Реабилитация молодых инвалидов
По резолюции международного совещания министров здравоохранения (1967), Всемирная организация здравоохранения (Женева, 1969) определяет реабилитацию как систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду; как сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье, обществу.
Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так ив психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах. Медико-социальная реабилитация — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц в результате перенесенных заболеваний и травм, а также при других физических и психических ограниченных возможностях.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация — комплекс мер социальной поддержки и диагности-ко-коррекционных программ по преодолению различных форм дезадаптации, по включению, интегрированию инвалида, начиная с детского возраста и далее на протяжении всей жизни, в среду, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников, профессиональная деятельность и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подрост-ковой и последующей возрастной дезадаптации. Выделяются три основных типа дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, в основе которых лежат органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в разной степени выраженности отставании в умственном развитии.
Лица с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К инвалидам с расстройствами средней тяжести и пограничного характера применимы меры медико-психологического оздоровительного сопровождения педагогического процесса в условиях учебных и воспитательных учреждений (детские сады, школы, интернаты, училища, вузы).
Наиболее полно и последовательно в нашей стране разрабо
тана Концепция реабилитации в трудах М.М. Кабанова, который
подчеркивал необходимость системного подхода к ней. По словам
М.М. Кабанова, реабилитация представляет собой «арену систем
ной деятельности», где участниками этой деятельности являются
человек (как организм и как личность), сам по себе являющий
ся «открытой системой», и окружающая его социальная и биоло
гическая среда. При этом объединение медицинской, психоло
гической и социальной моделей болезни человека в системной
концепции реабилитации является методологической установкой.
В этом плане о реабилитации можно говорить как о биопсихосо
циальной системе. Реабилитация есть и метод (процесс), и цель
(результат). <
М.М. Кабанов определил принципы системы реабилитации. Первый — единство биологических и психосоциальных методов воздействия. Речь идет о регулировании с их помощью механизмов реституции, адаптации, компенсации, физиологических и психологических механизмов защиты. Второй принцип— разносторонность (разноплановость) воздействий для реализации реабилитационной программы. Сюда включаются психологическая, профессиональная, семейная, общественная реабилитация, воспитание и обучение больного, преследующие цель формирования адекватной системы отношений личности. Третий принцип — опосредование через личность больного всех лечебно-восстановительных мероприятий («апелляция к личности»).
Четвертый принцип — ступенчатость мероприятий реабилитации. Согласуясь с положениями ВОЗ о трех этапах реабилитационных программ — медицинской, профессиональной и социальной, М.М. Кабанов предлагает следующую последовательность действий: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова. На первом этапе решаются задачи предупреждения формирования психического дефекта, инвали-дизации, явлений «госпитализма», ухода в болезнь (первичная профилактика), а также, если таковые уже существуют, устранения или уменьшения этих явлений, предупреждения их дальнейшего патологического развития (вторичная профилактика) в основном методами физио- и психотерапии. На втором этапе рекомендуется стимуляция социальной активности, повышение возможностей приспособления к социальным условиям жизни, главным образом методами воспитания, обучения, трудовой деятельности (реадаптация). На третьем этапе необходима помощь в организации быта, создании или сохранении семьи, в трудоустройстве: абилитация — предоставление прав или реабилитация — восстановление прав (третичная профилактика). Медико-психологическую реабилитацию, введенную в педагогический процесс учебного заведения, принято называть сопровождением. Логичным завершением процесса сопровождения в вузе должна стать социально-психическая зрелость студента-инвалида, помимо учебно-профессиональной подготовленности и сохранности его здоровья.
Полное, равноправное включение личности в необходимые ей сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе понимаются как социальная интеграция, которая, в свою очередь, является основным показателем эффективной работы по социальной реабилитации населения. Обеспечение интеграции инвалида в общество призвана решать социальная реабилитация. Главным условием решения задач социальной реабилитации является включение человека с ограниченными возможностями в те или иные виды деятельности и общения в качестве их субъекта. Считается, что Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования: управлять своими действиями, пла-
нировать и реализовывать программы, контролировать ц анализировать результаты поведения и деятельности.
Успешный опыт включенности инвалидов в активную социальную жизнь свидетельствует о том, что он невозможен, если в окружающей инвалида среде не будут созданы условия, Во-пеп-вых, для воспитания в семейной атмосфере достаточной самостоятельности без чрезмерной опеки; во-вторых, для равноправного общения со сверстниками не инвалидами; в-третьих, длЯ По_ лучения полноценного образования, реализующего творческий потенциал личности в той области, в которой человек, имеющий дефект развития, мог бы проявить себя.
