История развития учения о кровообращении (Ибн ал-Нафис, У.Гарвей, М. Мальпиги).

Строение человеческого тела не являлось предметом научного исследова­ния в период классического Средневековья. Общеизвестно, что и христиан­ская, и исламская религии не допускают вскрытия человеческого тела. Со­гласно исламской традиции, умерший продолжает чувствовать боль; более того, в свой последний путь он должен отправляться без телесных поврежде­ний (рассечений, расчленений и т.п.). Поэтому, следуя Галену, анатомию продолжали изучать на животных, чаще человекообразных. Самым выдающимся достижением арабской анатомии явилось описание ле­гочного кровообращения, которое сделал сирийский врач и философ из Дамаска Ибн ал-Нафис (ок. 1210—1288 гг.). Он работал в Каире, где был главой знаменитой больницы ал-Мансури.

Изучая строение легочных сосудов и сердце, ал-Нафис пришел к выводу: в сердце «нет видимых или невидимых отверстий для прохождения крови. Нет сомнения, что разреженная кровь выходит через легочную артерию к легким, чтобы пропитать их субстанцию и смешаться там с воздухом... Затем она проходит через «arteria venosa» (легочную вену), чтобы прийти в левую из двух полостей сердца; смешавшись с воздухом, она становится насыщенной для сотворения духа». Это открытие малого круга кровообращения приведено в труде Ибн ал-Нафиса «Комментарии к разделу анатомии в «Каноне» (Ибн Сины)» («Kitab Sharh Tasrif al-Qanun», XIII в.)- Оно сделано на три столетия раньше описания малого круга кровообращения в труде испанского богослова Мигеля Сервета.

Уильям Гарвей (William Harvey, 1578—1657 гг.) — выдающийся английский врач, физиолог и эмбриолог. В возрасте 21 года он окончил Кемб­риджский университет. В 24 года в Падуе закончил факультет медицины и по­лучил степень доктора медицины. Вернувшись на родину, Гарвей стал профес­сором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.

Основываясь на достижениях своих предшественников — Галена, Везалия. Коломбо, Фабриция, — Гарвей математически рассчитал и экспериментальна обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно воз­вращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из арте­рий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физио­логии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Марчелло Мальпиги (1628— 1694 гг.) через четыре года после смерти Гарвея.

После многолетней проверки в эксперименте У. Гарвей изложил свою тео­рию в фундаментальном сочинении «Анатомическое исследование о движе­нии сердца и крови у животных», 1628 г. и сразу же подвергся ожесточенным нападкам со сто­роны церкви и многих ученых. Развитие микроскопии тесно связано с именами М.Мальпиги.

Большое значение для становления ботаники, гистологии и эмбриологии имели работы Марчелло Мальпиги (Marcello Malpighi) (1628- гг.) — итальянского врача, анатома и натуралиста. Исследуя под 180-ым увеличением препараты мочевого пузыря и легкого лягушки, он открыл (1661 г.) капилляры, соединяющие артерии с венами, и таким образом логически завершил исследования У. Гарвея. Мальпиги описал форменные элементы крови (1665 г.) Его именем названы слой эпидермиса, почечные тельца (1666 г.), которые принял за железы.

4. Николай Иванович Пирогов. Выдающийся деятель российской и мировой медицины. Хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хируггии.

Велика роль Н.И.Пирогова и в решении одной из важнейших проблем хирургии — обезболивания.

Открытие и введение наркоза

Обезболивание при помощи природных одурманивающих средств расти тельного происхождения (мандрагоры, белладонны, опия, индийской коноп­ли, некоторых разновидностей кактусов и др.) издавна применялось в странах Древнего мира: Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, у аборигенов Америки и Океании.

Эра наркоза началась с эфира. В 1846 г. американский дантист Уильям Мортон (William Thomas Green Mo 1819—1868 гг., рис. 218), испытавший на собаках и, волею случая, на усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Дж. Уоррену проверить на этот раз действие эфира во время операции. Дж.Уоррен согласился и 16 октября 1846 г. в Генеральном госпитале штата Массачу впервые успешно удалил опухоль в области шеи под эфирным наркозам, который давал У. Мортон.

Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз нашел самое широкое применение. Первые в России операции под эфирным наркозом были произведены в Петербурге Н.И. Пирогов, 14 февраля 1847 г.. Эк-периментальной проверкой действия эфира на животных руководил физио-олог М. Филомафитский.

Научное обоснование применения эфирного наркоза дал Н. И. Пирогов. В опытах на животных он провел ши­рокое экспериментальное исследова­ние свойств эфира при разных способах его введения (ингаляционном, нутрисосудистом, ректальном и др.) последующей клинической проверкой различных экспериментальных методов (в том числе и на себе). 14 февраля 1847 г. он провел свою первую операцию под эфирным наркозом, удалив опухоль молочной железы за 2,5 мин.

Летом 1847 г. Н. И. Пирогов впервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке на театре военных действий в Дагестане (при осаде аула Салты), используя изобретенный им аппарат для подачи наркоза. Результаты этого грандиозного эксперимента поразили Пирогова: впервые операции проходили без стонов и криков раненых.

Применение эфирного наркоза в осажденном Севастополе в 1854— 1855 гг позволило Н.И.Пирогову оперировать одновременно на трех столах по 80—100 больных в сутки.

Работы Н.И.Пирогова «Практические и физиологические наблюдения над действи­ем паров эфира на животный организм» 1847 г.

Так возникла анестезиология (лат. anaesthesiologia; rpt4.anaisthesia— нечув ствительность), бурное развитие которой было связано с внедрением новы обезболивающих средств и методов их введения.

Наши рекомендации