Психическое развитие и деятельность
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными изменениями, происходящими из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Деятельность – это всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает. действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В деятельности человека проявляется его активное отношение к окружающей действительности.
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Существует механизм психического развития (введено Л .С. Выготский), который включает в себя: социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, кризис развития, психологическое новообразование.
Социальная ситуация развития – это та конкретная форма значимых для Р. отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии Р. в течении данного возраста.
Ведущая деятельность (ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. А также перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Она не появляется сразу, а проходит своё развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Новая ведущая деятельность не отменяет предшествующую.
В основу периодизации психического развития ребенка Л. С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. Динамика развития:
1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребёнка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
4. Изменяется соц. ситуация развития, наступает критический период.
Сензитивные периоды связаны с ведущей деятельностью, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Возрастная периодизация и ведущий вид деятельности:
· Новорожденность (0-2 мес.). Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальнымсуществованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психическойжизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.Проявляется новообразование в форме комплекса оживления,который включает в себя следующие реакции: общее моторное возбуждение при приближении взрослого, использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения, обильные вокализации во время общения с матерью, реакция улыбки. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности. а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка.
· Младенческий возраст (2 мес. - 1 год). Ведущий тип деятельности - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее. Новообразования возраста:
1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
· Раннее детство (1-3 года). Ведущая деятельность – предметная деятельность.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная.У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста:начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
· Дошкольное детство (3-7 лет). Ведущая деятельность - игра.Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Это так называемая сюжетная игра.Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра,она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Новообразованием являются комплексы готовности к школьному обучению: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность.
· Младший школьный возраст (6 (7)-10 (11) лет). Ведущая деятельность - учение.Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия (складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.);
2. интеллектуальная рефлексия (ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе; возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять).
· Средний школьный возраст (10 (11) – 14 (15) лет). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Основные новообразования. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные и количественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном на котором протекает психологический кризис. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определённых групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляется критичность мышления, склонность к рефлексии, формируется самоанализ. Для многих подростков учёба отходит на второй план. Центральное новообразование- «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому, повышается эмоциональность.
· Старший школьный возраст (14-17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность. Период юности – период самоопределения. В основе данного процесса лежит выбор будущей сферы деятельности. Приобретение – формирование жизненных планов.
Далее ведущие деятельности не изучены – они разнообразны.