Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура.
Первоначально в древности рынок был местом обмена товаров, в настоящее время рынок– совокупность экономических отношений между производителями и потребителями, основанная на децентрализованном безличностном механизме ценовых сигналов; это сфера свободного обращения товаров, капиталов, движения рабочей силы.
Сущность рынка – обмен результатами труда, посредник – деньги.
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда и специализация производства
- экономическая обособленность субъектов рыночного производства
- свободный обмен ресурсами
Условия функционирования рынка:
- свобода экономической деятельности
- многообразие форм собственности
- ликвидация монополизма в производстве и реализации товара
- создание правовой базы
- открытость экономики
- устойчивость финансовой и денежной системы
- социальная защищенность населения
Функции рынка:
а) регулирующая: рынок – наиболее совершенный инструмент саморегуляции товарного производства
б) стимулирующая: рынок стимулирует эффективность производства, побуждая создавать товар с наименьшими затратами
в) рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда
г) информационная – рынок – богатый источник информации (цены)
д) в условиях углубления внутри- и межгосударственного разделения труда и расширения кооперационных связей рыночные отношения обеспечивают пропорциональность в товарообороте между различными хозяйствами
е) санирующая – рынок «очищает» производство от избыточных предприятий
ж) функция дифференциации производителей
Структура рынка по объекту рыночных отношений:
- товарный: 1) потребительский; 2) рынок информации; 3) рынок средств производства; 4) рынок интеллектуального продукта
- финансовый: 1) рынок капиталов; 2) рынок ценных бумаг; 3) рынок труда; 4) рынок кредитов; 5) валютно-денежный рынок
- рынок факторов производства
Виды рынков:
1. Средства производства
2. Предметы народного потребления
3. Рабочей силы
4. Ценных бумаг (акции, облигации займа, сертификаты, векселя и др.)
5. Научных идей и технических решений
6. Золота
7. Валюты и др.
Любой рынок работает на основе законов стоимости, денежного обращения, прибыли, спроса и предложения, конкуренции, монополии, предельной полезности и др.
Инфраструктура – совокупность взаимосвязанных организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы: банки, торговые дома, аукционы, выставки, биржи, страховые компании, ярмарки и т.д.
122. Механизм рыночного ценообразования. Равновесие рынка.
Состояние рыночной экономики оценивается спросом, предложением и их взаимоотношениями.
Спрос - потребность, обеспечиваемая денежными средствами; то количество товаров и услуг, которое потребитель может купить по цене, сложившейся на рынке. Свойство спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса и наоборот. Обратная связь – это закон спроса, он определяется 3 причинами: 1) снижение цен увеличивает число покупателей; 2) покупатель получает меньше удовольствия от каждой последующей единицы продукта; 3) действие закона споса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект дохода - указывает на то, что при снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить число закупок, не отказывая себе в покупке других товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения - это стремление приобретать более дешёвые товары вместо тех аналогичных товаров с более высокой ценой.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса. Цена - самый важный фактор количества покупаемого продукта.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
- денежные доходы потребителей
- вкусы и предпочтения, мода
- число потребителей на рынке
- потребительские ожидания будущих цен и доходов
- цены на сопряжённые товары
Изменение одного или нескольких факторов в положительную сторону приводит к увеличению спроса.
Предложение - количество товаров, которое способен произвести и предложить производитель по каждой конкретной цене. Между ценой и предложением есть прямая связь – закон предложения. Цена - самый значительный фактор, определяющий предложение.
Неценовые факторы, определяющие предложение:
- цены на ресурсы
- технология производства
- налоги и дотации
- цены на другие товары
- ожидание изменения цен
- число продавцов на рынке
Взаимодействие спроса и предложения, их координация, осуществляется на основе ценового механизма. Это взаимодействие приводит к ценовому равновесию - цена, по которой продавец может продать товар, возместить затраты и получить прибыль, а для покупателя - если он в состоянии купить этот товар. Соответственно равновесной цене есть равновесное количество товара.
Рыночное равновесие - когда спрос равен предложению.
Конкуренция выполняет контрольную функцию, а также стимулирует технический прогресс, чтобы быть выше конкурентов.
Рыночная экономика - это всеобщность рыночных отношений во всех звеньях и на всех стадиях производства.
Главные преимущества рыночной экономики:
- свобода предпринимательской деятельности
- эффективность производства
- свобода потребительского выбора
Рынок разворачивает производство лицом к потребителю, обеспечивает приспособление объёма и структуры производства к объёму и структуре потребителей (т.е. их потребностей). Рыночный механизм обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов, стимулирует научно-технический прогресс.