а |
Важнейшей частью социальной реабилитации является реабилитация профессиональная. Интеграция в общество невозможн как полноценное событие вне получения инвалидами профессионального образования, вне системы его обеспечения. Це ИМея профессионального образования, человек с ограниченными возможностями здоровья не только не может участвовать в общественной жизни, но и заработать себе на пропитание.
Обеспечение профессионального, в том числе и главным образом высшего образования молодых инвалидов государством и обществом — сложная теоретическая и практическая проблема Согласно определению В.И. Даля, «обеспечение» означает «дать что-либо верное, снабжать всем нужным, оградить от убытков недостатка, нужды, от грозящей кому опасности».
Основу государственной системы обеспечения составляет юридическая база. Для того'чтобы обеспечить инвалидам возможность обучаться в высшей школе, необходимо создать прежде всего условия для их нормального развития и обучения на всех этапах довузовской подготовки. Здесь нужны правовые основы и государственные гарантии обеспечения инвалидов социальной защитой их семей, поскольку большинство матерей оставляют работу и посвящают свою жизнь заботе о ребенке-инвалиде а отцы, как правило, покидают такую семью.
На парламентской Ассамблее Совета Европы (1992 г.) были приняты Рекомендации № 1185 к реабилитационным программам для инвалидов. В них определялась основная роль социальных барьеров, препятствующих человеку с ограниченными возможностями здоровья быть интегрированным в общество
В этой связи общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам инвалидов. В положении к совместному постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. приводится нормативная классификация, где реабилитация инвалидов определяется как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма», а цель реабилитации формулируется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Таким образом, согласно правовым документам, образование инвалидов, в том числе профессиональное, приводящее к материальной независимости и социальному статусу полноценного гражданина, должно иметь междисциплинарный характер медико-психологического сопровождения педагогических технологий, адаптивных к индивидуальным нуждам инвалидов, обеспеченных всеобщей социальной поддержкой, в том числе экономической поддержкой со стороны государства.
На Генеральной Ассамблее ООН (20 декабря 1993 г.) были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Согласно положениям правил, обязательных для выполнения всеми членами ООН, образование инвалидов должно быть неотъемлемой частью системы общего образования. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 г., отражает принципы, провозглашенные ООН, и предусматривает специфику образовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. В этой связи образовались три формы обучения инвалидов: общеобразовательная, специализированная, домашняя.
Проводились исследования отношения к возможности обучаться вместе с инвалидами со стороны клинически здоровых студентов. Например, сообщалось об анкетировании 162 сту-
дентов санкт-петербургских вузов технического, гуманитарного! естественно-научного профилей обучения (Кантор В.З., 2000), В исследовании выявлялось отношение студентов к инвалидам по зрению, слуху, опорно-двигательной системе применительно ко всем сферам социальной жизнедеятельности человека: сферам обучения, труда, быта, культуры. Положительное отношение к инвалидам было высказано в основном студентками гуманитарных специальностей на фоне подавляющего большинства безразличного отношения, особенно к инвалидам с тяжелыми нарушениями двигательной активности.
Специалисты предложили новый подход к разработке показаний и противопоказаний к получению инвалидами профессии. В отличие от традиционного, нозологического, перечня медицинских противопоказаний к профессии предлагается подход индивидуальный. В его основе лежит принцип выделения клинико-функциональных, физиологических и психологических критериев трудового прогноза в связи со степенью выраженности ограничений жизнедеятельности инвалида. В этой связи требуется комплексная оценка тяжести труда, включающая в себя санитарно-гигиенические, психофизиологические, производственные характеристики условий труда по 22 показателям.
Труд специалистов-инвалидов объективно необходим всему обществу, их привлечение к общественно полезной деятельности соответствует интересам государства и общества в целом. Труд инвалидов создает доход, умножает национальное достояние и тем самым облегчает задачи государства, связанные с содержанием нетрудоспособного населения. В результате происходит значительная экономия пособий по социальному обеспечению инвалидов и их иждивенцев, включая выплаты по инвалидности и болезни,
Специалисты-инвалиды являются в основном хорошими работниками. Если сравнивать качество труда инвалидов и не инвалидов по ряду объективных и субъективных показателей, а именно: производительность труда, качество выполненной работы, экономия труда, дисциплина работников, степень и эффективность их участия в техническом творчестве, в управлении производством, активность в приобретении профессиональных знаний и
умений — то выявятся не только одинаковые показатели, а даже февосходящие у работников-инвалидов.
