Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.
В процессе развития важное значение имеют:
· Видовой опыт (передаётся при помощи генетики)
· Индивидуальный опыт (приобретается в основе научения)
· Социальный опыт (продукты материального и духовного производства, которые усваиваются ребёнком).
Л.С. Выготский, выдающийся психолог и дефектолог, доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим (человек – биосоциальное существо).
В развитии психологии существует два направления:
1. Биологизаторское ( Холл, Геккель, Штерн) – человек – биологическое существо. Наследственность определяет весь факт психического развития. Разворачивание задатков с помощью биологических возможностей.
2. Социологизаторское (Локк) – основной фактор развития – среда. Психика представляет собой чистую доску, на которой сам Человек пишет.
Во второй половине 20 века соединяются два направления (Л.С. Выготский считал, что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах).
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
· хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
· специальное строение мозга (развитие мышления и речи);
· наследственный фактор (особенности нервной системы, темперамента);
· инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); венерические заболевания (гонорея, сифилис);
· эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
· несовместимость по резус-фактору;
· алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
· биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов,неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
· серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
· гипоксические (кислородная недостаточность);
· токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
· патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
· мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
· хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
Социальные факторы делятся на:
1. широкие: среда (культурно-историческая теория)
2. узкие: семья, воспитание и обучение. Основным проводником социальных влияний является, конечно, мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.).
· стрессы - потрясения, испуги. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.
· ранний возраст женщины или возраст после 35 для первенца
· нерациональное питание женщины (диеты и пр.)
· всевозможные аддикции (курение, и пр.)
· психологическое состояние матери во время родов - допускается присутствие близких, ребенка сразу не уносят, а кладут на живот матери, что способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного. Семейное положение и отношение к отцу Р.
· влияние социального окружения (семьи). Наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, и пр.) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития.
Чем младше ребёнок, тем большое значение имеют биологические факторы – чем старше – социальные. Поэтому старшие дети с одинаковыми нарушениями могут различаться из-за различных условий обучения и воспитания.