и фармацевтической промышленности;
14) Участия общественных объединений в обеспечении прав граждан на охрану здоровья;
15) Социальной ориентированности здравоохранения, направленной на удовлетворение потребностей, нужд населения и улучшение качества жизни;
16) Содействия в формировании здорового образа жизни и здорового питания;
17) Отнесения здоровья населения, безопасности, эффективности и качества лекарственных средств к факторам обеспечения национальной безопасности.
Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляют:
- Правительство Республики Казахстан;
- уполномоченный орган;
- иные центральные и местные исполнительные органы в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом.
Правительство РК проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других органов исполнительной власти в этой сфере.
Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляется путем проведения:
ü Государственного контроля за медицинской, фармацевтической деятельностью и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
ü Лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
ü Аккредитации в области здравоохранения;
ü Аттестации в области здравоохранения;
ü Государственной регистрации, перерегистрации и внесения изменений в регистрационное досье лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;
ü Подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) в области здравоохранения требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами по стандартизации и условиями договоров;
ü Государственного регулирования цен на лекарственные средства и медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения.
Основные системные функции здравоохранения:
Ø Наука;
Ø Профилактика;
Ø Лечение.
Общесоциальные функции здравоохранения:
Ø Кадры;
Ø Ресурсы;
Ø Управление.