Исследовательские методы в психологии и их классификация.
Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога - это процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях, специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от психологического измерения и исследования.
В отличие от научно-исследовательских задач, направленных на выявление общих закономерностей жизни и развития психики, цель диагностического процесса - ответить на психологически поставленные вопросы и подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения психологической проблемы. Необходимо помнить, что результаты диагностического обследования носят гипотетический характер, и их интерпретация немыслима без обращения к специальным знаниям, профессиональному и личному опыту. Разные авторы, опираясь на разные критерии, предлагают свои классификации психодиагностических методов.
Например, Б.Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу.
Р.С. Немов приводит следующую классификацию:
· методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное);
· опросные методы - анкеты, опросники, интервью;
· объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
· экспериментальные методы психодиагностики.
А.Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие:
ü приборные психофизиологические методики;
ü аппаратурные поведенческие методики;
ü объективные тесты с выбором ответа;
ü тесты-опросники;
ü методики субъективного шкалирования;
ü проективные методики;
ü стандартизированное аналитическое наблюдение;
ü контент-анализ;
ü включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;
ü психологическую беседу (интервью);
ü ролевую игру;
ü активный обучающий эксперимент;
ü качественный анализ деятельности.
Наблюдение- научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности.
Варианты наблюдения как метода исследования
Критерий выделения | Вариант наблюдения | Основная характеристика |
Субъект наблюдения | Внешнее. Внутреннее (интроспекция) | Прямое наблюдение за объектом со стороны. Наблюдение за собственными внутренними процессами или использование данных интроспекции испытуемых |
Процедура | Свободно. Стандартизированное | Не имеет установленных рамок или программы, может меняться по желанию наблюдателя. Ведется по четкой и заранее определенной программе, строго следуя ей |
Участие исследователя | Включенное. Стороннее | Исследователь участвует в процессе, за которым наблюдает. Личное участие исследователя в наблюдаемом процессе исключено |
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
Варианты психологического эксперимента
Критерий выделения | Вариант эксперимента | Основная характеристика |
Условия проведения | Лабораторный. Естественный. Полевой | Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры. Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого. Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной |
Влияние на развитие психики | Констатирующий. Формирующий (обучающий, воспитывающий) | Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент. Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств |
Тест - это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения.
Опроскак психодиагностический метод подразделяется на:
1. устный и письменный,
2. свободный и стандартизированный.
Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.
Наиболее распространенный вариант письменного опроса - анкета. В отличие от устного опроса анкетирование не позволяет увидеть реакцию отвечающего и изменить вопрос, переформулируя его; в то же время устный опрос более трудоемок и требует от психолога специальной подготовки.
Моделирование как метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и т.д. Искусственная модель повторяет основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена, позволяющие детально исследовать его. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Анализ продуктов деятельности основывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. К его стандартизированным и формализованным вариантам относятся контент-анализ и графология. Контент-анализ применяется при изучении характеристик разного рода текстов, системы смысловых единиц, помогающих выявить психологические особенности автора; при этом широко используются математические модели. Графология исследует характеристики почерка, связанные с определенными психологическими свойствами его автора.
Менее строгие формы применяются в качественном анализе таких продуктов деятельности, как сочинения или рисунки.
Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.