Так, в США еще в 1981 г. было проведено обследование 1500 мужчин и женщин с различными тяжелыми формами инвалид-ности, имеющих высшее образование и без образования и т.д., а акже работающих на заводах одной из крупнейших химических компаний. Обследование показало:
1. Работающие инвалиды ни в чем не уступают, а по некото-рым показателям и превосходят здоровых лиц.
2. Наем на работу инвалидов не повлек за собой каких-либо увеличений в затратах на компенсацию в потере рабочего времени.
3. В вопросах безопасности как в рабочее, так и нерабочее вре-мя 95% работников-инвалидов показали средние или лучшие ре-зультаты, чем в целом по предприятию.
4. 91% показали средние или лучшие результаты по произво-дительности труда.
5. 93% показали средние или лучшие результаты по стабиль-ности занятости.
6. 79% показали средние или лучшие результаты по трудовой дисциплине.
Вместе с тем не все инвалиды, которые могут работать, хотят этого. В этой связи предлагается различать две формы занятости — пассивную и активную. Пассивная занятость отражает формальную сторону трудоустроенности: инвалид числится на предприятии, получая минимум в качестве зарплаты, а фактически нe работает. Активная занятость возможна на основе разработки в реализации программ профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов, создания рабочих мест с учетом способностей и возможностей каждого.
Единственным критерием при получении работы и права ос-таваться на ней должна являться компетентность и способность с труду, а не наличие инвалидности.
Вместе с тем обращается внимание в ряде документов меж-дународного сообщества на необходимость предусмотреть, что-бы законодательство каждой страны поощряло и содействовало трудоустройству инвалидов, по возможности, на предприятиях :о свободным режимом, без строгого соблюдения норм выра-
ботки, полностью или частично оборудованными рабочими местами для инвалидов, а также обеспечивало для них работу на дому и возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Литература
1. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб., 1998.
2. Шипицына Л.М. Специальное образование в России. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленбер-га.-СПб., 1997.
8.4. Обеспечение обучения инвалидов в вузе
В государственную систему обеспечения профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогическогообеспечения образовательного процесса: экономическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое.
Научно-методическая часть педагогического обеспечения связана с разработкой системы медико-психолого-педагогического обеспечения педагогической средой учебного заведения объективной, на основе показаний диагностики, индивидуальной возможности получения полноценного образования инвалидами. В этой связи вводится понятие индивидуальная медико-психологическая основа образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические свойства личности), которая должна учитываться в качестве принципа индивидуализации обучения в организации особых условий образования лиц с проблемами здоровья. Из биопсихосоциальных природных истоков становления человека происходит развитие в онтогенезе его физического здоровья, мо-тивационно-волевых свойств, интеллекта, личности в целом, что и определяет методологические принципы педагогического обеспечения развития человека в ситуации образования, а именно: педагогического обеспечения развития интеллекта, медико-педагогического обеспечения сохранности здоровья и физического развития, психолого-педагогического обеспечения развития личности.
В этой связи педагогическое обеспечение профессионального образования инвалидов — это методология, научная организация процесса специального сопровождения методами комплексной реабилитации и развивающей личность педагогики профессионального обучения инвалидов в системе непрерывного образования под руководством кадрового состава этих учреждений, а также контроль эффективности этого обеспечения в процессе обучения и на рабочих местах выпускников учебных заведений.
Первый этап — педагогическое обеспечение постановки задач. Он включает в себя анализ конкретной социальной и педагогической информации о составе абитуриентов-инвалидов, данных медицинской и психологической диагностики. В итоге на первом этапе (на основе собранной информации о возможностях абитуриентов) формулируется задача педагогического процесса таким образом, чтобы его условия были достаточны для обеспечения полноценного образования по государственному стандарту. Достаточность условий (обеспеченность управленческая, материально-техническая) обеспечивается в научно-методическом плане комплексом методов, адекватных поставленной задаче.
Второй этап — педагогическое обеспечение выполнения задач. Ко второму этапу обеспечения подбирается в соответствии с результатами диагностики конкретный комплекс методик, который апробируется в процессе педагогического обеспечения (или в пилотажных пробах) специалистами.
Третий этап — педагогическое обеспечение контроля выполнения задач. Отобранный на предыдущем этапе комплекс методик корректируется при необходимости в процессе его применения. Диагностируется эффект его применения.
