Основные направления и тенденции развития специальной психологии
Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития (Назарова).
Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии.
Связь с: мед. генетикой, психиатрией, спец. педагогикой, общей психологией, пед. психологией и психологией развития.
Задачи специальной психологии:
1. выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;
2. изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;
3. изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;
4. изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения; психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Таким образом, значение специальной психологии в том, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
Научная психология уходит своими корнями в так называемую обыденную, житейскую психологию. Люди с подобными нарушениями жили в человеческом сообществе всегда и не могли не обращать на себя внимания окружающих. Наблюдая за поведением лиц с отклонениями, люди пытались объяснить причины, вызвавшие их. Однако обыденное сознание характеризуется неточностью, противоречивостью, фрагментарностью, оно направлено преимущественно на внешнюю сторону явления, а не на его сущность. Неоднозначным являлось и отношение к инвалидам — от сострадания и стремления помочь до откровенной враждебности и преследований.. В древности детей с физическими нарушениями уничтожали, поскольку они не могли себя прокормить, или они погибали сами. Т.к. не было необходимой врачебной помощи. В 4-5 в. до нашей эры Аристотель, оправдывая детоубийство, выдвигал экономические условия. Платон говорил, что таких детей надо уничтожать, чтобы они не производили себе подобных. Другой формой общественного сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было сознание религиозное, представляющее собой систему убеждений, основанных на вере. Психические расстройства могли рассматриваться как наказание за какие-то грехи или как прямое проявление бесовства, что развязывало руки религиозным фанатикам. Лица с отклонениями преследовались, изгонялись, подвергались унижениям и физическому уничтожению. Проявление жалости к ним расценивалось как отступление от веры со всеми вытекающими последствиями. В тех случаях, когда религиозное сознание трактует психическую аномальность как особый знак блаженности, отношение изменяется в иную сторону. Лица с отклонениями становятся объектами заботы и призрения. Еще один источник знаний о природе отклонений в психическом развитии -художественная форма общественного сознания. Мировое и отечественное искусство и литература неоднократно обращались к образам персонажей с различными психическими нарушениями (И. Репин, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, А. Пушкин, А. Чехов, В. Гюго, и многие др.). Общим является стремление проникнуть во внутренний мир таких людей, раскрыть логику их поведения, дать через описание единичного картину всеобщей сущности природы человека независимо от состояния его психического здоровья (иррационально-мистическая и образно-эмоциональная основа). Все три указанные формы общественного сознания существенно отличаются от более позднего по времени возникновения научного способа изучения мира.
Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины (при обучении и воспитании детей с нарушениями в развитии). Подобная система стала складываться в Европе в 18 столетии под влиянием гуманистических и просветительских идей (отграничения УО как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний франц. психиатром Ж. Эскиролем). Также был предпринят первый опыт обучения детей (Песталоцци). Период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризуется ее «включенным» состоянием в коррекционно-педагогический процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со своим предметом и методами.
Формированию специальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Именно поэтому на становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное влияние педагогическая и медицинская психология.
Бурное развитие специальной психологии в начале XX века (появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию: из педологии пришли принципы динамического, системно-комплексного и сравнительного анализа). Генетическая идея, то есть изучение ребенка в процессе развития, стала доминирующей. Также наблюдается активная внутренняя дифференциация (начинают складываться сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология).
В конце XIX — начале XX века система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии как в Европе, так и в России приобретает особую динамику. Открываются новые школы, приюты, санатории. Доминировавший клинико-биологический подход начинает все более активно дополняться социально-педагогическим (появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии Е. Маляревский, В. П. Кащенко, и многие другие.
Важную для специальной психологии роль сыграл В. М. Бехтерев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии (психодиагностический бум XX века – первые тестовые методики были созданы именно в рамках специальной психологии и предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения).
Бурное развитие специальной психологии в дореволюционный период России, в становлении которой принимали участие П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский и др., было серьезно приостановлено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией. Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательские работы начинают возобновляться, хотя уже не достигают прежнего уровня из-за острой нехватки профессиональных научных кадров. По всей стране были созданы городские, краевые и районные педологические кабинеты, представляющие собой некий прообраз государственной психологической службы в области аномального детства (А. И. Эткинд, координировал экспериментально-дефектологический институт).
Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. Л.С.Выготский. придал специальной психологии характер сформированной науки с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов. Выготский не основал специальную психологию, а способствовал ее окончательному оформлению и превращению в самостоятельную научную область. К началу 30-х подвергаются гонениям психотехника, социальная психология, психоанализ. Определенная активизация в психологии отмечалась в период ВОВ и после ее окончания. Увеличение числа инвалидов остро поставило вопрос об их социально-психологической и трудовой адаптации (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, , А. Р. Лурия и др.). Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР (восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского).
В середине 60-х годов актуальной темой стала проблема социальной адаптации и реабилитации, общественного бытия взрослых инвалидов в широком аспекте: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение. Со временем стали изучаться слабослышащие и слабовидящие). Формируются новые направления, таких как психология детей с ЗПР, психология лиц с патологией ОДА. Закладываются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Наиболее часто встречают нарушение интеллектуального развития с одновременной патологией зрения и (или) слуха, расстройство ОДА в сочетании с умственным недоразвитием и т. д. Появление подобных форм сочетанной патологии с неизбежностью ставит вопрос о специфике обучения и воспитания подобных детей. Закладываются основы новых разделов специальной психологии, возникающих на стыке традиционных.
В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психология изучения детей с РДА.
Фактически в спец. психологич. помощи нуждаются не только дети, посещающие спец. образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образов. учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошк. группе могут находиться самые разные категории детей.