Сущность и основные элементы

Характеристика рынка была бы неполной без анализа его струк­туры, действующих лиц и объектов их интереса.

Действующими лицами, или СУБЪЕКТАМИ, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство (семья) — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

• обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании сво­их членов);

• самостоятельно принимает решения;

• является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;

• стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

Фирма — это экономическая единица, которая:

• использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

• стремится к максимизации прибыли;

• самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспе­чения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в эконо­мические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.

ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т.п. Рынок имеет определенную структуру.

СТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важ­нейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, фи­нансовый.

2. По географическому положению различают местный, регио­нальный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции называют: монополисти­ческий, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.п.

5. По характеру продаж: оптовый и розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструкту­ры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными бир­жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции ра­бочей силы и т.д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инф­раструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки. Помимо этого, успешное функционирование рынка невозмож­но без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама (от лат. rес1ато — выкрикиваю) — этораспространениеинформации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писа­лись на деревянных, медных или костяных досках и громко зачиты­вались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как эле­мент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information — разъяснение) — этосведения,используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фир­ма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме при­были, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведе­ния.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. сопsulting — консультативный) — управлен­ческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследо­ванию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются косалтингом, т.к. оплата таких консультаций обходится дешевле. Чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. Аuditor- ревизор) – это организации. Осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Вывод: Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она признана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Тема ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ.

Одни авторы определяли цены предельной полезностью, другие – издержками производства, третьи – соотношением спроса и предложения.

В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А.Маршалла, который сделал попытку объединить данные концепции в одну.

Он отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т.е. цена.

В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном – издержек производства. Нижней границей являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.

Формирование рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.

В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

Определение цены на основе спроса и предложение имеет противоречие, отмеченное К.Марксом. суть его в том, что если спрос определяет предложение, а предложение – спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим..

Согласно теории К.Маркса основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство.

ЦЕНА – ЕСТЬ ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРА.

В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости. Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная рыночная стоимость, определенная стоимостью, или индивидуальная, с которой производится основная масса товаров для рынка. Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства. Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.

В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей. Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречие практически отсутствует.

В рыночной экономике цена выполняет три основные функции:

Ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов;

Стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;

Распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен. При все многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары. Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные, жестко устанавливаемые правительством; регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок. Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране. Уровень цен выражается индексом. Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

Наши рекомендации