Рассмотрим три существующих подхода к профессиональному обучению: специализированный, интегрированный, дистанционный.
Специальное образование осуществляется в учебных учреждениях или классах, специально создаваемых для лиц с определенной проблемой здоровья.
Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Россия стала второй страной,
открывшей специализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Широкое развитие специализированные школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и «проблемных» детей получили в начале двадцатого века, особенно после Второй мировой войны.
Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функционированию специального образования, были приняты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Китае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финляндии (1977 г.), Японии (1978 г.), Великобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).
Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор (2005 г.) отсутствует закон «О специальном образовании», обсуждение которого в Федеральном собрании РФ началось еще в 1995 г.
В США инвалиды, наряду с обучением в колледжах и университетах (до 1% от общего числа студентов), получают высшее образование в специализированных институтах для глухих (Рочес-тер) и слепых (Вашингтон). Финансовые затраты на специальное образование в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастают с каждым годом и становятся обременительными для стран с высоким уровнем инвалидности, даже экономически благополучных. Это обстоятельство явилось одним из основных (правда, не афишированным) доводов перехода преимущественно к интегрированному обучению в ряде развитых стран (Швеция, США, Дания, Великобритания, Франция, Италия).
Кратко рассмотрим деятельность специализированных вузов в России.
В Государственном специализированном институте искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (город Курск) особое внимание уделяется формированию атмосферы учебно-творческого сотрудничества студентов с различными проблемами здоровья. Вуз руководствуется принципом дополнительности: студенты с проблемами слуха, зрения,
двигательной активности объединяются и взаимодействуют группами, в которых снимается проблема их индивидуальных дефектов зрячий компенсирует незрячего, слышащий - глухого и т.д. В результате нередки случаи образования и семей такого состава.
При Красноярском государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) создан образовательный Центр реабилитации и адаптации молодежи с нарушениями двигательных функций (в основном больных сколиозом). Вуз, обеспечивающий высшее экономическое образование по специальностям «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет и аудит», входит как заключительное звено в лечебно-образовательный комплекс, в составе которого работают детский сад, средняя школа-интернат, ортопедический стационар, подготовительное отделение вуза. Учебные планы института в объеме 26 учебных часов в неделю по специальностям, соответствующим госстандартам, предусматривают большой объем самостоятельной деятельности в спецклассе, оснащенном необходимой техникой и учебно-методической литературой, курсовые работы с элементами научных исследований, элективные курсы, индивидуальные занятия. Разработана система физических упражнений и психологической адаптации для больных сколиозом с пяти- до двадцатипятилетнего возраста (в тренажерном зале, плавательном бассейне, учебном классе с использованием специального оборудования, методик лечебной физкультуры, лекций по валеологии). Создан валеологичес-кий оздоровительный центр, осуществляющий профилактические и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию опорно-двигательной системы, восстановление соматического здоровья, развитие физических качеств.
Помимо вышеперечисленных в России функционируют специализированные вузы для инвалидов с нарушениями слуха в Новосибирске при Сибирском филиале Академии наук РФ; в Москве (Государственный специализированный Музыкальный институт искусств) для инвалидов с физическими и сенсорными нарушениями.
Институт социальной реабилитации часть учебно-воспитательного процесса проводит в лабораториях, аудиториях, библиотеке и общежитии — на территории и в атмосфере Новосибирского государственного технического университета. Процесс
обучения сопровождается системой комплексной реабилитации (Птушкин Г.С., 2000).
Физическое состояние маломобильных студентов-опорников с сопутствующими соматическими заболеваниями и психоневрологическими расстройствами предопределило создание Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ) и функционирование в МИИ специальных подразделений (поликлинического отдела, кафедры лечебной физкультуры, научно-исследовательской лаборатории), деятельность которых имеет рекреационную, восстановительную направленность здоровьесберегающего подхода. Обучение в институте всех студентов поддерживается медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической помощью, позволяющей сохранять их работоспособность без адаптации учебных программ и продления сроков обучения.
Интегрированное образование.
В РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) инвалиды по зрению обучаются на факультетах коррекционной педагогики и технологии предпринимательства, социально-экономическом факультете. Используется несколько форм: индивидуальное обучение в едином потоке студентов без специального сопровождения (полная интеграция); групповое обучение студентов по единому плану и со специальным сопровождением (частная интеграция). При кафедре тифлопедагогики в целях психолого-педагогического сопровождения обучения студентов-инвалидов по зрению в вузе был открыт ресурсный центр. Специалисты РГПУ им. А.И. Герцена отмечают, что, являясь вспомогательным, сопровождение должно существовать не всегда, а только там, где возникает острая проблема, его продолжительность не должна быть нормированной величиной. Методология педагогической поддержки студентов-инвалидов, интегрированных в вузовскую среду обучения и общения с клинически здоровыми студентами, предполагает ряд этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.
