Наиболее распространены два вида систематизации.
Цели систематизации заключаются в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.
Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.
Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права.
Виды систематизации:
Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.
Выделяют два вида учета:
· журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;
· автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Эдилет».
Классификация законодательства - это упорядочивание нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Классификация делается с целью увеличения удобства использования нормативными актами на практике, устранения коллизий и пробелов в праве. В главном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (штатское, уголовное, конституционное право).
Принципы классификации:
· Плановость (установление шагов проведения классификации, сроков, определенных исполнителей и др.);
· Рвение к наименьшему количеству нормативных актов;
· Полнота (идет речь не только лишь об исчерпывающем сборе актов, да и о ревизии их но всем основаниям);
· Необходимость (ревизию актов стоит проводить только тогда, когда есть опасность понижения эффекта от использования правовых актов);
· Оперативность (так как право - это оживленная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть резвым, потому что следующие ее конфигурации только осложнят работу);
· Непрерывность (достижение гармонии правовых актов - явление временное, динамизм правовой системы не подразумевает приостановку этой работы);
· Экономичность (работа по классификации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, потому увеличение ее производительности, также вероятное понижение издержек может ее удешевить);
· Доступность (так как юридические документы затрагивают интересы людей, следует мыслить о том, как расширить и сделать довольно легким использование ими);
· Демократичность (имеется в виду выявление публичного представления относительно того, какая форма классификации будет более подходящей);
· Гласность (процесс и результаты работы по классификации полезно делать достоянием общественности, так как правовые акты затрагивают их интересы);
· Профессионализм (лучше, чтоб систематизаторской работой занимались знатоки этого дела);
· Научность (вербование разработок ученых в области классификации позволит использовать не только лишь освоенный, да и забугорный опыт, также новые прогрессивные идеи).
Выделяют три вида классификации:
Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.
Инкорпорация - это таковой вид классификации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только наружной обработке и располагаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:
Исключение положений, утративших юридическую силу;
Исправление различного рода опечаток, ошибок;
Изложение актов в последней, исправленной редакции.
Консолидация- это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.
В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.
Консолидация - это таковой вид классификации, при котором несколько схожих нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов.
Консолидация способствует реализации принципа экономичности права. Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в одном нормативном акте, обеспечивая целостность правового регулирования. Устраняется разбросанность правового института по нескольким нормативным актам. Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права.
Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
Кодификация - это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта - кодекса, устава и пр. с целью обеспечения одного непротиворечивого регулирования определенной сферы публичных отношений.
Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированной отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.
Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.