На диагностическом этапе определено, что наиболее значимыми проблемами для студентов, инвалидов по зрению, являются не столько учебные, сколько проблемы установления взаимопонимания со зрячими сверстниками, овладения принятыми груп-
пой нормами поведения. Студенты в этой проблемной ситуации либо полагаются только на себя, либо ищут помощи среди преч подавателей или в своей микрогруппе инвалидов. На поисковом этапе в индивидуальном порядке выявляются причины трудностей и определяются пути их преодоления на деятельностном этапе включения в интегрированные со зрячими студентами виды деятельности. Педагогическими средствами помощи могут стать групповые проекты и клубы по интересам. Рефлексивный период закрепляет позитивный опыт общения и обучения в сознании инвалида, способствует развитию его способностей к самоанализу и саморегуляции.
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций совместно с Санкт-Петербургским механико-приборостроительным колледжем объединили свои усилия системой непрерывного образования инвалидов с нарушением слуха. Такая система позволила сократить сроки обучения выпускников колледжа в вузе до 3,5 лет.
На базе кафедры «Социальная работа» и «Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического университета проводится обучение студентов-инвалидов. Во Владимирском государственном университете создан центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху.
Челябинский государственный университет (Чел ГУ) занимается высшим образованием инвалидов с 1992 года. Коллектив специалистов разработал собственную модель сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов в вузе. Сопровождение понимается как многоаспектный метод, который обеспечивается единством усилий педагогов, психологов, методистов, социальных и медицинских работников, других заинтересованных участников. Это органическое единство диагностики проблемы учебы, субъективного потенциала учащихся, информационного поиска путей ее разрешения, конструирования плана действий и практики его осуществления. В ЧелГУ инвалиды проходят довузовский период адаптации, специальную подготовку по основам психологии личности и общения, самовоспитания, изучают основы библиографии, методику самостоятельной работы в вузе, нормы организации интеллектуального труда, методику развития памяти и т.д.
В 2002 учебном году специализированный вуз, ранее обучавший только инвалидов-опорников, пригласил клинически здоровых абитуриентов МИИ, поменяв название (теперь это Московский государственный гуманитарный институт).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывающий технологии образовательно-реабилитационной среды обучения в университете студентов, инвалидов по слуху, опирающийся на опыт обучения лиц такой инвалидной проблематики начиная с 30-х годов XX века. Опыт университета заслуживает особого внимания. Специалистами вуза разработана и внедрена система дифференцированного подхода к образованию инвалидов по слуху. Суть ее состоит в том, что студенты-инвалиды первого года, в отличие от клинически здоровых студентов-первокурсников, проходят обучение по специальной подготовительной, вводной, программе. Кроме обязательных для университета блоков фундаментальных дисциплин в учебные планы вводятся специальные реабилитационные курсы, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалидов к обучению в вузе наряду с клинически здоровыми студентами. По итогам первого курса и на основании экспертной оценки осуществляется выбор пути дальнейшего обучения в университете и специальности. Студенты-инвалиды, в зависимости от тех или иных индивидуальных проблем, могут продолжить обучение в интегрированной, специализированно-реабилитационной и частично пролонгированной реабилитационным сопровождением формах обучения в вузе в течение трех лет (среднетехническое образование), пяти (диплом бакалавра), семи (диплом магистра), восьми лет (диплом инженера-исследователя). Непрерывность образовательного процесса обеспечена в МГТУ как довузовской подготовкой инвалидов-абитуриентов, так и послевузовской системой повышения квалификации, трудоустройства и профадаптации выпускников на рабочих местах (система создания специальных рабочих мест, их социальной защиты и ежегодной аттестации).
Дистанционное образование.
Оснащение — в первую очередь инвалидов — компьютерными системами в современном обществе необходимо в связи с тем, что
они способны успешно компенсировать дефицит сенсомоторных способностей, утерянных человеком вследствие инвалидности. Например, речевой ввод информации в компьютер и управление компенсируют нарушения функций подвижности рук; ввод текстовой информации и компьютерный синтез речи компенсируют функциональные дефекты речи, а визуальное представление текста — недостатки слуха, дистанционное образование — нарушение со стороны опорно-двигательной системы, искусственный интеллект — ограничения памяти и мышления.
Видеокомпьютерное обеспечение инвалидов позволит решить целый ряд жизненно важных задач:
> Бытовая медицинская реабилитация посредством индивидуально запрограммированных домашних тренажеров.
> Обучение информационным технологиям, дистанционное обучение.
> Надомная работа в качестве информационного аналитика, консультанта, менеджера, редактора, сетевого оператора, Web-мастера, дизайнера, тьютора и т.д.
> Создание домашних видеокомпьютерных мини-студий, домашних офисов и мастер-студий, служащих одновременно мастерской, лавкой информационной продукции, очагом информационной культуры, учебным центром информационных технологий.
> Общение и выполнение общественных функций с помощью видеоинформации и телекоммуникаций.
> Организация досуга.
Пермская общественная организация инвалидов-военнослужащих планирует создание специализированного компьютерного класса для обучения и работы людей с различными физическими недостатками в сфере высоких технологий на базе разработок программной лаборатории. К такого рода разработкам относятся программы обучения специалистов из числа инвалидов в области использования персонального компьютера и современного программного обеспечения. Предлагаются три схемы получения дистанционного образования пользователями персонального компьютера. Первая схема предусматривает выезд студента в вуз, где он сдает приемные экзамены, получает задание, выполняет его дома, сдает экзамен в вузе и т.д. Вторая схема ограничивает-
ся выездной сдачей экзаменов в вузе, а задания студент-инвалид получает посредством Интернета. Третья схема целиком связана с применением Интернет-технологий, таких, как телеконференция, электронная почта, Интернет-чаты и др.
В Магадане создан Учебно-информационный центр независимой жизни, особо актуальный для инвалидов, проживающих на огромной территории Магаданской области. В сочетании с традиционными методами заочного обучения Центр использует новые технологии связи и передачи данных, в том числе на специальных информационных носителях (плоскопечатный шрифт Брай-ля, аудио, видео). Технические аспекты системы связи заключаются в создании на основе спутниковых терминалов малого радиуса (VSAT) сети дистанционного интерактивного обучения инвалидов. Интеграция такой сети в Интернет позволит получить высокоскоростной канал полифункционального взаимодействия, а также использовать линии телефонной связи.
Развитие современных технологий, по мнению специалистов, позволит решать такие задачи, как компьютеризированное тестирование и контроль знаний учащихся, доступ по средствам домашних компьютеров к реальным лабораторным установкам учебных заведений (программно-аппаратные средства Lab View).
Современный гуманитарный университет (СГУ) реализует дистанционный подход к обучению, основанный на максимальном использовании преимуществ новых информационно-коммуникационных обучающих технологий. Применительно к дистанционному обучению как важному звену в системе непрерывного образования возрастает значимость индивидуальной программы обучения. В этой связи в лаборатории НИИ психологии и социологии образования СГУ разработана методика ТУЗ - «темп усвоения знаний». Показатели темпа усвоения знаний стремительно возрастают от младшего подросткового возраста к студенческому, достигая наивысших значений в этом возрасте, а затем плавно снижаются.
В 2000 году в рамках научно-технической программы МО РФ в МИИ осуществлялся проект по разработке прототипа СДО - системы дистанционного образования инвалидов-опорников. Проект предусматривает:
> Разработку концепции создания СДО инвалидов-опорников, реализацию и апробацию отдельных подсистем СДО (интеллектуальные подсистемы контроля знаний и технологии обучения).
> Разработку и внедрение комплекса компьютерных программ для дистанционного контроля знаний обучаемых.
> Создание подсистемы организации учебного процесса (электронный деканат).
Дистанционное обучение развивается высокими темпами, здесь происходит внедрение лучших инновационных технологий. Если в 1993 году о российском дистанционном образовании только начинали говорить, то к 1998 году уже более сотни образовательных учреждений начали реализовывать отечественные образовательные услуги в" России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В дистанционном образовании, как и в заочном, создаются вынужденные условия повышения роли самостоятельности учащихся в освоении учебного материала. Этим обстоятельством успешно пользуются педагоги, работающие по технологии авторизованного обучения. В авторизованных курсах педагоги формулируют идеи и проблемные вопросы, сгруппированные в соответствии с логикой изучаемого предмета. Анализируя проблему, ученик самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, формулирует собственные суждения и выводы, тем самым